Квест-игра по математике (4-9 классы)
РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Детский технопарк «Кванториум»
Методическая разработка занятия
в объединении дополнительного образования
«Квест-игра по математике»
Автор-составитель: Смирнова Вера Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Рыбинск
2020 год
Аннотация: В программу дополнительного образования по математике заложено много сложных тем. Иногда лучше дать ребенку время отвлечься от сложного, поиграть, тем более, что и игровой форме материал усваивается гораздо лучше.
Категория обучающихся: методическая разработка предназначена для работы с обучающимися 10-16 лет (4-9 классы общеобразовательной школы).
Трудоемкость: одно занятие (2 академических часа по 45 минут с перерывом 5-10 минут)
Цель: содействовать формированию у учащихся элементарных математических представлений, умений и навыков в области математики, развитие творческих способностей учащихся через привлечение к интеллектуальным играм .
Задачи:
1. Обучающие:
закрепить знания, полученные учащимися на занятиях по математике;
2. Развивающие:
формировать умения самостоятельно работать с математической литературой;
развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление;
стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся.
3. Воспитательные:
формировать волевые качества для успешной деятельности, такие как самостоятельность, настойчивость, терпение, самоконтроль;
формировать коммуникативную культуру учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающие:
закрепление знаний, полученных на занятиях математикой;
2. Развивающие:
развитие аудиальной и визуальной памяти;
умение самостоятельно работать с математической литературой
улучшение внимательности и концентрации внимания, логического, пространственного и аналитического мышления;
проявление познавательной и творческой активности обучающихся.
3. Воспитательные:
развитие уверенности в собственных силах;
выполнение работы самостоятельно, планируя свои действия и координируя их с действиями группы.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор, маршрутные листы, карточки с заданиями.
Ход занятия
Приветствие педагога, объяснение сути занятия.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами окунемся в мир математики, пройдя квест. Как писал всемирно известный физик Блез Паскаль «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным». Так давайте сделаем сегодняшний урок не только познавательным, но и занимательным. Для начала разделитель на 3 команды и придумайте название и девиз, на это вам 5 минут.
Можно разложить материалы с заданиями (приложение 1) по кабинету или использовать для квеста разные помещения.
Отлично, теперь каждая команда представится и назовет свой девиз.
3 минуты на представление
Давайте обговорим правила. Каждая команда совершает путешествие по своему маршруту. Капитаны команд, возьмите маршрутные листы (приложение 2). Обратите внимание, маршрут не определен, то есть непонятно, куда в какой последовательности идти. Это и будет вашим первым заданием: для определения маршрута вам надо найти значение выражений, записанных в маршрутных листах. Ответы, полученные в результате вычислений, определят порядок прохождения математического квеста, вы их запишите в столбец, расположенный рядом с примером.
После того, как вы определите маршрут, можете начать прохождение квеста. При решении заданий на числовом бульваре вам разрешено использовать любые дополнительные источники информации.
Желательно пригласить волонтеров, чтобы они стояли на каждой точке маршрута и объясняли им принцип решения задачи, отмечали полученные баллы, подсказывали, если нужно, куда идти дальше.
После завершения квеста всеми командами волонтеры подводят итоги, а ведущий говорит, что рад, что никто не потерялся в городе математических загадок и все команды в полных составах дошли до финиша.
Рефлексия:
Вопросы детям: что нового узнали, что понравилось, было ли сложно.
Оценка педагогом работы детей на занятии.
Подведение итогов занятия, объявление победителей
Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, М., 1979. – 222 с.
А.М. Быковских, Г.Я. Куклина. Занимательные задачи по математике: Учеб. Пособие. – Изд-е 2-е. – Новосибирский государственный университет, 2010. – 24 с.
Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М.: Наука, 1982. 512 с.
Приложение 1
Филологическая улица
Разгадать анаграммы, то есть найти слово, содержащее все буквы данных слов. За каждое отгаданное слово команде дается 1 балл.
