Квест-игра «Путешествие в мир народных промыслов»

«Путешествие в мир народных промыслов»
Цель:
Формирование у учащихся интереса к народным художественным промыслам России через игровую деятельность, развитие познавательной и творческой активности, командного взаимодействия и уважения к культурному наследию.
Формат: командный квест с маршрутными станциями
Длительность: 60–90 минут
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с основными видами народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостово, Филимоновская игрушка и др.).
Дать представление о художественных особенностях различных промыслов.
Развить у детей навыки анализа, сопоставления и классификации различных видов народного искусства.
Развивающие:
Развивать творческое мышление и художественный вкус через выполнение практических заданий.
Формировать умение работать в команде, договариваться, распределять обязанности.
Развивать наблюдательность, внимание и мелкую моторику (при выполнении заданий, связанных с росписью, лепкой и др.).
Воспитательные:
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Формировать чувство коллективизма, ответственности за общий результат.
Развивать интерес к изучению истории декоративно-прикладного искусства России.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные УУД:
Развитие умений находить, сравнивать и анализировать информацию о народных промыслах.
Формирование навыков классификации (определение отличительных черт промыслов).
Развитие логического мышления через выполнение игровых заданий (ребусы, загадки, сопоставление узоров и орнаментов).
Развитие художественного восприятия через знакомство с цветовой гаммой и стилистикой народных промыслов.
Регулятивные УУД:
Умение планировать свою деятельность, распределять время и задачи внутри команды.
Оценка результатов работы команды и корректировка действий при необходимости.
Способность доводить начатое задание до конца.
Коммуникативные УУД:
Развитие навыков работы в группе, умения договариваться, распределять роли.
Формирование навыков аргументированного объяснения своих решений.
Активное участие в обсуждении, совместный поиск решений.
Личностные УУД:
Воспитание уважения к культурному наследию, традициям и труду мастеров.
Развитие эстетического восприятия и художественного вкуса.
Формирование положительной мотивации к познанию народного искусства.
Легенда квеста «Путешествие в мир народных промыслов»
В старину на Руси жил великий мастер-ремесленник. Он знал все секреты народных промыслов и собрал свои знания в волшебной книге. В ней были описаны удивительные техники росписи, резьбы, лепки и вышивки, передававшиеся из поколения в поколение.
Но однажды злой Ветер Забвения пронесся над мастерской и разорвал книгу на части. Листы разлетелись по разным уголкам страны, а вместе с ними и забылись старинные традиции. Без этих знаний промыслы начали исчезать, а мир стал терять свои краски.
Но, по легенде, есть избранные ученики, которые могут вернуть книгу! Только они смогут пройти все испытания, разгадать загадки, найти фрагменты книги и восстановить утраченное знание.
Сегодня именно вы — юные мастера! Впереди вас ждут испытания в мастерских народных промыслов. В каждой мастерской вам нужно выполнить задание, чтобы получить часть волшебной книги. Если вы справитесь со всеми испытаниями, то сможете вновь объединить знания и вернуть людям красоту древних ремесел!
Готовы отправиться в путешествие? Тогда вперед! Время спасти народные промыслы!
Маршрутные станции:
«Тайны Хохломы»
Дети получают перепутанные элементы узора (листочки, ягоды, завитки) и должны правильно составить орнамент хохломской росписи.
Вопрос на логику: почему хохломская роспись кажется золотой, хотя там нет золота? (Ответ: дерево покрывают серебристым оловом, а затем лаком, который становится золотистым при обжиге).
Приз: кусочек пазла с изображением книги.
«Матрешкины секреты»
Задание: собрать матрешек в правильном порядке по размеру и найти спрятанную в одной из них записку с загадкой о народных игрушках.
Приз: вторая часть пазла.
«Гжельское чудо»
Дети получают черно-белые изображения гжельской росписи и должны правильно их раскрасить в сине-белой гамме.
Загадка: что объединяет гжель, китайский фарфор и голубые изразцы Голландии? (Ответ: бело-синий цвет росписи).
Приз: третий кусочек пазла.
«Павловопосадские узоры»
Нужно соединить половинки платков так, чтобы получились целые узоры.
Доп. задание: найти «лишний» элемент среди орнаментов.
Приз: четвертая часть пазла.
«Дымковская мастерская»
Задание: вылепить из пластилина простую дымковскую игрушку (конька, уточку, барышню).
