Квест-игра по предмету химия по теме «Углеводы» с учащимися 11 класса

0
0
Материал опубликован 16 August 2018 в группе

Квест-игра по предмету химия по теме «Углеводы» с учащимися

11 класса

Пояснительная записка

Квест-игра проводится по предмету химия по теме «Углеводы» с учащимися 11 класса.

Цель квест-игры: обобщить сведения об углеводах, проверить уровень знаний учащихся по теме; практически подтвердить свойства углеводов; продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием.

Задачи:

Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся об углеводах на основе сравнительной характеристики состава, строения, свойств, обеспечивающее обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом  навыков и умений, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике; сформировать понятие об углеводах.

Развивающие: формирование у учащихся навыков практического применения углеводов; сформировать понятие об углеводах; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения.

воспитательные:

формировать личностный смысл в изучении химии (показать связь изучаемой темы с жизнью); продолжить развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать устойчивый интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе (экологическую культуру).

Методы обучения: наглядно-словесные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, выполнение лабораторных опытов.

Оборудование:  инструктивные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий,; реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов.

Место проведения – кабинет химии и перемещение по кабинетам 3 этажа по указателям. Форма проведения – внеурочная деятельность. Время проведения – 14.00. (1,5 часа)

Порядок проведения.

Все участники квест-игры заранее разделены на 3 команды. Получают маршрутные листы. На каждой станции команда учащихся находится по 5 минут, где выполняет определенное задание.За каждое задание вы получали квест -жетоны: красные – 5 баллов, желтые – 4 балла, зелёные – 3. Подсчитайте сумму заработанных баллов. Максимальная сумма – 30 баллов.

Выполненные задания проверяются, и выставляется отметка в маршрутный лист. В конце квеста подводятся итоги игры, и объявляется победитель.

Учащиеся награждаются призами.

Сценарий квест-игры по теме «Углеводы».

I Мотивация и целеполагание.

Ответ вы сможете дать только тогда, когда соберёте все подсказки и получите последнее задание. Подсказки можно получить только правильно выполнив задание на этапе. На каждом этапе вы получаете только одну подсказку. Переход осуществляется по цветным флажкам для каждой команды.

Перед вами различные предметы используемые человеком в повседневной жизни (Демонстрируется: глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза

Что объединяет такие разные предметы ? Назовите о каких веществах пойдет речь.

 

II Этапы игры

 

1.Этап «Исторический»

Задание Открытие углеводов

Команда № 1 «Протон»

 

В 1802 году Луи Жозеф Пруст выделил одно вещество-виноградный сахар. Это вещество - самый распространенный в природе растворимый углевод. Оно накапливается в сочных плодах растений при их созревании вместе с органическими кислотами, фруктозой и сахарозой. Назовите вещество. Вещество обеспечивает более половины энергетических затрат организма. Нормальная концентрация вещества в крови поддерживается на уровне 80—120 миллиграммов вещества в 100 мл крови (глюкоза)

 

Команда № 2 «Электрон»

Родина вещества — Индия .В Европе  это вещество было известно ещё римлянам. Коричневые крупицы этого вещества приготавливали из сока растения и ввозили в Европу из Индии. История вещества на территории современной России начинается примерно с XI—XII веков. Когда вещество завезли впервые, он был доступен только знати. Первая в России « палата этого вещества» была открыта Петром I в начале XVIII века, и сырьё для этого вещества ввозилось из-за границы. В 1809 году стало налаживаться производство этого вещества из отечественного сырья – корнеплода (сахар)

 

Команда № 3 «Нейтрон»

Вещество является одним из основных компонентов клеточных стенок растений, хотя её содержание в различных клетках или даже частях стенки одной клетки сильно варьирует. Так, например, клеточные стенки клеток эндосперма злаков содержат всего около 2 % вещества, в то же время хлопковые волокна, окружающие семена хлопчатника, состоят из этого вещества более чем на 90 %. Клеточные стенки в области кончика удлинённых клеток, характеризующихся полярным ростом (пыльцевая трубкакорневой волосок), практически не содержат вещества и состоят в основном из пектинов, в то время как базальные части этих клеток содержат значительные количества вещества (целлюлоза)

 

2.Этап «Теоретический» ( все команды отдельно отвечают на вопросы да или нет)

Целлюлоза – это дисахарид? (нет)

Формула глюкозы С₆Н₁₂О₆? (да)

Сахароза растворяется в воде? (да)

Применяют ли целлюлозу для получения пластмасс? (да)

Крахмал имеет точку плавления? (нет)

Крахмал сладкий на вкус? (нет)

Используется ли крахмал для получения волокна? (нет)

Используется ли глюкоза для приготовления зеркал? (да)

Целлюлоза используется в качестве топлива? (да)

 

3. Этап «Творческий»

Команда № 1 «Протон»

Дидактическая задача

На именины Мила пригласила девочек из группы в гости. Девочки пили чай с сахаром, вареньем и угощались вкусным пирогом.

