12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие по экотропе».

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 125»

города Чебоксары,

Остроумова Лариса Константиновна.

Аннотация: Игра-квест на тему «Веселое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста предназначена и воспитателей дошкольных учреждений для организации совместных образовательных мероприятий с детьми. Предлагаемый материал направлен на экологическое воспитание детей, пробуждает заботливое отношение к природной среде, расширяет кругозор детей и поможет педагогам дошкольного образовательного учреждения организовать экологическую и экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей средой.

Пояснительная записка: Формирование экологической культуры должно начаться в детском саду. Различные природные объекты входят в предметную среду ребенка, поэтому его знакомство с природными явлениями, растениями, животными неизбежно - это естественный процесс познания и приобретения социального опыта. Необходимо предоставить возможность детям общаться с дикой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, растущие в зонах детского сада, могут предоставить детям самый богатый учебный материал, а педагоги могут предоставить возможности для реализации полноценного экологического образования детей дошкольного возраста на природе.

Новизна этой познавательной квестовой игры «Веселое путешествие» заключается в том, что это интересная форма работы по экологическому образованию, которая открывается организацией экологического маршрута - специально оборудованного образовательного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать проблемы экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшей природной средой.

Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знаний учащихся, развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации, формирование ответственного и бережного отношения к природе.

Образовательные задачи:

формировать первичные представления об объектах мира, о свойствах и отношениях объектов мира;

сформировать систему экологических знаний и идей;

сформировать умение анализировать различные природные явления и события, сравнивать их, обобщать.

Развивающие задачи:

развить интерес, любознательность и познавательную мотивацию детей;

устойчивый интерес к природе, ее одушевленным и неодушевленным предметам и явлениям природы, окружающему миру, продуманному и бережному отношению к объектам природы.

Воспитывающие задачи:

воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость;

привить любовь к природе.

Предварительная работа: беседа на тему: «Лекарственные растения», рассматривание следов диких животных, беседа о приметах чувашского народа о предвещании хорошей и плохой погоды, о грибах, чтение стихов и отгадывание загадок, рисование схематичного изображения примет погоды, ТРИЗ (работа с моделями и схемами).

Материалы и оборудование: карта – схема маршрута, 6 табличек с названиями станций, следы животных (медведя, волка, зайца, лисы, белки), иллюстрации с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки, сундук, растения (подорожник, ромашка, одуванчик, полынь, крапива), 6 картонных ключей,   венок, опорная схема (менмотаблица) для рассказывания о птицах, мольберт, скамейки, браслеты, зеленые стрелки, конверт с письмом, конверты с заданиями, муляжи грибов, магнитофон с аудиозаписью, 5 корзин, шишки еловые, сосновые, кедровые, лиственницы, дидактическая игра «Береги живое», альбомный лист с изображением плохой и хорошей погоды, цветные карандаши, стол.

Методы и приемы:

I. Организационный момент:

1. Приглашение детей на экологическую тропу.

2. Чтение письма Мудрой совы.

3. Игра на внимание «Да – нет»

II. Основная часть:

1. Чтение загадок о птицах.

2. Беседа о птицах с применением мнемотаблицы.

3. Игра «Найди березовый лист», ответы детей на вопросы.

4. Художественное слово, чтение стихотворений детьми.

5. Определение детьми направления и силы ветра, температуры воздуха и время по солнцу.

6. Зарисовка детей схем чувашских народных примет о погоде.

7. Дидактическая игра «Собери грибы», «С какого дерева шишка?».

8. Рассматривание лекарственных растений.

9. Игра «Угадай следы зверей».

III. Заключительная часть:

1. Поощрение детей медалями «Лучший друг природы».

2. Подведение итогов путешествия по «Экологической тропе».

3. Рефлексия. Аутотренинг «Мы-друзья природы»

Ход

Ведущая: - Дорогие мои, я рада видеть вас такой красивой и доброй, в хорошем настроении! Ребята, словацкий поэт и мыслитель Орсаг Гвездослав однажды сказал: «Я взял цветок, и он засох, я поймал мотылька, и он умер, а потом я понял, что ты можешь коснуться красоты только моим сердцем».

Ведущий: - Дети, как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

Ведущий: - Да, действительно нужно восхищаться природой, восхищаться ею и заботиться о ней. Выйдя в лес, вы должны быть гостем. Не мусорить, не шуметь, не рвать, не топать. Ребята, кто знает, что такое природа?

