Урок-викторина по ИЗО в 5 классе «Путешествие в мир народных промыслов»
Планируемые результаты:
Предметные:
знать историю и особенности следующих народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, жостовская роспись;
знать разницу между данными народными промыслами.
Личностные:
формирование познавательного интереса к предмету исследования;
формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения;
формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
Метапредметные:
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Регулятивные: самостоятельно выделять необходимую информацию; формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: понимание самобытности каждого народного промысла.
Средства обучения: технологическая карта урока, раздаточный материал, маршрутные листы для команд; оформление станций, альбомные листы, карандаши, краски, кисти художественные, секундомер, устройство для подачи звукового сигнала.
Предварительный этап: деление класса на команды, подготовка «мастеров игры» – ведущих на станциях и экспертов, подготовка оформления «станций», подготовка раздаточного материала и маршрутных листов.
Урок состоит из 2-х этапов: на первом учащиеся проходят станции, на втором – рисуют в технике того промысла, который был последним в их маршрутном листе. Во время 2-го этапа учитель и эксперты подсчитывают количество баллов в маршрутных листах, заполняют общую таблицу. В конце урока объявляется количество баллов, выставляются отметки и награждаются победители.
Ход урока:
Перед входом в класс учащиеся разбиваются по командам и получают маршрутные листы. Вместе с командами идут эксперты, которые помогают командам в прохождении этапа (команды могут попросить у экспертов 1 подсказку без снижения баллов за игру).
Учитель. Ребята, добрый день. Я рада приветствовать вас на необычном уроке. Сегодня вы вспомните все промыслы, о которых мы с вами говорили на предыдущих уроках, выполните интересные задания и принесёте баллы своим командам. Напоминаю, что эксперт может дать вам одну подсказку за игру, и ответ на этот вопрос будет засчитан команде. Итак, прошу команды пройти к своим станциям согласно маршрутным листам.
Команды проходят на свои места.
Учитель. По звуковому сигналу команды переходят на следующий этап. На прохождение этапа даётся 5 минут. На последнем этапе после звукового сигнала вам выдадут альбомный лист, карандаши, краски и вы должны будете нарисовать элемент узора, соответствующий этапу, который вы проходили последним. Начинаем!
Команды проходят этапы, отвечая на вопросы викторины. На последнем этапе команды остаются за столом после звукового сигнала и выполняют 2-е задание, на которое отводится 10 минут.
Вопросы к викторине (по станциям).
Станция «Гжель»:
1. Гжель – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в “Гжельский куст”. Где они расположены? ( Раменский район Московской области)
2. Какие цвета являются основными в гжельской росписи? (Белый, оттенки кобальтового и ярко-синего, глухой кобальт).
3. Чем отличается традиционная гжельская роспись в цветовом решении? (Изначально она была многоцветной).
4. Сколько оттенков бывает у синего цвета в гжельской росписи? ( До двадцати).
5. У кого был заимствован сине-бело-голубой колорит? (У голландцев).
6. На какие типы делится современная тематика рисунка Гжели? (Сюжетный, орнаментальный, растительный, животный).
7. Что придаёт гжельским изделиям особую гладкость? (Между двумя обжигами наносится глазурь, которая образует на изделии тонкую стекловидную пленку).
8. Какие узоры особенно популярны в гжельской росписи? (Гжельская роза и птица).
Станция «Хохлома»
1. В каком веке и где зародился старинный русский народный промысел «Хохлома»? (В 17 веке под Нижним Новгородом, село Кавернино)
2. Что представляет собой Хохлома? (Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону)
3. Что является традиционными элементами Хохломы? (Ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери.)
4. Как называют изделия — резные ковши, ложки и чашки, которые являются основой для хохломской росписи? («бельё»)
5. Что является основой для олифы, которой покрывают изделия перед росписью? (льняное масло)
6. Как называется процесс втирания в поверхность изделия алюминиевого порошка? («лужение»)
7. Какой тип красок применяется в росписи? (Масляные)
8. Какой фразеологизм можно отнести к изделиям Хохломы? (Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши (делают грубые бруски-заготовки из дерева)).
Станция «Городецкая роспись»
1. Родиной городецкой росписи является ... (Поволжье)
2. Какой традиционный материал для росписи используется мастерами? (Дерево)
3. Какие виды росписи существуют? (Цветочная, композиция с конем и сложная сюжетная роспись)
4. Какие предметы традиционно расписывались городецкой росписью? (Домашняя утварь)
5. Назовите основные цвета городецкой росписи. (оттенки синего, оттенки красного, зеленый, черный, желтый, белый)
6. Что символизируют собой кони в городецкой росписи? (Успех и процветание)
7. Виды каких птиц относят к мотивам городецкой росписи? (Павлин, петух, голубь, кукушка, лебедь, фазан)
8. Сюжетные рисунки городецкой росписи чаще всего содержат ... (сцены чаепитий и празднований на фоне богатого стола)
Станция «Жостовская роспись»
1. Название росписи происходит от места Жостово, которое является селом. Где оно находится? (В Подмосковье)
2. Что изображают на жостовских подносах? (пейзажи, цветы)
3. Какой части цветка мы не видим в жостовской росписи? (Стебля)
4. Процесс затемнения цветовых пятен с одной стороны называют ... (Тенежка)
5. С чего начинается роспись? (С замалевка)
6. Чем выполняется замалевок в жостовской росписи? (Прозрачной масляной краской)
7. С помощью чего выделяются самые светлые места? (С помощью бликовки)
8. Повторяются ли рисунки на подносах у жостовских мастеров? (Нет, они всегда уникальны)
Использованные материалы:
https://infourok.ru/viktorina-na-temu-v-mire-golubih-roz-i-sinih-ptic-divnaya-gzhel-cikl-hudozhestvennie-promisli-rossii-3203092.html
https://kupidonia.ru/viktoriny-answers/viktorina-hohloma
https://kupidonia.ru/viktoriny-answers/test-gorodetskaja-rospis
https://kupidonia.ru/viktoriny-answers/test-po-izo-zhostovo-rospis-po-metallu-gorjaeva-nemenskij-5-klass
Фролова Елена Николаевна
Галина Владимировна