Квест-игра «Растут ли булки на деревьях!?»
Квест-игра «Растут ли булки на деревьях!?»
С целью повышения познавательной активности старших дошкольников педагоги активизируют их любознательность через игры разной направленности . Одной из таких игр, которая, кроме прочего, позволяет дошкольникам расширить свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, является квест- игра. Погружаясь вместе с детьми в определенную тему в рамках подготовки и проведения данной игры, педагог не только знакомит их с новой информацией, но и актуализирует имеющиеся у них знания и умения.
Сюжет этой игры очень прост: воспитанники вместе с педагогом отправляются на поиски ответа на вопрос :Растут ли булки на деревьях?.
Цель: формирование у детей представление о ценности хлеба.
Перед игрой ставились следующие задачи:
Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста;
Формирование финансовой грамотности;
Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле;
Обобщать и уточнять знаний детей о труде людей;
Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;
Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
Знакомство с историей появления хлеба на столе человека
Место проведения: Группа, кабинет логопеда, муз.зал, кабинет инструктора по изо.
Всего 4 станции, на каждой станции дети выполняют задания и получают мешочек с каким либо ингредиентом (мука, яйцо, молоко).
Получив все ингредиенты, дети рассказывают, делают вывод: Что булки не растут на деревьях, а получают их большим трудом.
Перед квест-игрой была проведена предварительная работа. Так, в ходе образовательной деятельности педагоги рассказывали детям об истории хлеборобства, видах хлебобулочных изделий, способах обработки зёрен в старину и в современное время.
Воспитанники знакомились с видами зёрен из созданной в группе коллекции колосьев, работали самостоятельно и с помощью педагогов с тематическими альбомами, смотрели фильмы из серии «Производство хлеба. Как это работает» DISCOVERY о современном производстве хлеба на заводе, а также участвовали в мастер-классе по замешиванию теста для выпекания хлеба по старинной технологии с участием родителей(бабушки).
Также были использованы современные технологии в виде викторины на интерактивной доске и игры с роботизированной пчёлкой по программированию робота по заданному маршруту. Важно отметить, что применение в ходе проведения подготовительной работы современного интерактивного оборудования, способствовало повышению эффективности данной формы работы с детьми, а также ИКТ-компетентности педагогов.
Игра с робопчёлкой Мастер-класс по замешиванию теста
Все эти знания пригодились ребятам в сюжетно-ролевой игре «Пекарня» и «Пермские посикунчики», в которую они с удовольствием играли, в том числе с самостоятельно приготовленными из солёного теста пирожками и посикунчиками.
Дети пекут посикунчики и пирожки из солёного теста для сюжетно-ролевой игры.
В ходе подготовительной работы также тщательно были подобраны видеоматериалы и аудио эффекты для более глубокого понимания происходящего вокруг. В частности были использованы звуки комбайнов, пение петухов и птиц в поле, которые создавали реалистичные звуки при работе хлеборобов. Помимо этого была подготовлена подвижная музыка для спортивной станции.
В данной игре использовались разнообразные игровые задания на развитие логики и мышления, координации, точности выполнения движений, внимания, закрепления полученных знаний. Задания подобраны таким образом, чтоб дети не сидели за столами, а постоянно меняли вид деятельности, не уставая от однообразных действий. А вовлечение в конце квеста в русскую традицию делить ломоть хлеба, приводит детей в восторг и доставляет неподдельное удовольствие.
Примерный сценарий квест-игры :
Оборудование и материалы:
-подборка картинок
1. Виды зёрен (зёрна, колосья):рожь, овёс, гречка, рис, кукуруза, пшеница
2. Виды оборудования для сбора урожая вчера-сегодня (серп, коса, вилы, комбайны, плуг)
-мелкое сито
-ручная мельница
-весы электронные настольные
3. Зёрна: кукуруза, пшено, рис длинозёрный, рожь, фасоль, горох
А так же:
-яйца варёные
-хлебобулочные изделия (резиновые или фетровые мулляжи)
-картинка клубков разного цвета, на которых написан порядок станций, которые необходимо посетить.