| Задание | Ответ |
1 | ДАР + МАСКА | МАСКАРАД |
2 | ГРАД + ЯК | ГРЯДКА |
3 | КОН+ БАЛ | БАЛКОН |
4 | ФАС + АЛЬТ | АСФАЛЬТ |
5 | ОЗОН + ТИГР | ГОРИЗОНТ |
6 | РОДИНА + СОМ | СМОРОДИНА |
7 | РАМА + ФОН | МАРАФОН |
8 | МИР + ЖУК | ЖМУРКИ |
9 | РАМА + ШОК | РОМАШКА |
10 | ЗУБ + ЛАК | БЛУЗКА |
Исторический квартал
Здесь дан перечень имен известных математиков. Нужно вспомнить и дописать их фамилии. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
| Задание | Ответ |
1 | Франсуа … | Виет |
2 | Карл Фридрих … | Гаусс |
3 | Рене … | Декарт |
4 | Пьер … | Ферма |
5 | Блез … | Паскаль |
6 | Николай Иванович … | Лобачевский |
7 | Исаак … | Ньютон |
8 | Леонард … | Эйлер |
9 | Галилео … | Галилей |
10 | Софья … | Ковалевская |
Переулок нестандартного мышления
Нужно переставить 1 спичку так, чтобы получилось верное равенство.
| Задание | Ответ |
1 | | 3 + 6 = 9 |
2 | | 12 – 6 = 6 |
3 | | 5 + 8 = 13 |
4 | | 15 – 9 = 6 |
5 | | 5 + 10 = 15 |
Логический тупик
Решение логических задач. Отвечает один из членов команды, по выбору.
Летели утки: одна спереди и две позади, одна позади и две спереди, одна между двумя другими и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
Один баварский коммерсант поставил у входа в свой магазин весы, на которых каждый, кто входил в магазин и выходил из него, должен был взвешиваться. Для чего он это сделал? (чтобы не смогли пронесли украденное)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать через 48 часов солнечную погоду? (нет, будет 12 часов ночи)
У отца 5 дочек, у каждой дочки по одному брату. Сколько детей в семье? (6)
Одно яйцо «вкрутую» варится 4 минуты. За сколько минут можно сварить 5 яиц? (4мин)
Числовой бульвар
Нужно ответить на наибольшее число вопросов, связанных с числами. Времени на раздумье нет. Если нет ответа на вопрос, следует говорить: «Дальше»
Как называется дробь, меньшая единицы (правильная)
Операция , обратная операции умножения (деление)
Сотая часть числа (1 процент)
Как иначе называется третья степень числа (куб)
На какое число нельзя делить? (на ноль)
Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
Прибор для измерения углов (транспортир)
Наименьшее трехзначное число (100)
Какую часть часа составляют 20 минут (третью)
Назовите самое маленькое натуральное число, которое делится и на 2, и на 3. (6)
Сколько будет, если два десятка умножить на 2 десятка? (400 или 40 десятков)
Какой знак надо поставить между цифрами 2 и 3, чтобы получить число, большее 2, но меньшее 3 (запятую: 2,3)
Число, предшествующее числу 999. (998)
Как называют число, стоящее под чертой дроби? (знаменатель)
Какой цифрой должно оканчиваться число, чтобы оно делилось на 10? (0)
Переведите в неправильную дробь: 2 ( )
Сколько грамм в 4 кг? (4000г)
Сотая часть метра (сантиметр)
Результат действия сложения (сумма)
Наименьшее семизначное число (1000000)
Перекресток криптографии
Расшифровать каждое задание, найдя закономерность в записях.
| Найди закономерность в записи | Ответ |
1 | 2; 5; 8; 11; 14; ? | 17 |
2 | 2; 4; 8; 16; 32; ? | 64 |
3 | 7; 9; 13; 19; 27; ? | 37 |
4 | 1; 1; 2; 6; 24; ? | 120 |
5 | 1; 4; 9; 16; 25; 36; ? | 49 |
Шуточная улица
Дано 6 шуточных математических задач, в которых надо найти подвох. Обсуждение задач проводится командой, отвечает капитан.
В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей осталось? (Осталось 20: задутые свечи не сгорят полностью)
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги)
Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската? (Петухи не кладут яйца)
На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось (На березе яблоки не растут)
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть? ( Это были дед, отец и сын)
Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...) (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Переулок математических задач
Нужно выполнить предложенные задания. Посоветовать распределить задания между членами команды.
Решите уравнение: 51(х-10)=102 (ответ: 12)
Марина сделала в диктанте 12 ошибок, а Никита, который у нее списал, 32 ошибки. На сколько больше своих ошибок у Никиты, чем у Марины? (Ответ: 32-12-12=8)
В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич прошел 25 болот. В каждом болоте 17 пригорков. На каждом пригорке по 8 жаб. Сколько жаб надо поцеловать Ивану-царевичу, чтобы найти свою невесту? (25·17 ·8 = 3400 жаб)
Миша прочитал книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц? (ответ: 240: 3 · 4 = 320 стр)
Выполните действия 4кг 670г – 2кг 190г (ответ: 2кг 480г)
Приложение 2