Статья «Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей»
Формы и способы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
В основе взаимодействия образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
На сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия педагогов с родителями. Педагогам в основном следует ориентироваться на потребности, запросы и просьбы родителей, особенности семейного воспитания, приобщая их к делам школы и класса.
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Родительские собрания | Родительские тренинги |
Индивидуальные консультации педагога | Родительские конференции |
Посещения на дому | Дискуссии |
Дни творчества детей и их родителей; | Круглые столы |
Открытые уроки и внеклассные мероприятия; | Устные журналы |
Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса
| Практикумы |
Родительские вечера, чтения |
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и принимают политику, которую проводит школа по отношению к воспитанию, обучению детей и участвует в ее реализации.
Формы взаимодействия педагогов и родителей разделяются на:
Информационно-аналитические:
анкетирование;
опрос;
«почтовый ящик».
Наглядно-информационные:
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды;
стенгазеты.
Познавательные:
родительские гостиные;
интерактивные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
Досуговые:
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Традиционными способами взаимодействия образовательной организации с семьей могут быть коллективными, индивидуальными, наглядно-демонстрационными.
К коллективным формам относятся:
– родительские собрания,
– круглые столы,
– конференции,
– экскурсии,
– анкетирование,
– дискуссии и т.п.
К индивидуальным формам можно отнести:
– беседы,
– консультации,
– заочные консультации и др.
Наглядно-информационные формы:
– фотовыставки,
– выставка детских работ,
– стенды,
– папки-передвижки и др.
Традиционные формы
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Открытые уроки
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Нетрадиционные формы
Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
Современные технологии позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и вне учебных мероприятиях. Такой режим взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Каждый родитель имеет возможность для входа на школьный сайт. Кроме этого, сайт школы может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников, родители могут в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем, контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий. Появление мобильных информационных систем предоставляет родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья на разных ступенях школьного образования. Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.