-каравай и солонка соли на рушнике.
Музыкальное сопровождение:
аудиоприложение на флэшносителе со звуками природы, петуха, ветра, пения птиц, и подвижной детской музыкой
Действующие лица:
Ведущий Марья-краса-воспитатель
Хлебороб-воспитатель
Пекарь-инструктор по ФИЗО
Поварёнок-учитель логопед
Мельник-педагог изо
Дети заходят в группу, в которой на столе стоит дерево, а на ветках висят бублики, сушки, булочки и кексики. Их встречает Марья-краса длинная коса.
Марья:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Марья Краса длинная коса, а пришла я к вам из сказочной страны. Пришла за помощью. В нашей стране переполох. Деревья, на которых росли булки перестали давать урожай(Показывает на дерево с бубликами). Помогите мне выяснить причину, по которой это произошло.
-Но чтобы выяснить это, вам нужно быть дружными и уметь работать в команде. Справитесь?(ответ детей)
-Ну, тогда отправляйтесь в путь далёкий, а чтобы не заблудиться, я дам вам путеводительный клубочек, ориентируйтесь на него и у вас всё получится
Дети расходятся по станциям в соответствии с порядком, указанным на клубочке.
1 станция- Хлеборобная
Команду встречает хлебороб под звуки живой природы и песни птиц.
-Здравствуйте ребята.(ответ детей)
-Я хлебороб. Вы знаете чем я занимаюсь? (ответ детей)
-Конечно, я сажаю и убираю с поля хлебные колосья. Но вот сегодня с утра был сильный ветер и я перепутал все поля, на которых должны быть высажены и собраны разные виды круп. Поможете мне определить на какое поле, какие зёрна нужно садить?( ответ детей)
-У меня есть поле кукурузное, ржаное, пшеничное, гречишное и рисовое. Приступим?
Под звук кричащего петуха ребята раскладывают зёрна к тем картинкам, где изображено соответствующее поле.
-Молодцы, хорошо справились с таким ответственным делом. Но вот незадача: я совсем позабыл, какие инструменты мне нужны для посадки. Их так много, что всех и не упомню. Разложите все эти инструменты в последовательности: что для посадки, а что для уборки, да не перепутайте. Здесь есть и современная техника и старинные инструменты для работы в поле.
Дети раскладывают картинки с изображением полевого инвентаря в технологической последовательность: пашня-посев-уборка и рассказывают по картинка, что как называется и что для чего нужно.
-Вы молодцы, с такими помощниками в поле идти не страшно. А за то что вы справились, дам вам мешочек зёрен- они вам пригодятся в конце вашего пути. До скорых встреч!
2 станция- Мукомольная
Детей встречает мельник под звуки завывающего ветра.
-Здравствуйте ребята, проходите в мою мельницу. Кто знает , чем в мельнице занимаются? (ответ детей)
-Я с моими помощниками из зёрен муку молю, а вы сегодня будите моими помощниками. Какую муку вы знаете? (ответ детей)
-Да, видов муки очень много, и название у неё зависит от того из чего она смолота: кукурузная-из кукурузы, пшеничная-из пшеницы…. А вот какую вы будите молоть муку зависит от жребия, тяните карточку!
Дети вытягивают карточку с изображением зёрен (рис, кукуруза, пшеница, рожь)
-Раньше, когда не было заводов, а ветряные мельницы ещё не придумали, люди мололи муку вручную. Вот попробуйте на ручной мельнице смолоть горсть зёрен. Давайте эту горсть сначала взвесим, а потом посмотрим, сколько муки получится из этого количества зерна.
Дети на ручной мельнице перемалывают зёрна - сырьё, далее получившуюся массу просеивают через сито и взвешивают получившийся продукт.
Дети делают выводы: из 100% сырья не всё превращается в готовый продукт, остаются отходы, которые необходимо утилизировать (уничтожить) или пустить в переработку.
-Молодцы, справились с таким сложным делом. Тяжело молоть муку? (ответ детей)
Вот вам мешочек с мукой- он вам пригодится в конце вашего пути. До скорых встреч!
3 станция - Хлебопекарная
В спортивном зале встречает детей пекарь. Звучит детская подвижная музыка.
-Здравствуйте ребята. Я пекарь, а чем пекарь занимается вы знаете? (ответ детей)
-Конечно, я пеку вкусные, пышные, булочки, пирожки и бублики. А какие хлебобулочные изделия вы знаете? ( ответы детей) Молодцы, много знаете. А знаете что нужно, чтоб пироги испечь?
- тогда пошли замешивать тесто, будем пироги печь!
-Сначала нам нужно перебрать все зёрна. В одну кадушку собираем кукурузные зёрна, а другую гречишные.
Дети из одной тары , в которой перемешаны зёрна, раскладывают зёрна в разные. Всё под быструю весёлую музыку.
-А теперь нам нужны яйца…..
Пекарь разбивает одно яйцо на глазах у детей и предупреждает, что если яйцо упадёт, то расплывётся по полу, так что нести яйцо необходимо аккуратно, не уронив.
Дети переносят яйца в ложке из одного пункта в другой(дистанция до 5 м)
-Ну, а теперь готовые пирожки закидываем в корзину, да не промахнитесь, а то чёрные пирожки есть никто не будет.
Дети по очереди закидывают пирожки(муляжи) в корзину.
Все задания выполняются под песочные часы (или метроном)
-Вы молодцы, хорошие пекари из вас получатся. А за то что вы справились, дам вам яйцо - оно вам пригодятся в конце вашего пути. До скорых встреч!
4 станция - Вкусная
Детей встречает поварёнок .
-Здравствуйте ребята. Я рад приветствовать вас в моем магазине-пекарне. Здесь мы продаём готовые вкусные пирожки, а если нужно, то и на заказ можем испечь для клиентов. А вы любите в магазины пекарни ходить? (ответ детей)
-Ну тогда вы точно мои загадки отгадаете. Слушайте внимательно.
Есть такие слова: «Он всему голова!», Хрустящей корочкой одет мягкий чёрный, белый…….
На одном большом заводе, он –и не кирпичный вроде, В огнедышащей печи выпекают кирпичи. Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен……
Кольцо не простое, кольцо золотое, блестящее , хрустящее, всем на загляденье … ну и объедение.
Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают?
Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном, с вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают, а как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. Ну теперь зови ребят, по кусочку все съедят!
-Молодцы. Хорошо знаете весь хлебобулочный ассортимент. А у нас с вами заказ на пирог. Вытягивайте, какой заказ будем первым выполнять?
Дети вытягивают карточку с заказом на котором изображён пирог (капустный, вишнёвый, мясной и т.д.) и подбирают необходимые ингредиенты для приготовления этого заказа.
пирог капустный- мука, яйца, молоко, капуста, соль,
пирог мясной- мука, яйца, молоко, фарш, соль.
Пирог ягодный- мука, яйца, молоко, ягоды, соль
Яблочный пирог- мука, яйца, молоко, яблоки, соль
Картинки с изображением пирогов (подписанные) и картинки или муляжи продуктов.
Ну что ж, пироги клиентам отгружаем, а с вами прощаемся. Мне было приятно работать с такими весёлыми и дружными ребятами. А на прощанье, вам стакан молока (даёт баночку или пакет молока-муляж),он вам пригодится, когда к Марье вернётесь.
После того как дети прошли все станции они возвращаются со всеми ингредиентами к Марье.
Марья-краса встречает детей и расспрашивает: где были?, с кем встречались?, что делали? Что узнали?
Дети делятся впечатлениями. А Марья задаёт главный вопрос: Почему же у меня на дереве булки не растут? Подводит их к размышлению о том, что хлеб тяжёлым трудом «добывается»
-Что же нужно, чтоб хлеб получить? (ответы детей). Собирают все ингредиенты и рассказывают о них.
Марья достаёт каравай на рушнике и рассказывает детям о традиции, что того кто больше кусок откусит, счастье весь год ожидает. Угощает караваем детей и прощается с ними.
Сингаевская Наталья Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна