Квест-игра «Путешествие в мир народных промыслов»

4
0
Материал опубликован 12 February в группе

«Путешествие в мир народных промыслов»


Цель:

Формирование у учащихся интереса к народным художественным промыслам России через игровую деятельность, развитие познавательной и творческой активности, командного взаимодействия и уважения к культурному наследию.

Формат: командный квест с маршрутными станциями
Длительность: 60–90 минут

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными видами народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостово, Филимоновская игрушка и др.).

Дать представление о художественных особенностях различных промыслов.

Развить у детей навыки анализа, сопоставления и классификации различных видов народного искусства.

Развивающие:

Развивать творческое мышление и художественный вкус через выполнение практических заданий.

Формировать умение работать в команде, договариваться, распределять обязанности.

Развивать наблюдательность, внимание и мелкую моторику (при выполнении заданий, связанных с росписью, лепкой и др.).

Воспитательные:

Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

Формировать чувство коллективизма, ответственности за общий результат.

Развивать интерес к изучению истории декоративно-прикладного искусства России.


Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные УУД:

Развитие умений находить, сравнивать и анализировать информацию о народных промыслах.

Формирование навыков классификации (определение отличительных черт промыслов).

Развитие логического мышления через выполнение игровых заданий (ребусы, загадки, сопоставление узоров и орнаментов).

Развитие художественного восприятия через знакомство с цветовой гаммой и стилистикой народных промыслов.

Регулятивные УУД:

Умение планировать свою деятельность, распределять время и задачи внутри команды.

Оценка результатов работы команды и корректировка действий при необходимости.

Способность доводить начатое задание до конца.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков работы в группе, умения договариваться, распределять роли.

Формирование навыков аргументированного объяснения своих решений.

Активное участие в обсуждении, совместный поиск решений.

Личностные УУД:

Воспитание уважения к культурному наследию, традициям и труду мастеров.

Развитие эстетического восприятия и художественного вкуса.

Формирование положительной мотивации к познанию народного искусства.



Легенда квеста «Путешествие в мир народных промыслов»

В старину на Руси жил великий мастер-ремесленник. Он знал все секреты народных промыслов и собрал свои знания в волшебной книге. В ней были описаны удивительные техники росписи, резьбы, лепки и вышивки, передававшиеся из поколения в поколение.

Но однажды злой Ветер Забвения пронесся над мастерской и разорвал книгу на части. Листы разлетелись по разным уголкам страны, а вместе с ними и забылись старинные традиции. Без этих знаний промыслы начали исчезать, а мир стал терять свои краски.

Но, по легенде, есть избранные ученики, которые могут вернуть книгу! Только они смогут пройти все испытания, разгадать загадки, найти фрагменты книги и восстановить утраченное знание.

Сегодня именно вы — юные мастера! Впереди вас ждут испытания в мастерских народных промыслов. В каждой мастерской вам нужно выполнить задание, чтобы получить часть волшебной книги. Если вы справитесь со всеми испытаниями, то сможете вновь объединить знания и вернуть людям красоту древних ремесел!

Готовы отправиться в путешествие? Тогда вперед! Время спасти народные промыслы!

  

Маршрутные станции:

«Тайны Хохломы»

Дети получают перепутанные элементы узора (листочки, ягоды, завитки) и должны правильно составить орнамент хохломской росписи.

Вопрос на логику: почему хохломская роспись кажется золотой, хотя там нет золота? (Ответ: дерево покрывают серебристым оловом, а затем лаком, который становится золотистым при обжиге).

Приз: кусочек пазла с изображением книги.

«Матрешкины секреты»

Задание: собрать матрешек в правильном порядке по размеру и найти спрятанную в одной из них записку с загадкой о народных игрушках.

Приз: вторая часть пазла.

«Гжельское чудо»

Дети получают черно-белые изображения гжельской росписи и должны правильно их раскрасить в сине-белой гамме.

Загадка: что объединяет гжель, китайский фарфор и голубые изразцы Голландии? (Ответ: бело-синий цвет росписи).

Приз: третий кусочек пазла.

«Павловопосадские узоры»

Нужно соединить половинки платков так, чтобы получились целые узоры.

Доп. задание: найти «лишний» элемент среди орнаментов.

Приз: четвертая часть пазла.

«Дымковская мастерская»

Задание: вылепить из пластилина простую дымковскую игрушку (конька, уточку, барышню).