Вопрос: какие основные цвета используются в дымковской росписи? (Ответ: красный, синий, желтый, зеленый, белый).
Приз: последняя часть пазла.
Финальное задание:
Все собранные части пазла соединяются, и дети получают изображение старой книги народных промыслов. Внутри спрятано последнее послание мастера: «Вы настоящие знатоки русских ремесел!»
Команды получают дипломы «Юный мастер» и сладкие призы.
Дополнительные материалы:
Загадки, головоломки, карточки с узорами
Заготовки для росписи
Пазлы и картинки народных промыслов
Этот квест сделает знакомство с народными промыслами увлекательным и запоминающимся, а творческие задания позволят детям почувствовать себя настоящими мастерами!
Дополнительные станции для квеста «Путешествие в мир народных промыслов»
«Секреты Жостова»
Задание: детям выдаются карточки с разными цветами и элементами росписи. Нужно правильно подобрать цветы и листья, чтобы создать жостовский поднос.
Вопрос: на каком предмете чаще всего изображают жостовскую роспись? (Ответ: на подносе).
Приз: фрагмент общей картины или ключевое слово.
«Береста – волшебная кора»
Игра «Чего не хватает?»: детям показывают изображение берестяных изделий (лукошки, туески, короба), но на картинках не хватает какого-то элемента. Нужно догадаться, что лишнее или чего не хватает.
Загадка: из чего делают берестяные изделия? (Ответ: из коры березы).
Приз: очередной элемент для финального задания.
«Ковровские глиняные игрушки»
Дети получают несколько фотографий народных игрушек и должны определить, какая из них относится к Ковровскому промыслу.
Доп. задание: сложить пазл с изображением глиняной игрушки.
Приз: очередной фрагмент.
«Сказки Филимоново»
Игра «Найди отличие»: детям даются два почти одинаковых изображения филимоновских игрушек, но с мелкими отличиями, которые нужно найти.
Вопрос: какие цвета чаще всего используются в филимоновской росписи? (Ответ: красный, желтый, зеленый, синий).
Приз: очередной фрагмент финального задания.
«Золотая строчка Торжка»
Дети получают изображение вышивки золотым шитьем и должны найти, какие узоры характерны для Торжокского золотного шитья.
Доп. задание: выложить узор золотыми нитями или лентами на ткани.
Приз: последний фрагмент или подсказка.
После прохождения всех станций у детей складывается финальная картина или ключевое слово, которое ведет их к главному призу!
Вывод квеста «Путешествие в мир народных промыслов»
Когда все команды прошли все станции, успешно справились с заданиями и собрали все фрагменты волшебной книги, наступает кульминационный момент. Все собранные части пазла объединяются в одно целое, и дети получают изображение волшебной книги народных промыслов.
Момент волшебства:
В этот момент в зале появляется Старый Мастер — дух народных ремесел. Он восхищен тем, как команды справились с заданиями и восстановили знания, утраченые Ветром Забвения. Мастер благодарит ребят за их смекалку, творческий подход и стремление сохранить культурное наследие.
Мастер обращается к детям:
«Вы — настоящие хранители традиций! Благодаря вам народные промыслы вновь будут жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. Каждое ваше усилие, каждая работа, каждый момент этого путешествия — это как маленькая искорка, которая возвращает свет в этот мир!»
Он вручает каждому участнику символический «Диплом Юного Мастера», который подтверждает, что они овладели секретами народных промыслов. Это не просто памятный диплом, но и напоминание о том, что искусство, традиции и культура — это не только история, но и живое настоящее, которое нужно беречь.
Сюрприз для победителей:
Кроме дипломов, все команды получают маленькие сувениры — миниатюрные изделия, выполненные в одном из народных промыслов, например, маленькие матрешки или игрушки из глины, или отрезы ткани с вышивкой, как знак уважения к их труду.
Подведение итогов:
Каждая команда демонстрирует свои достижения и делится впечатлениями от прохождения квеста.
Дети обсуждают, какие промыслы им особенно запомнились и что они узнали о культуре своего народа.
Ведущий напоминает, что каждый из них — теперь настоящий мастер, который может научиться любому народному ремеслу и, возможно, создать свою собственную мастерскую в будущем.
Заключение:
Так заканчивается квест. Волшебная книга восстановлена, народные ремесла вновь живы и передаются новым поколениям. Мастер прощается с детьми, а они уходят, наполненные новыми знаниями и вдохновением, с чувством гордости за то, что смогли вернуть частичку истории в настоящее.