Ведущий: - Скажите, что такое природа?

Ведущий: - Как вы думаете, какие объекты природы принадлежат живой природе?

- Объясните, почему?

- Что относится к неодушевленной природе?

- Почему?

Ведущий: - Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа - это наш дом, им нужно восхищаться, восхищаться, лелеять. Выйдя в лес, вы должны быть гостем. Не мусорить, не шуметь, не рвать, не топать. Чтобы узнать, дружите ли вы с природой и знаете ли вы правила поведения на природе, я предлагаю вам отправиться в путешествие по экологической тропе.

Ведущий: - Ребята, наш путь необычен. У нее есть любовница - мудрая сова. Она пустит нас на след, если мы правильно назовем правила поведения на природе. Помните и отвечайте на вопросы.

Внимание игра "Да - нет"

- Если вы пришли в лес. Вы выберете ромашку?

- Если вы съели конфету, вы бросите лист бумаги?

- Ты оставляешь кусок хлеба на пне для белки?

- Если у вас большой беспорядок, но забыть удалить?

- Если вы удалите мусор, вы похороните банку?

- Ты любишь природу, ты ей помогаешь?

Ведущий: - Молодец, вы все назвали правила, и теперь я уверен, что вы не будете вредить насекомым, деревьям, птицам или животным. Мудрая сова позволяет нам идти по экологическому пути, но посмотрите, она оставила нам письмо. Учитель читает письмо: «Я приглашаю вас в удивительное путешествие по экологической тропе. Вы окунетесь в мир природы, узнаете много интересного и будете выполнять различные задания, которые я оставлял на каждой остановке пути. Я оставил карту, чтобы помочь вам - схема маршрута. А в конце дороги вас ждет сюрприз!»

1 остановка "Птичий городок"

Ведущий: - Мудрая сова приготовила для вас необычное задание (в конверте загадки, на мольберте есть мнемоническая таблица с описанием птиц)

Якорь: - Найдите птицу по загадке и расскажите нам на столе, что вы знаете об этой птице.

1. Я стучу изо дня в день.

Я лесной врач. Я летаю в лесу.

2. Цвет сероватый,

Хриплый крик -

Известная личность.

Кто это? ... (ворона)

t1582283652aa.png

3. Егоза эта птица - одна с березой цвета. (Сорока)

Ведущий: - Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, здесь у нас первый ключ. Давайте посмотрим на карту, где она укажет нам путь. (Мы ориентируемся по карте-схеме и подходим к березе)

2 станция "Березовая роща".

Ведущий: - Дети, какое дерево указано на карте? (Ответы детей).

Ведущий: - Молодцы, ребята! Как ты догадался, что это была береза?

- Видишь какой багажник? (высокий, белый с черными черточками)

- Как называются эти тире и зачем они нужны? (Чечевица, чтобы дерево дышало)

Ведущий: - Предлагаю поздороваться с березой, нежно обращаясь к ней (береза, сладкая, добрая, стройная, милая, красавица, белохвостая, любимая, умная, зеленая, кудрявая, русская, пушистая, белокурая, ароматная, высокая ).

Береза: - Привет, ребята! Я знаю о задаче Мудрой Совы, прошептал мне ветерок. Вам нужно найти листья березы среди всех листьев деревьев.

Задание «Найди березовый лист». (Ведущая показывает листья с разных деревьев, дети находят листья березы).

Ведущий: - Ребята, кто знает, как береза полезна для человека? (Ответы детей).

Ведущий: - Они считают березу символом России, называют это деревом счастья. О березе написано много стихов и песен. И мы научили тебя. Кто может рассказать стихотворение? (детский ответ).

Белобука -

Символ моей Родины.

Там нет другого дерева

Люблю русское сердце.

Изумрудный весной,

А зимой - в серебре,

Размахивая веткой золота

Для всех детей в сентябре.

Каждый лист как сердце

Полюбуйтесь и посмотрите.

На крыльце при рождении

Вы сажаете березу. (Инесса Агеева)

Ведущий: - Ну, мы продолжаем наше путешествие, потому что есть еще много тайн природы, которые еще не раскрыты. Далее экологическая тропа ведет нас к метеостанции.

3 остановки - "Метеостанция"

Ведущий: - Представь, что ты синоптик и наблюдаешь за погодой. Ваша задача - рассказать аудитории, какие изменения происходят сейчас в природе. Какие устройства метеостанции помогут нам в этом?

Дети: - С помощью уличного термометра вы можете определить температуру, с помощью флюгера - направление ветра и определить время от солнца (дети выполняют задания)

Ведущий: - У чувашцев много признаков, которые помогли определить погоду. Это живые и неживые объекты. Какие живые объекты вы знаете? А не живой? Пожалуйста, выберите один из этих объектов и нарисуйте один признак хорошей погоды и еще один признак плохой погоды.

Ведущий: - Что ты молодец! Мы справились с этой задачей Мудрой Совы. Мы продолжаем наше путешествие. Идем дальше в направлении карты.

Пристань 5. «Лесная опушка» (на опушке стоят чайники с грибами. Рядом идет старик Лесовик).

Старик - Лесовичок: - Здравствуйте, дети, девочки и мальчики. На этой станции мудрая сова подготовила для вас очень сложное задание. Дети, посмотрите, на лугу растет много грибов, советую собирать грибы. Я задам вопрос. Если ответ правильный, я возьму этот гриб в свою корзину.

- Как называется гриб, который растет под березой? Найти где он спрятался? (Боровик)

- Какой гриб имеет ласковое название животного? (Лисичка) Где лисичка?

- Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка) Осторожно, покажи, где она растет. Мы не будем класть этот гриб в корзину, он будет полезен лесным животным.

- Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опять таки)

- Как называется гриб, который растет под осиной? (Боровик)

- Можно ли собирать грибы возле дороги? Почему нет?

Дети: - Они поглощают вредные вещества, так как рядом проезжает большое количество автомобилей.

(Дети приходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедр, ель, лиственница, сосна.)

Старик - Лесовичок: - Молодец, смотри, здесь есть шишки. Они все разные. Ребята, пожалуйста, помогите мне разобрать неровности. Назовите дерево, с которого упал этот конус, и затем этот конус нужно положить в соответствующую корзину с изображением дерева.

Ведущий: - Отлично, вот еще одна задача, которую выполнили Мудрые Совы. Спасибо старому Лесовику за помощь. Мы должны идти дальше. В каком направлении нам нужно двигаться дальше? (Ответы детей).

6 станция "Зеленая аптека"

Ведущий: - Она подготовила для вас вопросы, и вы должны назвать и показать растение, которое считаете необходимым.

Если вы потерли ногу по пути, что нужно сделать, чтобы облегчить боль?

Дети: - Присоедините подорожник.

Ведущий: - Пожалуйста, найдите это растение.

Назовите и покажите лекарственные растения, которые вы знаете?

Дети: - Ромашка, одуванчик.

Ведущий: - Какую траву знает даже слепой?

Дети: - Крапива.

Ведущий: - Попробуй найти и показать ей.

Ведущий: - Молодец! И вы справились с этой задачей. Давайте посмотрим на карту, куда мы пойдем дальше.

7 остановка "Путь здоровья"

Ведущий: - На этой станции животные передаются по наследству. Вам нужно выяснить, какие животные здесь гуляли. Каждый след должен быть проложен с животным, к которому он принадлежит. Выберите, пожалуйста, иллюстрации с изображением животных, следы которых вы будете искать?

(На всей территории спортивной площадки разложены следы медведя, волка, зайца, лисы, белки).

Ведущий: - Аня, как ты определила, что это следы зайца? Чьи следы нашёл, Вася? (Ответы детей)

Ведущий: - Молодцы! Вы всех зверей отгадали, которые здесь были. Ой, ребята, а вы заметили, куда мы вышли? Мы вернулись туда, откуда начали свою прогулку по экологической тропе.

Ведущий: - Смотрите, кто нас встречает? Это же наша Мудрая сова!

Мудрая сова: - Ребята, вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями! Какое задание было для вас сложным? А самым легким? О чем вы расскажете дома? И на прощанье я хочу вас наградить медалями «Лучший друг природы».

Аутотренинг «Мы-друзья природы»

Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок.

Мы вдыхаем чистый, свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

До свиданья, сад зелёный.

Мы уходим в детский сад.

Литература:

1)ФГОС ДО (утверждённым, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).

2)Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

3)Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4)Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13.



10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.