Вопрос: какие основные цвета используются в дымковской росписи? (Ответ: красный, синий, желтый, зеленый, белый).

Приз: последняя часть пазла.



Финальное задание:

Все собранные части пазла соединяются, и дети получают изображение старой книги народных промыслов. Внутри спрятано последнее послание мастера: «Вы настоящие знатоки русских ремесел!»
Команды получают дипломы «Юный мастер» и сладкие призы.



Дополнительные материалы:

Загадки, головоломки, карточки с узорами

Заготовки для росписи

Пазлы и картинки народных промыслов

Этот квест сделает знакомство с народными промыслами увлекательным и запоминающимся, а творческие задания позволят детям почувствовать себя настоящими мастерами!




Дополнительные станции для квеста «Путешествие в мир народных промыслов»

«Секреты Жостова»

Задание: детям выдаются карточки с разными цветами и элементами росписи. Нужно правильно подобрать цветы и листья, чтобы создать жостовский поднос.

Вопрос: на каком предмете чаще всего изображают жостовскую роспись? (Ответ: на подносе).

Приз: фрагмент общей картины или ключевое слово.

«Береста – волшебная кора»

Игра «Чего не хватает?»: детям показывают изображение берестяных изделий (лукошки, туески, короба), но на картинках не хватает какого-то элемента. Нужно догадаться, что лишнее или чего не хватает.

Загадка: из чего делают берестяные изделия? (Ответ: из коры березы).

Приз: очередной элемент для финального задания.

«Ковровские глиняные игрушки»

Дети получают несколько фотографий народных игрушек и должны определить, какая из них относится к Ковровскому промыслу.

Доп. задание: сложить пазл с изображением глиняной игрушки.

Приз: очередной фрагмент.

«Сказки Филимоново»

Игра «Найди отличие»: детям даются два почти одинаковых изображения филимоновских игрушек, но с мелкими отличиями, которые нужно найти.

Вопрос: какие цвета чаще всего используются в филимоновской росписи? (Ответ: красный, желтый, зеленый, синий).

Приз: очередной фрагмент финального задания.

«Золотая строчка Торжка»

Дети получают изображение вышивки золотым шитьем и должны найти, какие узоры характерны для Торжокского золотного шитья.

Доп. задание: выложить узор золотыми нитями или лентами на ткани.

Приз: последний фрагмент или подсказка.

После прохождения всех станций у детей складывается финальная картина или ключевое слово, которое ведет их к главному призу!




Вывод квеста «Путешествие в мир народных промыслов»

Когда все команды прошли все станции, успешно справились с заданиями и собрали все фрагменты волшебной книги, наступает кульминационный момент. Все собранные части пазла объединяются в одно целое, и дети получают изображение волшебной книги народных промыслов.



Момент волшебства:

В этот момент в зале появляется Старый Мастер — дух народных ремесел. Он восхищен тем, как команды справились с заданиями и восстановили знания, утраченые Ветром Забвения. Мастер благодарит ребят за их смекалку, творческий подход и стремление сохранить культурное наследие.



Мастер обращается к детям:

«Вы — настоящие хранители традиций! Благодаря вам народные промыслы вновь будут жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. Каждое ваше усилие, каждая работа, каждый момент этого путешествия — это как маленькая искорка, которая возвращает свет в этот мир!»

Он вручает каждому участнику символический «Диплом Юного Мастера», который подтверждает, что они овладели секретами народных промыслов. Это не просто памятный диплом, но и напоминание о том, что искусство, традиции и культура — это не только история, но и живое настоящее, которое нужно беречь.

Сюрприз для победителей:

Кроме дипломов, все команды получают маленькие сувениры — миниатюрные изделия, выполненные в одном из народных промыслов, например, маленькие матрешки или игрушки из глины, или отрезы ткани с вышивкой, как знак уважения к их труду.

Подведение итогов:

Каждая команда демонстрирует свои достижения и делится впечатлениями от прохождения квеста.

Дети обсуждают, какие промыслы им особенно запомнились и что они узнали о культуре своего народа.

Ведущий напоминает, что каждый из них — теперь настоящий мастер, который может научиться любому народному ремеслу и, возможно, создать свою собственную мастерскую в будущем.

Заключение:

Так заканчивается квест. Волшебная книга восстановлена, народные ремесла вновь живы и передаются новым поколениям. Мастер прощается с детьми, а они уходят, наполненные новыми знаниями и вдохновением, с чувством гордости за то, что смогли вернуть частичку истории в настоящее.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.