Правда и вымысел в произведении Л.Н. Толстого «Прыжок» (Урок чтения в 3 классе)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3.
Тема урока: «Правда и вымысел в произведении Л.Н. Толстого «Прыжок»».
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Правда и вымысел в произведении Л.Н. Толстого «Прыжок»».
Задачи урока | Планируемые результаты (опора на ПООП в части ПР базового уровня: «у учащихся будут сформированы», «учащиеся научатся») |
Дидактические: Формировать умения: делить текст на смысловые части, составлять план текста; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр; определять героев произведения; сравнивать между собой героев; сопоставлять различные точки зрения. | Предметные: Учащиеся научатся: - делить текст на смысловые части, составлять план текста; - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр; - определять героев произведения; - сравнивать между собой героев. Учащиеся получат возможность научиться сопоставлять различные точки зрения. |
Развивающие: Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять запись выборочной информации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание; задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Формировать умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного. | Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: - осуществлять волевую саморегуляцию; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять итоговый контроль по результату; - осуществлять самооценку деятельности. Познавательные: Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять запись выборочной информации; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение. Учащиеся получат возможность научиться: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: Учащиеся научатся: - владеть диалогической формой речи; - слушать и понимать речь других; - строить монологическое высказывание; - задавать вопросы. Учащиеся получат возможность научиться: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Чтение. Работа с текстом. -на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного. |
Воспитательные: Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам действия; способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности. | Личностные: У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам действия; У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Дидактические средства: карточки со словами и их значением, карточки с «фишбоун», карточки для самостоятельной работы, карточки для самооценки.
Интерактивное оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует. Проверяет готовность. Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим готовность к уроку, ровно сядем. Мотивирует учащихся. (Слайд 1) Ребята, прочитаем, что на слайде: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов». М.И. Цветаева. Это слова великой русской поэтессы о чтении. Как вы их понимаете? Перефразируем, если непонятно. Что такое чтение? Я подчеркнула в этом высказывании слова, как вы думаете, это главные, ключевые слова? Почему? Ребята, мы сегодня с помощью чтения попробуем разгадать тайну одного произведения. Надеюсь, вам будет интересно, мы будем помогать друг другу и вместе узнаем много нового. Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу. Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги. | Приветствуют. Проверяют готовность. Высказывают своё мнение. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: строить монологическое высказывание. | | ||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Проблемный вопрос Наглядный (демонстрация) | Урок мы начинаем с речевой разминки. Прочитайте скороговорку. (слайд 2) Давайте прочитаем скороговорку медленно и шёпотом. Теперь быстрее и погромче. Читаем быстро и громко. Кого можно назвать хорошим читателем? Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого надо делать? А каким, на ваш взгляд, должно быть произведение, чтобы мы проявили себя хорошими читателями? Произведение, о котором мы поговорим, можно назвать классическим, т.е. лучшим в своем роде, превосходным, т.к. написал его великий русский писатель. Возможно, вы уже знаете его творчество. Посмотрите на портрет. Кто этот автор? (слайд 3) Что вы о нем знаете? (слайд 4) Л.Н. Толстой уже известен вам как автор многочисленных сказок, басен и рассказов для детей. Какие из них вы помните, ребята? О ком и о чем писал автор? (слайд 5) Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название произведения. Выберите только русские буквы. (слайд 6) lVWRПLVYРЫGSЖWNОVК Что означает слово “прыжок”? Прыжок - короткий, непродолжительный взлет в воздух, путь в воздухе после отталкивания от какой-нибудь точки опоры. (слайд 7) Создаёт проблемную ситуацию. Ребята, посмотрите на слайд. Как вы понимаете слово «быль»? (слайд 8) Быль – рассказ о действительном происшествии. Какой возникает вопрос? (слайд 9) | Осуществляют речевую разминку. Отвечают на вопросы. Того, кто хорошо, бегло, внимательно читает. Понятным. Интересным. «Красивым». Л. Н. Толстой. Рассказывают о биографии. Писал о своем детстве и о детстве своих братьев. Не менее часто Лев Николаевич в своих произведениях писал о природе и животных. Составляют название произведения. Прыжок. Делают предположения. Отвечают на вопросы. Ложь или правда представлены в произведении Л.Н. Толстого «Прыжок»? | | К: владеть диалогической формой речи. К: строить монологическое высказывание. П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам действия. | ||||||||
