Квест-игра на тему «Здоровье в наших руках» для учащихся 4 классов коррекционной школы
Квест-игра «Здоровье в наших руках»
Цель: Формировать желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Актуализировать, систематизировать знания учащихся о ЗОЖ.
Развивать мышление, сообразительность, воображение, познавательные функции. Формировать самостоятельность, инициативу в различных видах деятельности.
Совершенствовать навыки работы в команде.
Воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: маршрутные листы; карточки с мудрой мыслью о здоровье; дорожка с камушками и мешочки с песком); мешочек с мятой, чесноком, шиповником; карточки с названиями лечебных растений и карточки с надписями болезней, наборы букв на подносах для выкладывания названий лекарственных деревьев и кустарников (липа, береза, сосна, шиповник, малина); готовые каши –рисовая, гречневая, пшенная, овсяная), пищевая пирамида и картинки с готовой едой; коробка из под обуви, зеркало, расческа, ключ, ручка, игрушка; бинт, вата, ножницы, таблица с зашифрованными словами
1.Вводная беседа.
-"Здравствуйте!" Такими словами люди приветствуют друг друга, желая здоровья.
-А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение?
-Как вы думаете, что всего дороже? Конечно же, здоровье! Здоровье человека — это главная ценность в жизни.
2.-Быть здоровым – это здорово! Поэтому сегодня мы поговорим о том, как сберечь свое здоровье. Тема занятия: «Здоровье в наших руках»
3. Создание мотивации:
-Сегодня занятие будет необычным. Оно пройдет в виде квест - игры.
-А что такое КВЕСТ? Может кто-нибудь слышал?
Слово КВЕСТ– означает поиск. Играть в КВЕСТ, значит искать, преодолевать разные трудности: разгадывать ребусы, решать задачи, отвечать на трудные вопросы. И все для того, чтобы достигнуть конечной цели. Игра эта командная, действовать игрокам нужно дружно, сообща.
4. Целеполагание:
-Вас ждет увлекательное приключение. Вы попытаетесь найти мудрую мысль, которая будет девизом вашей дальнейшей жизни. Вы должны проявить находчивость, сообразительность. Должны помогать игрокам своей команды.
5. Объяснение правил игры:
-Вы все одна дружная команда, но действовать будете подгруппами. Задания выполняете на этапах, которые расположены в зале. Их всего пять. Очерёдность прохождения указана в маршрутных листах. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточки, с помощью которых вы сможете выполнить общее финальное задание. На прохождение каждого испытания отводится 5 мин. Начало и конец выполнения заданий будет оповещаться звуковым сигналом. (показ сигнала). После сигнала вы должны отправиться на другое испытание. Если не уложились во времени, всё равно переходите на другой этап, но карточку с подсказкой не получаете. После прохождения этапов, командиры выполняют финальное задание. Чем больше соберёте карточек, тем легче будет выполнить финальное задание. Правила игры понятны?
6.Ход игры.
-Итак, мы стартуем, капитанам команд получить маршрутные листы. УДАЧИ!
Представление команд.
«Дружда» команда Девиз наш: Дружба и успех! |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Апельсин» команда Мы как дольки апельсина, |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
«Радуга» команда Мы, как радуги цвета, |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
«Оптимисты» команда Наш девиз: Не унывать! |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
- С командами познакомились. Теперь представим судей на этапах.
Этап «Что, где, зачем?» судит учитель физкультуры
Этап «Лесная аптека» проводит библиотекарь
На этапе «Здоровое питание» нам помогут работники столовой.
Этап «Гигиена» проведут гости, представители СЭС.
Этап «Первая помощь» проводит школьная медсестра
- Команды приготовились - старт! (звучит сигнал) команды пошли по этапам.
1 этап: называется « Что, где, зачем?»
-Посмотрите на эти предметы и определите, как и для чего их используют? (дорожка с камушками и мешочки с песком)
-Кто скажет, о чем пойдет речь? (об осанке, позвоночнике, скелете)
а).Блиц-опрос на время.
– опора человека, это…….скелет
-назовите части скелета…..череп. скелет верхних конечностей, грудная клетка, позвоночник, скелет нижних конечностей
-что защищает череп?........мозг
-что защищает грудная клетка?......сердце, легкие
-могут быть у человека только кожа и кости?.......нет, он тогда не смог бы двигаться
-что помогает человеку двигаться7…..мышцы
-что такое сколиоз?...нарушение осанки, искривление позвоночника, доставляет сильные боли в области спины
-что нужно делать, чтобы была правильная осанка?........выполнять зарядку, правильно сидеть, спать на ровной постели, носить ранец, сидеть прямо, каждые 15 минут менять положение тела.
б). Релакс.….пройти с мешочком на голове и определить есть ли проблемы с осанкой….…
в). Вы достойно прошли этап, показали хорошие знания и заработали одно слово из мудрой мысли, которая помогает сохранить здоровье.
Дополнительное задание №1: рассказать правила посадки за столом.
2 этап: «Лесная аптека»
-Определим квест задание. Капитан с закрытыми глазами определит, что за предметы находятся в мешочке….. Практическое задание «Волшебный мешочек» (мята, чеснок, шиповник)……
-Как вы думаете, о чём будем говорить на этом этапе?... о лекарственных растениях
-Посмотрите сюда, здесь находятся карточки с названиями лечебных растений и карточки с надписями болезней. Соотнесите лечебные растения и болезни, которые они лечат.
Ромашка – ангина
Малина – высокая температура
Подорожник – порезы, ссадины
Мать-и-мачеха – кашель
Крапива – болезнь спины
Чистотел – кожные заболевания
Чеснок – грипп
Черника – болезни глаз
Валериана – успокаивает нервы
Каланхоэ – насморк
-Задание выполнено - получите слово из мудрого высказывания.
Дополнительное задание№2: Переставить буквы в слове и назвать растение.
1.Это медонос. Любимое дерево пчел. Такой мед самый вкусный.ПЛИА (ЛИПА)
2.У этого дерева необычные листья. В таком лесу легко дышать и полезно. Такие ванны успокоят. Это дерево можно нарядить.НОССА (СОСНА)
3..Плоды этого кустарника вкусны . Содержат много витаминов С.ПОВШИНКИ (ШИПОВНИК)
4. Листья этого дерева убивают болезнетворных микробов . Даже веники для бани из таких веток самые лучшие.РАБЕЗЁ (БЕРЁЗА)
5. И сладкое лакомство его плоды. И средство от простуды.НИЛАМА (МАЛИНА)
3 этап. Кафе «Здоровое питание»
-Приветствуем на следующем этапе! Прежде, чем получить квест задание нужно с закрытыми глазами отгадать на вкус кашу и рассказать все, что знаете о ней. (гречневая, рисовая, пшенная, овсяная)
-Гречка – удивительное растение. В процессе роста она не нуждается в опрыскивании химикатами, поскольку возле нее просто не растут сорняки и не нападают насекомые. Родиной гречки является Северная Индия. Благодаря уникальному набору питательных веществ, гречка очень важна для человеческого организма. Помогает при малокровии, предупреждает кариес, устраняет ломкость костей, помогает бороться с депрессией, устраняет запоры, укрепляет иммунитет, полезна для людей с болезнями сердца, подходит для диет. В Италии гречка настолько ценна, что продается лишь в аптеке.
-День должен начинаться без тарелки овсянки. Овес богат клетчаткой. За счет этого организм быстро насыщается. Овсянка очищает организм от токсинов, микробов, обеспечивают энергией на целый день. Её применяют при диетах, болезнях сердца, кожных заболеваниях. Существует множество народных рецептов для красоты кожи. А кальций и фосфор, содержащиеся в овсе укрепляют кости, ногти и волосы. Особенно полезна овсянка сваренная со слизью.
Рисовая каша может быть сварена на воде или на молоке, прекрасно сочетается с орехами, изюмом, черносливом, курагой. Содержит мало калорий, отлично насыщает, утоляет голод. Большое количество витаминов и микроэлементов делает крупу еще и полезной. Каша нежно очищает организм, помогает восстановить аппетит, быстро усваивается. Рисовая каша способна остановить даже сильный понос и нормализовать пищеварение.
-Пшенную кашу называют золотой не только из-за цвета. Количество полезных веществ, витаминов и минералов делают ее очень ценной. Но если её приготовить неправильно, то появляется неприятный привкус. Пшенка помогает при ожирении, влияет на состояние волос и ногтей, на работу сердца, успокаивает человека, выводит токсины, поэтому её кушают после приема антибиотиков.
-Какие еще полезные продукты для здорового питания вы знаете?
(ватман с нарисованной пирамидой и картинки с полезной едой)
-Расположите эти продукты по принципу здорового питания.…постройте пищевую пирамиду.
-Пирамида это правило, подсказка для здорового питания. Как ей пользоваться? (Продукты, составляющие основание пирамиды, должны употребляться в пищу как можно чаще, в то время, как находящиеся на вершине пирамиды продукты следует избегать или употреблять в ограниченных количествах)
-Вы правильно рассказали об основных продуктах питания и получаете следующее слово из мудрой мысли. Желаю оставаться такими же бодрыми, сильными, умелыми.
Дополнительное задание №3: рассказать правила здорового питания
- ешьте 4 раза в день и никогда не "перекусывайте";
- ешьте медленно, маленькими кусочками;
- пережёвывайте пищу как можно тщательнее;
- жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными;
- ограничьте потребление солёных блюд;
- потребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве;
- при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока.
-народная мудрость гласит: "В молоке - здоровье, в масле - благо, в мясе - сила".
4 этап. «Гигиена»
-Сейчас трудное задание. Прочитайте, о чём пойдёт речь, не открывая коробочку, используя предметы, которые находятся рядом. (коробка, зеркало, расческа, ключ, ручка, игрушка и т.д.)
-О чём будем говорить на этом этапе? (о гигиене)
Вспомним предметы, которые помогают нам соблюдать гигиену. Отгадаем кроссворд.
По вертикали
1. Вытереть чисто тельце, нам поможет …..
2. Чтобы зубы были чистые, каждое утро и вечер нам нужна зубная ….
4. Куда нужно идти первым делом после того как проснулся и перед тем, как лечь спать?
5. Что поможет отмыть руки
7. Чтобы волосы были чистыми, пригодится
По горизонтали
3. Как называется рукавичка, которая моет тело?
6. Чтобы ногти были аккуратными нам нужны
8. Перед тем, как заплести косичку, возьмем …
9. Что нужно чистить пастой 2 раза в день - утром и вечером?
Дополнительное задание №4: рассказать, как нужно мыть руки, правила здорового сна и т.д.
5 этап. «Первая помощь»
- Расшифруйте названия предметов, которые будут использованы в задании. Слова составляете из слогов по номеру, указанному в верху столбца. (бинт, вата, ножницы)
1 |
2 |
3 |
ножка |
трава |
гипсобинт |
нива |
бита |
|
цыпленок |
|
|
- Капитан команды выбирает билет, в котором описана рана больного. Один ученик выбирают одного члена команды в роли раненного, другой в роли врача. Карточка дается, если рана перевязана правильно, быстро и аккуратно.(обработать рваную рану предплечья, голени)
- Было очень нелегко, но вы справились и получаете слово к разгадке.
Дополнительное задание №5: загадки.
-Эти вещи помогают! Нам здоровье сберегают! Словно семь богатырей! Их узнайте поскорей!
1.Хоть и щиплет, хоть и жжет, гроза микробов –рыжий …йод!
2. Для братишки, для сестренки, для коленок есть…зеленка!
3. Он подскажет нам ответ. Температура есть, иль нет! Болеть не много радости. Мы поставим …градусник.
4.Хоть и горький, но полезный. С огорода враг болезней. И микробам он не друг! Знаем мы зеленый …лук!
5.Тренируюсь! Очень горд! Мне здоровье дарит… спорт!
6. Объявляет бой бациллам. Хочет чтоб все чисто было! Под водою непременно станет белой пышной пеной. Было , было и уплыло. Потому что это ….мыло!
7.Им утрем потоки слез. Не забудем и про нос. Чтоб ты был не одинок, клади в карман себе …платок!
7. Подведение итогов игры.
-Игра походит к завершению. Приглашаем командиров для выполнения финального задания. На обратной стороне карточки указан порядковый номер слова. Разместите слова согласно порядковому номеру.
- Задания были трудные и не все подгруппы справились. Но это не беда, ведь есть друзья. Ребята, нужно помочь товарищам по игре. Чтобы добыть недостающую карточку, нужно узнать и продолжить пословицу о здоровье.
(задание выполняется, карточка ставится на доску)
Дополнительное задание за карточки - дополнить пословицы о здолровье:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
-Прочитаем, что получилось!
Если хочешь долго жить,
Здоровьем должен дорожить.
Им умело управляй,
Как это делать, не забывай!
8. Итог урока:
-Мы надеемся, что сегодняшнее занятие помогло вам понять, как нужно правильно жить.
-А как жить правильно?.........(беречь здоровье)
-Правильно, от вас самих зависит, каким будет ваше здоровье. Ведь не даром говорят……..Монтаж: (говорят дети) с мест.
-Жизнь — это благо! Это дар, который даётся человеку лишь однажды.
— Здорово, когда человек стремится к исполнению своей мечты!
— Здорово, когда светит солнце и щебечут птицы!
— Здорово, когда у тебя есть настоящие друзья
-Здорово, когда тебя любят и ждут дома!
— Здорово, когда тебя окружают счастливые и здоровые люди!
— Здорово, когда в твоей душе добро и вера в лучшее!
— Так будьте все здоровы! Благодарим всех, кто помог провести нашу игру.
Литература:
mykartinka.ru/kvest-igry-ko-dnyu-zdorovya-kvest-ig...rove-proved-nnaya-s/
multiurok.ru/index.php/files/kvest-igra-po-zozh.html
infourok.ru/igra-puteshestvie-na-temu-zdorovye-oby...-zhizni-4259767.html
infourok.ru/kvest-zdorove-eto-zdorovo-3483727.html
infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-sam-sebe-ya-p...sberegu-4216631.html