Квест-занятие для детей подготовительной группы «Путешествие в страну знатоков »
Квест-занятие для детей подготовительной группы «Путешествие в страну « Знатоков »
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
Образовательные задачи:
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);
Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний);
Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;
Закрепить полученные знания о воде.
Развивающие задачи:
Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы.
Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Развивать навыки работы со словарем.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
Воспитывать усидчивость, способность работать в группах, коллективе.
Воспитатель :
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу, чтобы мы с вами вместе как много больше узнали о воде, ведь мы каждый день сталкиваемся с водой, но не часто обращаем внимание на то, какая она .
Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь . посмотрите : одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Дети читают стихотворение :
Капелька
Вот она планета дорогая,
Любимая наша Земля.
Есть поля и леса ,и горы,
Океаны есть и моря.
Но особо хочу я отметить
Цвет планету моей голубой,
Наверное, в целой вселенной
Нет планеты, такой же другой.
Цвет жизни –вода голубая
Течёт и льётся, бурлит,
И шумит, и журчит, и клокочет,
Серебристою струйкой бежит.
Берегите вы капельку эту,
Не роняйте её, без нужды .
Навсегда вы запомните, дети -
Жизни нет на Земле без воды!
Автор : Н. Мухина
Воспитатель :
-Какая бывает вода ? ( морская, пресная )
- Какой воды больше ?
-Какую можно пить ?
-Где можно увидеть воду в окружающей среде ?
( реки , озёра , моря . океаны и т.д.)
-Какие вы знаете три физических состояния воды ?
Ответы детей
Игра « ММЧ » ( ТРИЗ)
Звучит лёгкая музыка , в зал входит девочка в костюме КАПЕЛЬКИ .
-Отгадайте , кто я ?
В природе путешествую всегда ,
Но не исчезаю никуда .
То я в снег превращаюсь , то в лёд ,
Растаю – и снова в поход . (капелька )
- Я вам принесла письмо .
Дети читают письмо:
« Здравствуйте , дети ! Приглашаем вас в страну « Знатоков » , на остров « Любознайка» . Этот остров очень интересный тем , что там можно проводить любые опыты с водой ! Вы же хотите ещё больше узнать о воде ? »
Дети принимают решение – ехать !
-Каким видом транспорта мы будем пользоваться ?
(дети называют : воздушный , наземный , водный )
Дети выбирают –водный , на корабле !
Воспитатель :
- Берём с собой необходимые вещи (имитация ) , продукты , обязательно воду ( человек без воды может прожить 3-4 дня (имитация )
-Чтобы попасть на корабль нужно много знать о воде ! Вы готовы ?
- А вот и карта нашего путешествия ( рассмотреть ).
-Так как наше путешествие будет по морю , хотите стать моряками ?
-Как это можно сделать ?
( предложения детей , обсудить каждое ).
Воспитатель :
Бюро волшебных вещей нам оказало большую услугу – предложив нам волшебную палочку ! Она будет нашей помощницей в трудное время .
- И так ,готовы к волшебству ?
Дети : да !
Звучит волшебная музыка , воспитатель притрагивается к каждому ребёнку волшебной палочкой !
( дети одевают бескозырки ).
Воспитатель :
-Команда , равняйсь , смирно!
- Каждый из моряков получает пропуск на корабль ,как только ответит на вопрос- что было , что есть ,что будет ? ( ТРИЗ – системный оператор ).
Дети получают карточки –рисунки ( снежинка , лёд , туча , пар , снег ит.д.) . отвечают на вопросы , заходят на корабль .
Воспитатель :
Ребята , вот беда , а штурвала то у нас нет … А как без него мы будем управлять судном ? Но здесь есть записка :
- Чтобы судном управлять , звуки моря надо знать : шум ручья , морской прибой , гром небесный неземной , водопад и шум воды - отгадаешь это ты ? Коль ответы ты найдёшь и штурвал свой заберёшь !
Диск « Звуки природы » дети слушают и отгадывают звуки .
Находят на корабле пакет , в нём штурвал .
Воспитатель :
-Пришло время выбрать капитана , каким он должен быть ?
Дети называют качества , какими должен обладать капитан , выбирают капитана .
Капитан :
Команда в сборе ! В добрый путь !
Дети читают слова :
Путь далёк у нас с тобой ,
Нам не страшен путь любой.
Ведь со мной мои друзья ,
Мы теперь – одна семья !
Звучит музыка , дети имитируют движение.
Капитан :
-Посмотрите , что за остров ,
Жить на нём, видать, непросто.
Кто живёт тут покажись ,
Да и с нами подружись!
Дети выходят на остров , находят буквы , собирают слово :
Нептун - кто это?
- владыка морей и океанов.
Звучит музыка ( шторм на море ).
Выходит Нептун
Очень рад я встречи с вами .
Дорогими знатоками .
За минуту по сто слов .
Каждый мне сказать готов !
Но пока я не проверю ,
Никому я не поверю.
Вы загадки отгадайте
И словами прочитайте .
Используются «Кубики Зайцева» и « Теремки » Никитиных
Дети собирают слова : море , река ,океан , озеро .
Дети отгадывают загадки :
-Кругом вода , а с питьём –беда ?
( море )
-Течёт . течёт не вытечет ,
Бежит , бежит – не выбежит ?
(река )
-В нём живут киты большие
И акулы озорные ,
Шторм бывает часто там,
Он мешает кораблям.
Он великий великан ,
Что же это ? ( океан )
- Меж крутых гор,
Водный простор,
Похоже на блюдце,
И оно не бьётся!
( озеро )
Нептун :
- Молодцы , справились с заданием !
- Кому нужна моя вода ?
-Расскажите мне тогда .
Дети, используя Мнемотаблицу « Кому нужна вода ? » рассказывают.
Нептун :
-Кто же воду загрязняет и меня не уважает ?
Игра « Да –нет !»
Человек - (плохие люди )
Рыбки –нет
Водный транспорт – да
Водоросли -нет
Заводы- да
Дождик –нет
Нефть –да
Животные - нет
Нептун :
-Что же нужно для того , чтобы вода всегда была чистой , человек мог бы использовать ?
Дети :
- Нужно строить очистительные сооружения .
Дети рисуют схему очистительного сооружения или же , используют ранее заготовленную схему и рассказывают из чего состоит система .
Нептун :
- Все выполнили задания , говорю вам до свидания !
- В подарок вам - волшебная вода , вдруг пригодится она .
Дети благодарят Нептуна .
Капитан :
- Нужно нам поторопится , как бы с курса нам не сбиться !
Команда заходит на корабль . Звучит музыка моря .
Путешествие продолжается .
Капитан :
-Море вдруг разволновалось , вроде что - то показалось …
-Маячок вдали горит ,
-Он причалить нам велит .
- Ну , команда , выходите ,
- Да внимательно смотрите .
-Кто здесь был ?
- Что происходит ?
- Кто-то нас за носик водит …
Звучит музыка « Мы пираты !»
Пират:
- А , попались на мою удочку !!!
- Ха –ха-ха !!!
- Маяк-то , не настоящий !!!
-Попались , голубчики !!! А то всё рыбки , да рыбки .
-Так … Сейчас мы будем вас грабить и убивать!!!
-Ой, какие вы все розовенькие , да ароматнинькие ,
так и хочется надкусить хоть кусочек …
Капитан :
-Что ты , что ты ?Мы спешим на остров « Любознайка « , чтобы принять участие в конкурсе знатоков « Царица- вода !» А вы нас задерживаете .
Пират :
И что это за остров и что это за конкурс , может и мне туда надо ?
Дети рассказали , что они будут проводить опыты и эксперименты с водой , чтобы больше узнать о воде , о её свойствах .
А ещё они рассказали Пирату , как они посеяли овёс в двух лоточках , один поливали , а другой – нет . Тот который поливали - пророс , а другой без воды – так и лежит сухой . Нет воды – нет жизни !
Потом они стали поливать и другой лоток и овёс сразу пророс !!! Как же они радовались , что вода дала жизнь новым росточкам овса !!! Вот такие животворные силы у воды !!!
Ведь вода- это жизнь , без воды не может прожить ни одно живое существо на свете !
Пират :
- И даже я ? Вот никогда не думал об этом !
-Да , теперь я понимаю , какое значение имеет вода , буду беречь каждую капельку , не лить зря !
-Ладно , вас я отпускаю , только вот, что я желаю :
-Определить число и месяц , какого дня, посетили вы меня ? ( Кольца Лулия )
Дети выполняют задание
Пират :
-Всё вы точно выполняли , а со мной не поиграли .
Отвечайте мне тогда , откуда берётся вода ?
Игра « Хорошо –плохо» - ВОДА ! ( ТРИЗ )
И как же капелька одна , может морем стать тогда ?
Игра « Тучка и капелька »
Пират :
Вам удачи я желаю и вас с миром отпускаю !
Капитан :
-Команда на борт !
-Чтобы нам не опоздать , надо палочку волшебную достать !
--1,2,3,4,5 _мы на острове опять !
- Посмотрите карта здесь , надо нам её прочесть ( свойства воды , « ММЧ »
( ТРИЗ ).
-Вот теперь .проделав этот длинный путь . мы с вам сможем провести опыт , который позволяет нам проследить сразу три состояния воды и переход из одного состояния в другое .
Опыт № 1 « Образование облака »
( круговорот воды в природе )
Опыт №2 «Цветок лотоса »
( вода безформенная , она может протекать во все пустоты)
Опыт № 3 « Волшебная вода »
(целебные источники , они творят чудо , лечат людей от всяких заболеваний; лист с рисунком , простая вода- кисточкой наносим на рисунок - появляется цветной рисунок).
Воспитатель :
- Сегодня мы с помощью воды , оживим нашы прекрасную картину . Но вот беда , я забыла краски взять . Что же делать ? Дети вспоминают , что Нептун дал им волшебной воды и предлагают её использовать .
Дети раскрашивают картину волшебной водой и картина оживает ( обретает цвет )
Воспитатель :
-Вот что значит вода ! Это жизнь , вода всемогуща ,она дала жизнь этому рисунку , он заиграл всеми красками природы !
- Обо всём мы говорили ,а вот о правилах на воде мы забыли .
-Давайте порадуем наших гостей весёлыми частушками о воде :
Частушки о воде :
Ах , водичка – вода ,
Чистая , искристая !
Радуй нас всегда , всегда ,
Без тебя мы – никуда !
Слава , слава говорим
И сто раз мы повторим -
Слава , славушка воде ,
Будь всегда , во всём , везде !
Капитан :
-Вот и закончилось наше интересное путешествие , как много мы узнали о свойствах и значении воды . Будем беречь каждую капельку ! Ведь вода –это жизнь ! Так давайте её будем беречь всегда !
Дети читают стихотворение :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель :
-Ребята , нас ждут новые путешествия и приключения , а сейчас пора домой, в наш любимый детский сад ! Где наша волшебная палочка ? Заходим на корабль и все вместе скажем :
-Раз , два , три , волшебная палочка , домой нас отнеси !!!
Звучит волшебная музыка . Дети возвращаются в детский сад , где их ждёт чаепитие !