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Проблемный вопрос | Предлагает сформулировать тему и цель урока. Как вы думаете, вопрос, который вы сформулировали сейчас, может быть темой нашего занятия? Его можно немного изменить, переформулировать. Какую цель мы перед собой поставим? (слайд 9) | Формулируют тему и цель. Правда и вымысел в произведении Л.Н. Толстого «Прыжок». Доказать правдивая или вымышленная история представлена в произведении. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | | ||||||||
4.Построение выхода из затруднения | Словесный (беседа) | Что мы должны сделать, чтобы ответить на наш вопрос? Расставьте задачи в нужной последовательности. (слайд 10) | Перечитать текст, поделить текст на части и озаглавить их, подробно рассмотреть героев, сделать вывод. | | Р: планировать свои действия. | | ||||||||
5.Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Давайте вспомним произведение. Посмотрите диафильм и прослушайте произведение, в ходе прослушивания поделите текст на смысловые части и подумайте, как их можно озаглавить. (слайд 11) Понравилось ли вам произведение? (слайд 12) Где заканчивается первая часть? Как можно её озаглавить? Где заканчивается вторая часть? Как можно её озаглавить? Где заканчивается третья часть? Как можно её озаглавить? Где заканчивается четвертая часть? Как можно её озаглавить? Где заканчивается пятая часть? Как можно её озаглавить? Где заканчивается шестая часть? Как можно её озаглавить? Как можно озаглавить седьмую часть? Посмотрите на графическую модель. На какой жанр литературы похоже произведение по своей структуре? Что такое рассказ? (слайд 13) Рассказ-это небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя. Можем мы сказать, что это рассказ? Физминутка Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм. Матросы на палубе делают упражнения: • "бескозырка". Поправляют "ленточки бескозырки"– поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка. • "горизонт". Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в "бинокль" они рассматривают горизонт. • Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем. | Делят текст на части, озаглавливают их. Высказывают свое мнение. 1.На корабле. 2.Шалости обезьяны. 3.Погоня за обезьяной. 4.На верхней перекладине. 5.Решение капитана. 6.Прыжок. 7.Спасение мальчика. Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку | делить текст на смысловые части, составлять план текста; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр. | К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам действия; | ||||||||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Словесный (рассказ) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Словесный (рассказ) Словесный (беседа) Практический (упражнение) Частично-поисковый Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Анализ произведения. Итак, давайте вспомним, что мы должны доказать? (слайд 14) «Прыжок» - это правдивая история, все изложенное в рассказе достоверно. «Прыжок» - это выдуманная история, все поступки героев невероятны. Давайте подумаем, что предполагает достоверность. (слайд 15) В словаре читаем: достоверность характеризует бесспорное, твёрдо обоснованное и доказательное знание, суждение: «Луна - спутник Земли» и др. То есть в правдивой истории должны быть исторические факты, детали, которые говорят о том, что автор хорошо знает то, что описывает, или он был свидетелем событий. А что предполагает вымысел? (слайд 16) 1.Это выдумка, ложь. 2. То, что создано воображением, фантазией. Вымысел мы встречаем, прежде всего, в сказках. Там, где действуют волшебные герои и случается нечто необычное, странное. Итак, приступим к решению проблемы. В ходе нашего урока вы будете заполнять (Фишбоун). (слайд 17) Давайте посмотрим, где голова, у нас написана тема, на верхних косточка вы будете записывать факты, которые указывают нам на достоверность, а на нижних – на ложь. В конце урока на хвосте мы сделаем вывод. Вспомним, где происходит действие рассказа. Рассмотрите корабль. Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Давайте найдем в тексте слова, связанные с корабельной жизнью. Какие это слова? В парах соотнесите слова с их лексическим значением. Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23) Откуда Л.Н. Толстой мог знать о кругосветных путешествиях и жизни на корабле? Вспомните, рассказ о писателе? В молодости Толстой был военным, ему пришлось участвовать в боевых действиях. Также он много путешествовал по морям. «Прыжок» также написан на основании морских впечатлений и воспоминаний. Скажите, ребята, куда мы это запишем? Правильно, это факт, указывающий на достоверность. (слайд 24) Нам нужно рассмотреть вторую версию решения нашего главного вопроса. Мы уже упоминали, что история кажется невероятной из-за поведения героев. Сколько героев в произведении? Сейчас мы поработаем в группах. (деление на группы перед уроком) Каждая группа будет отвечать за свою часть текста. (слайд 25) Первая группа, какие слова в 1 части характеризуют поведение обезьяны и матросов. Вторая группа, какие слова во 2 части характеризуют поведение мальчика, обезьяны, матросов. Третья группа, какие слова в 3 части характеризуют поведение мальчика, обезьяны, матросов. Четвертая группа, какие слова в 4 части характеризуют поведение обезьяны и мальчика. Пятая группа, какие слова в 5 части характеризуют поведение мальчика, матросов и пассажиров. Шестая группа, какие слова в 6 части характеризуют поведение толпы, капитана и мальчика. Седьмая группа, какие слова в 7 части характеризуют поведение мальчика, матросов и капитана. Подчеркните глаголы, которые характеризуют их действия. Взгляните на слайд, все действия героев, которые мы уже рассмотрели, помещены в таблицу, по ней можно проследить, как меняется поведение персонажей, и как развивается сюжет. (слайд 26) Объясните выделенные слова и выражения. Глядя на выписанные из текста слова, обозначающие действия героев, определим качества их характеров. Обезьяна. Почему она так себя вела? Что кажется вам необъяснимым в ее поведении? Задайте вопросы к тексту. Вспомните. Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли. Может такое быть? Обезьяна животное, она действует необдуманно, инстинктивно, но ее дрессировал человек, она копирует чье-то поведение и плохое поведение. Согласны? Какие качества она демонстрирует? Мальчик. Что о нем сказано в начале? Почему мальчик полез за обезьянкой? Что подтолкнуло его к этому? Как вы считаете, какую ошибку совершил мальчик? Он действовал обдуманно? Что здесь кажется нам невероятным? В чем сходство мальчика и обезьяны? Какой мальчик? Матросы и пассажиры. Как ведут себя матросы? Посмотрите каким словом в рассказе автор называет матросов? Кто же был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? Обезьяна? Как бы вы охарактеризовали толпу, матросов и пассажиров? Что это за люди? Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Капитан. Кто спас мальчика? Видно ли по поведению капитана, что он капитан, а не пассажир или матрос? Найдите подтверждение в таблице. Вызывают ли эти качества уважение? Почему матросы так изменили свое поведение в конце? Бросились спасать ребёнка? Что является более важным, что мальчика спас капитан или отец? А где капитан ведет себя как отец? В чем мальчик похож на своего отца? Какой странный поступок совершил капитан? Мог ли он поступить иначе? Как вы понимаете фразу «точно пушечное ядро шлепнуло тело мальчика в море»? Почему используется слово «тело»? Каким представлен капитан? | Формулируют гипотезы. Слушают учителя. Находят слова. Мачта, палуба, каюта, аршин, капитан, моряки. Соотносят слова с их значением. палуба – открытое место на корабле, куда пассажиры и члены команды могут выходить из своих кают; мачта – конструкция на палубе, которая служит основой для крепления парусов; аршин – старая русская мера длины; каюта – небольшая жилая комната на корабле; моряк - работник морского транспорта. капитан - главный на корабле. Отвечают на вопрос. Обезьянка, мальчик, капитан, матросы. Находят слова, зачитывают их. Анализируют таблицу. Анализируют героев. Откуда обезьяна на корабле? Почему она так грубо себя ведет? Глупая, грубая, ловкая и быстрая, злая. 12 лет, сын капитана. Ему было не очень приятно, что все смеются, он не знал, плакать ему или смеяться. Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Они обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно. Не остановился. Обезьяна проворнее человека, умеет лазить. Не подумал о последствиях. Мальчик взбирается на самую высокую перекладину за обезьяной, сам не замечая этого. Они оба действуют необдуманно. Она расходилась – он раззадорился. Это одно и то же. Обидчивый, упрямый, действует необдуманно, но решительно и смело Матросы и пассажиры смеются над мальчиком. Автор называет их «весь народ, все». Мальчик и матросы. Они – взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию. Обезьяна – животное, а мальчик – человек. Он должен был думать над своими поступками. Матросы – подчиненные капитана – смеются над ним. Мальчик не захотел показаться слабым. Все замерли от страха, все молча смотрели и ждали, что будет. Мальчику грозит смерть. Его отец. Он обладает качествами капитана: смелостью, решительностью, жесткостью, способностью командовать и добиваться подчинения. Они почувствовали силу капитана, может быть им стало стыдно за то, что они смеялись над мальчиком. Никто, кроме человека, обладающего этими качествами не смог бы спасти мальчика. В последнем абзаце, когда он скрывает свои слезы после пережитого. Ранимость, но бесстрашие и решительность. Капитан не хотел стрелять в мальчика, если бы отец не проявил свою жесткость, сын бы разбился о палубу. Подчеркивается, что тело мальчика ударилось о воду с огромной силой. Он мог умереть в этот момент, поэтому используется слово «тело». Суровый, ответственный, бесстрашный, но эмоциональный и любящий. | определять героев произведения. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы. Сравнивать между собой героев. Сравнивать между собой героев. | Чтение. Работа с текстом. -на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного. К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять поиск необходимой информации К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. П: осуществлять анализ. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. П: осуществлять анализ. П: осуществлять анализ. К: задавать вопросы. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации П: проводить сравнение. П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. П: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. П: осуществлять анализ К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации П: проводить сравнение. К: строить монологическое высказывание П: осуществлять анализ. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам действия; | ||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу. Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и заполнить таблицу. Напишите, какие поступки совершили герои.
Давайте проверим. (слайд 27) | Выполняют самостоятельную работу. | | П: осуществлять запись выборочной информации Р: осуществлять итоговый контроль по результату. | | ||||||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (рассказ) | Обобщение: (слайд 28) Посмотрите, какая у нас получилась сравнительная таблица. Все названные нами качества, мы объединили в ней. Это результат нашего с вами исследования, вдумчивого и тщательного чтения. Сделаем вывод о достоверности или выдуманной истории. Давайте посмотрим на фишбоун, который вы заполняли. Какие факты нам указывают на достоверность, а какие на вымысел? (слайд 29) Какое будет решение проблемы? Качества мальчика пересекаются и с качествами обезьянки и чертами его отца, который воспитал его. Поведение мальчика объясняется и молодостью героя, его безрассудством и желанием не подвести отца, быть на него похожим. Переживали ли вы за героев во время чтения? Чувствовали ли вы себя участниками истории? Какой вывод о невероятности событий, происходивших с героями, мы можем сделать? Ребята, тщательно анализируя текстовую информацию, мы с вами пришли к осмыслению одного очень важного литературного понятия. (слайд 29) Художественный вымысел – (слайд 30) изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть на самом деле. | Сравнивают, делают выводы. События и поступки героев не кажутся невероятными и выдуманными, т.к. детали текста объясняют их с точки зрения здравого смысла. Мы переживаем вместе с героями и как бы находимся в центре события, поэтому происходящее кажется нам реальным. Слушают учителя. | понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы. | П: проводить сравнение. П: сопоставлять различные точки зрения. К: строить монологическое высказывание. К: строить монологическое высказывание. К: слушать и понимать речь других. | | ||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) Оценивание («Лесенка успеха») | Как мы пришли к нашим выводам? Почему же произведение так называется? А как вы думаете, Толстой адресовал свой рассказ только детям? Поставьте себя на «Лесенку успеха» (слайд 31) насколько вы довольны своей работой. Спасибо за работу. Урок окончен. | Внимательно читали произведение, искали доказательства в тексте, рассуждали, открывали тайну слов. Кульминацией является именно прыжок. Прыжок – это и решительный поступок отца мальчика, поскольку он несет ответственность за сына. Нет, и взрослым тоже: он учит – надо быть решительными, смелыми, уметь быстро принимать решения. Взрослым надо было суметь предотвратить опасность: вовремя остановить мальчика, уберечь его. | | К: владеть диалогической формой речи. К: строить монологическое высказывание. Р: осуществлять самооценку. | способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности. |