Определите:

а) какие виды углеводов употребили девочки.

б) какие типичные реакции происходили при приготовлении пирога.

в) какой процесс происходил в организме и что получил организм при потреблении продуктов.

Команда № 2 «Электрон»

Разъясните суть процесса, изображенного ниже:

Команда 3 «Нейтрон»

Разгадайте ребус (крахмал)


 4  = Х

 

4.Этап «Познавательный (предварительное домашнее задание. Интересные факты об углеводах)

Команда № 1. «Протон» (сахароза)

Сахар на 100% натурален и не содержит жира.

Основными источниками сахара являются сахарный тростник и

сахарная свекла.

Стебли сахарного тростника могут достигать высоты в 9 метров.

В древние времена одна из провинций Индии Бенгалия называлась «Страна сахара».

Впервые описал сахар в 327 году до н. э. греческий историк Онесикрит,

сопровождавший Алексанра Македонского в его индийском походе: «В Индии тростник дает мед без пчел».

Когда Александр Македонский привез из своих индийских походов в

Грецию тростниковый сахар, его сразу же прозвали «индийской солью».

В Новый Свет сахар привез в 1493 году Христофор Колумб во время своего второго путешествия.

В России первым документом, относящимся к развитию собственного

сахарного производства, является указ Петра I, подписанный им 14 марта 1718 года. В нем, в частности, были предписания «московскому купцу Павлу Вестову в Москве сахарный завод заводить своим коштом и в ту кампанию призывать ему, кого захочет, на что и дать ему из Мануфактурной Коллегии привилегию на десять лет и для оной фабрики вывозить ему из-за моря сахар-сырец, и в Москве из того варить головной сахар и продавать свободно».

Сахар является природным консервантом, предотвращающим порчу

продуктов, а кроме этого широко используется в промышленности и не только пищевой.

В некоторых странах (Индия и Бразилия) топливом, получаемым из

сахарной свеклы, заправляют автомобили.

Лимон содержит больше сахара, чем клубника.

Команда № 2. «Электрон» (глюкоза)

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме

любопытное, хотя и гораздо менее важное. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались

поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ. Оказывается мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно”. Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но, пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека. Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее, клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Энергии при гликолизе выделяется в 13 раз меньше, чем при дыхании. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует их усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Поэтому, перестав колоть дрова или взбежав по длинной лестнице, человек обычно “переводит дух”, восполняя недостаток кислорода в крови. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.

Команда № 3. «Нейтрон» (крахмал)

Окна без разводов. Крахмал является природным абразивом. Добавив немного этого вещества в средство для мытья, получите чистые, блестящие поверхности окон.

Раздраженная кожа. Если вы обгорели на солнце и вас укусило насекомое, то можно смешать крахмал с водой и намазать этой смесью кожу. Посыпьте крахмалом проблемные зоны, прежде чем надевать одежду.

Крахмалом можно «накрахмалить» одежду. Наполнить старый пульверизатор водой и развести в нем крахмал, из расчета – одна столовая ложка крахмала на стакан воды. Для лучшего запаха можно добавить какой-нибудь ароматизатор.

Спасите старую мягкую игрушка своего чада. Возьмите плюшевого грязнулю, опустите его в пакет с крахмалом, а затем встряхните и оставьте все это дело на сутки. Затем достаньте игрушку и немного поелозьте на ней пылесосом.

Старая деревянная мебель перестала радовать глаз? Не спешите бежать в магазин за новыми вещами. Сделайте лучше крахмальную кашицу на воде, из расчета один к одному. Нанесите этот состав на грязные места и через некоторое время старая мебель приобретет новый лоск.

Вкусный совет. Надоели однообразные завтраки из яиц? Вот вам еще один лайфхак. Насыпьте в яичную смесь немного крахмала и взбейте будущий омлет. В итоге вы получите маленькие нежные яичные облак.

5. Этап «Расчетный»

Команда № 1 «Протон»

При сжигании 36г. кислородосодержащего органического соединения образовалось 52,8 оксида углерода (IV) и 21,6г. воды. Относительная плотность вещества по воздуху равна 6,21. Установите молекулярную формулу вещества и назовите его. (глюкоза)

Команда № 2 «Электрон»

Известно, что в составе молекулы углевода содержится: углерода – 42,11%, водорода – 6,43%, кислорода – 51,46%. Относительная молекулярная масса сахарозы равна 342. Установите молекулярную формулу вещества и назовите его. (сахароза)

Команда № 3 «Нейтрон»

Массовая доля углерода в соединении равна 39,97 %, водорода 6, 73 %, кислорода 53,30 %. Масса 300 мл. (н.у.) этого соединения равна 2,41 г. Выведите молекулярную формулу этого вещества. (глюкоза)

6. Этап «Практический» (инструктаж по правилам ТБ при работе с реактивами)

Команда № 1 «Протон»

Лабораторный опыт на тему «Глюкоза»

(инструктивная карточка)

Цель: провести лабораторный опыт по качественному определению функциональных  групп в молекуле глюкозы

Материалы: пробирки, штатив, держатель, спиртовка

Реактивы: раствор глюкозы, раствор сульфата  меди, раствор гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра.

Ход работы

1.В пробирку  к 3-4 каплям раствора сульфата меди ( +2) прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем раствора глюкозы и смесь взболтайте. Окраска должна стать ярко синего цвета. Это доказывает наличие гидроксогрупп, что глюкоза многоатомный спирт

2.Нагрейте содержимое пробирки. Раствор начинает зеленеть и превращаться в осадок оранжевого цвета. Это свидетельствует о наличии альдегидной группы. Глюкоза – альдегидоспирт.

3. Запишите уравнения реакций.

Команда № 2 «Электрон»

Лабораторный опыт на тему «Гидролиз сахарозы»

(инструктивная карточка)

Цель: провести демонстрационный опыт гидролиза сахарозы, доказать наличие гидроксогрупп и отсутствие альдегидной группы

Материалы: пробирки, штатив, держатель, спиртовка, ступка с пестиком

Реактивы: раствор сахарозы, раствор сульфата  меди, раствор гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра, раствор соляной кислоты.

Ход работы

В фарфоровой чашке с водой растворить половину чайной ложки сахара, добавить 10 капель соляной кислоты и нагревают в течение 3 минут. После такой процедуры проводится проба на глюкозу с гидроксидом меди (+2). Запишите уравнения реакций.

Команда № 3. «Нейтрон»

Лабораторный опыт на тему «Свойства крахмала»

(инструктивная карточка)

Цель: провести демонстрационный опыт качественного определения крахмала

Материалы: пробирки, штатив, держатель, спиртовка, стакан с горячей водой

Реактивы: крахмал, спиртовой  раствор йода, картофель, хлеб, яблоко.

Ход работы

1.Насыпьте в пробирку крахмала, прилейте воды и перемешайте. Полученную смесь медленно струйкой влейте в стакан с горячей водой, прокипятите. Образуется крахмальный клейстер.

2.Налейте в пробирку 2-3 мл крахмального клейстера, разбавьте водой и добавьте каплю спиртового раствора йода. Наблюдаете посинение.

Определите наличие крахмала на срезе картофеля, яблока и хлебе.

3. запишите уравнения реакций.

6. Этап «Мыслительный» (разгадать, что лежит в «черном ящике»)

Команда № 1 «Протон»

 В «черном ящике» находится вещество, точнее полисахарид для которого характерны 2 вида макромолекул: линейная и разветвленная. Линейные молекулы имеют меньшую относительную молекулярную массу и составляют ту часть полисахариды, которая называется амилозой. А разветвленные структуры являются другой составной частью, называемой амилопектином. О каком полисахариде идет речь? Что находится в «черном ящике»? ( крахмал).

Команда № 2 «Электрон»

В «черном ящике» находится углевод. Который  используется в пищевой промышленности как добавка, препятствующая слеживанию и комкованию порошкообразных продуктов. (целлюлоза).

Команда № 3 «Нейтрон»

 В «черном ящике» углевод, дисахарид, который представляет собой вещество находящиеся в больших количествах в соке различных растений и некоторых плодах. При получении его тщательно очищают от примесей, а затем выпаривают в вакуум-аппаратах, температура плавления его 160°С. При застывании расплавленного углевода образуется аморфная прозрачная масса. (сахароза).

IV. Рефлексия.

А завершить наш урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Предположительный ответ:

Углеводы

простые сложные
Окисляют, запасают, строят.
важные вещества необходимые организму.

сахариды

 

Список использованной литературы.

1.Онищук В.А. Урок в современной школе. – Москва.: Просвещение.

2.Махмутов М.И. Современный урок. – Москва: Просвещение.

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.