Статья «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»

3
0
Материал опубликован 9 December 2020 в группе

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

Макаренко А.С.



Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьёй. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий. И педагог и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основными задачами взаимодействия с родителями является:

-установить партнёрские отношения с семьёй каждого ученика;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимодействия, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные кол­лективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание — основная форма работы роди­телей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный руководитель (или ад­министрация) направляет деятельность родителей в процес­се его подготовки. Организаторами собрания являются чле­ны родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выпол­нять самим родителям. Родительский комитет или очеред­ная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопро­сов, выносимых на собрание.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помо­гает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может пред­ложить набор возможных тем с учетом имеющихся мето­дических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Фор­мы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели. Их активность, творчество, уча­стие в обсуждении вопросов связаны с организацией и про­ведением занятий. В этой связи при организации психоло­го-педагогического просвещения родителей целесообразно следующее:

использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение про­блемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);

организация групповой работы родителей при подготов­ке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурм в коллективном поиске способов решения про­блемы, разработка рекомендаций по обсужденному воп­росу, составление памяток, проектов, предложений;

проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;

информация о наиболее интересных и полезных публи­кациях, книгах по проблемам, которые волнуют роди­телей;

подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу. Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают мате­риал и проводят занятие своими силами. Если приглашает­ся специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей мо­жет быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспи­тания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспри­нимается родителями с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызы­вающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли поло­жительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса роди­телей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношени­ях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсужде­ние родителей и стать основой для специально подготов­ленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагоги­ческой культуры. Диспут проходит в непринужденной об­становке, позволяет всех включить в обсуждение проблем. Для подведения итогов возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесооб­разно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родите­лей. Возможно составление программы действий по выяв­ленным проблемам. Встреча может быть завершена индиви­дуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей.

Особо важной формой является взаимодействие педаго­гов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде клас­сов, где родители активны и заинтересованны, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родите­ли, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительс­кого комитета, которые проводятся по мере необходимос­ти, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родите­лями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский комитет шко­лы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конферен­ции или собрания школьного коллектива.

Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаимодейству­ет с различными группами временных организаторов конкрет­ной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необ­ходимости включаясь в активную совместную деятельность. В школе и классах организуется групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специ­алистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследовательский ха­рактер. Так, учителя и классный руководитель приглаша­ют на урок родителей тех детей, которые испытывают труд­ности в учебной деятельности. Педагоги стремятся постро­ить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются найти способы оказать помощь детям.

Ряд групповых занятий призван вооружить родителей умениями организовывать кружки для детей, клубные формы работы в выходные дни дома.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с от­цами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышле­ния-консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия про­низывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выпол­нение индивидуальных поручений, совместный поиск ре­шения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффек­тивны, если удалось найти с каждым родителем индиви­дуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровен­ность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ре­бенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и шко­ле. Психологическим условием успешного межличностно­го взаимодействия являются внимательность, проникно­венность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены боль­шие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, суще­ственным образом изменить отношение к педагогу, ребен­ку, к заботам и делам класса.

Индивидуальная работа с родителями требует от педаго­гов больших усилий и изобретательности, но ее эффектив­ность по сравнению с работой в большой группе значитель­но выше. Именно в индивидуальном общении родители ус­ваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достиг­нутая в результате индивидуальной работы высокая вклю­ченность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчиво­сти в обучении как у учеников, так и у их родителей, улуч­шению поведения детей, положительному развитию их са­мооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.

Семьи учащихся очень разные, по-разному складывают­ся отношения с родителями. В современных условиях воз­никло немало проблем, которые усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами семьи, что отражается на харак­тере и формах взаимодействия школы и семьи и должно учитываться при организации работы с родителями и детьми.

Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть?

Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.

Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.

Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки педагога:

- устанавливать контакт с родителями,

-  понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,

- предвидеть результаты общения, возможные трудность;

- управлять своим поведением,

 - предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

- проявлять гибкость в общении с родителями;

- создавать в процессе общения  с родителями атмосферу совместного творчества;

- Владеть этикетными нормами речи и поведения;

- Организовывать содержательное общение с родителями;

 - Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных  особенностей.

 

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

- поднимать авторитет семьи;

- воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

- учитывать интересы родителей;

- опираться на жизненный опыт родителей;

- не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;

- верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

- отсутствие опыта группового взаимодействия;

- закрытость родителей;

- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

 





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации