КВН «Читая, узнавай свои права»
КВН «Читая, узнавай свои права»
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у детей.
Задачи:
- с помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
- способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день педагоги! Добрый день, дорогие гости! Рад вас приветствовать в этом зале в Клубе веселых и находчивых.
Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай.
Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
С самых давних времен людей волновали вопросы:
2-й ученик. Что люди могут делать и чего не могут?
3-й ученик. Что люди обязаны делать и что не обязаны?
4-й ученик. На что они имеют право и на что не имеют?
Мы собрались, чтобы поговорить о правах, ибо нет счастливой, свободной и интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться. Ежегодно 10 декабря отмечается Всемирный день прав человека, посвященный принятию Всеобщей декларации прав человека.
Первый конкурс «Разминка».
Ведущий. Наш КВН открывает конкурс «Разминка». К каждому вопросу я предложу три варианта ответа, выберите правильный ответ и поднимите соответствующую карточку.
1. Какова цель ООН?
А. Проведение Олимпийских игр.
Б. Защита прав человека.
В. Охрана окружающей среды.
2. В каком документе изложены права ребенка?
А. В Конституции РФ.
Б. В декларации прав человека.
В. В Конвенции о правах ребенка.
3. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
А. Президентом страны.
Б. ООН.
В. Директором школы.
4. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?
А. Детский фонд.
Б. Международный валютный фонд.
В. Международный банк регионального развития.
5. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 14 лет.
Б. Лицо до достижения 18 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
Жюри подводит итоги конкурса.
Третий конкурс «Сказочный калейдоскоп».
Ведущий. Обратимся к сказкам. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, право побеждает произвол. Следующий конкурс «Сказочный калейдоскоп»: у меня три конверта разного цвета. В каждом конверте название сказки и задание для команды.
1-й лепесток: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Вопросы:
– Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
– Чьи права были нарушены в этой сказке?
– Найдите в декларации статью, в которой это право записано, и зачитайте.
– Объясните, как вы понимаете эту статью.
(Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии.)
2-й лепесток: сказка «Лягушка-путешественница».
Вопросы:
– Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?
– Найдите в декларации статью, в которой это право записано, и зачитайте.
– Объясните, как вы понимаете эту статью.
(Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.)
3-й лепесток: сказка «Незнайка и его друзья».
Вопросы:
– Каким правом пользовался Незнайка, сочиняя стихи.
– Найдите в декларации статью, в которой это право записано, и зачитайте.
– Объясните, как вы понимаете эту статью.
– Подумайте, соблюдал ли Незнайка при этом права других малышей?
(Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.)
(Статья 29 (2).)
2 ведущий: Пока наши капитаны работают, мы переходим к следующему конкурсу. Конкурс называется «Анаграмма». Участники получают карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
А пока наши капитаны выполняют задания, мы проведем игру с болельщиками, которая называется «Да! Нет!».
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
2 ведущий: – Россия – наша страна?
– Нет!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
1 ведущий: – Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
2 ведущий: – Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
1 ведущий: – Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
2 ведущий: – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
1 ведущий: – Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да
2 ведущий: Ну что ж молодцы ребята! Все вы знаете. Давайте сейчас посмотрим, как дела у наших капитанов. Приглашаем капитанов.
Ответы капитанов
Жюри выставляет оценки
2 ведущий: А сейчас можно расслабиться. Следующий конкурс «В шутку о серьезном». Задача команд кто быстрее серьезно ответить на шуточные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 ведущий: 1. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Билета
2. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Сорока
3. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.
Буратино
4. «Избави Бог и нас от этаких судей!» - восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни?
Осел
5. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Шапка
Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув, на знакомые с детства произведения живописи по новому – сквозь призму Всеобщей декларации прав человека.
Следующий конкурс называется «По ту сторону холста». Командам предлагаются репродукции известных картин. Ваша задача, определить, какие права в них отражены.
За правильный ответ 2 балла.
- Решетников Ф. «Опять двойка» (право на образование)
- Репин И. «Бурлаки на Волге» (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению)
- Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану» (право свободно выражать свои мысли)
- Перов В. «На привале» (право на отдых).