Практическое занятие на тему "Память и внимание" можно построить в игровой форме, чтобы поддерживать интерес участников и стимулировать их активность. Вот пример набора игр, который подходит как для детей, так и для взрослых. Все игры направлены на развитие кратковременной памяти, внимания и концентрации.
Цель занятия:
- Развить способность участников к концентрации, улучшить навыки запоминания и восприятия информации.
- Развить внимание к деталям и способность переключаться между задачами.
Время занятия: 60–90 минут
Аудитория: студенты 2 курса
1. Игра «Запомни предметы»
Цель: Развитие кратковременной памяти.
- Описание: На столе выкладываются различные предметы (10–15 штук). Участникам дается 30 секунд, чтобы запомнить их. Затем предметы накрываются или убираются, и участники должны записать или назвать как можно больше запомненных предметов.
- Усложнение: Увеличение количества предметов, сокращение времени на запоминание.
2. Игра «Цифровой диктант»
Цель: Развитие оперативной памяти и внимания.
- Описание: Ведущий называет последовательность цифр (сначала короткую, например, 3–5 цифр, затем последовательность увеличивается). Участники должны повторить эту последовательность в том же порядке. Можно также усложнить задачу и попросить повторить последовательность в обратном порядке.
- Усложнение: Увеличение длины последовательности или добавление других символов (буквы, знаки).
3. Игра «Найди отличия»
Цель: Развитие наблюдательности и внимания к деталям.
- Описание: Участникам показываются два похожих изображения, которые содержат 5–10 небольших отличий. Задача участников — найти и перечислить все отличия как можно быстрее.
- Вариант для группы: Команды могут соревноваться друг с другом, кто быстрее найдет отличия.
4. Игра «Светофор»
Цель: Развитие концентрации и внимания.
- Описание: Участники выстраиваются в ряд. Ведущий произносит команды: «красный» — стоять на месте, «желтый» — медленно идти, «зеленый» — быстро идти. Важно, что команды произносятся в произвольном порядке и со сменой скорости. Участники должны правильно выполнять команды, не сбиваться.
- Усложнение: Ведущий может произносить цвета быстро, а также добавлять дезориентирующие слова (например, «синий»), на которые не нужно реагировать.
5. Игра «Кто я?»
Цель: Развитие ассоциативного мышления и памяти.
- Описание: Каждый участник получает карточку с изображением или названием объекта (например, животного, известного человека или предмета), но не видит, что на ней изображено. Участник прикладывает карточку ко лбу, чтобы другие могли видеть. Задача — задать вопросы участникам, чтобы понять, что изображено на карточке. Вопросы должны быть с ответами «да» или «нет».
- Усложнение: Ограничение по времени или по количеству вопросов.
6. Игра «Словесные пары»
Цель: Развитие ассоциативной памяти и внимания.
- Описание: Ведущий называет пару слов, например, «собака – будка», «стол – стул». Затем ведущий повторяет одно из слов пары, а участники должны назвать второе слово из той же пары.
- Усложнение: Увеличение количества пар и усложнение ассоциаций (например, «звезда – космос»).
7. Игра «Повтори цепочку»
Цель: Развитие кратковременной памяти.
- Описание: Первый участник называет любое слово, следующий участник повторяет его и добавляет свое слово, третий участник повторяет оба слова и добавляет новое, и так далее. Задача каждого — запомнить и воспроизвести всю цепочку слов.
- Усложнение: Увеличение длины цепочки или ограничение времени на воспроизведение.
8. Игра «Математическая цепочка»
Цель: Развитие оперативной памяти и внимания.
- Описание: Ведущий задает участникам цепочку математических операций. Например, называет число «10», затем произносит «плюс 5», участники должны мысленно сложить и запомнить результат, затем ведущий говорит «минус 3», и так далее. Задача — запомнить и правильно рассчитать конечный результат.
- Усложнение: Увеличение длины цепочки или использование сложных математических операций.
Заключительная часть
Обсуждение: После завершения игр можно провести обсуждение, где участники поделятся своими ощущениями и трудностями, которые возникли. Это помогает осознать, какие аспекты внимания и памяти требуют развития и как игры помогли с концентрацией.
Завершение: Пожелания и советы, как продолжить тренировать память и внимание в повседневной жизни (например, с помощью головоломок, кроссвордов или других игр).
Такое занятие не только увлекательно, но и помогает эффективно развивать ключевые когнитивные навыки!
Романова Валерия Сергеевна