12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Елена Николаевна415
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»

Цель: познакомиться с рассказом «Прыжок», понять, почему он так назван, провести его анализ.

Задачи:

-развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;

-провести тестирования с целью проверки усвоения материала;

-продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

-развивать умение работать со словарями;

-сформировать цель урока;

-провести анализ произведения с опорой на вопросы учителя;

-уметь находить необходимое в содержании произведения;

-создать условия для развития способности работать коллективно;

-развить творческие способности;



Ход урока:

I.Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок литературного чтения. Проверьте, чтобы на партах не было ничего лишнего, кроме учебника. Сегодня нас с вами ожидает очень интересная работа на уроке, но перед тем, как мы к ней приступим, как обычно давайте проведём с вами речевую разминку.


II.Речевая разминка:

Давайте повторим скороговорку, которую выучили вчера. Кто готов рассказать нам её?

«На гору гогочут гуси, под горой огонь горит». (учащиеся рассказывают скороговорку).

Теперь давайте познакомимся с новой скороговоркой. Сегодня мы её будем читать вместе сначала медленно, затем быстрее, а в конце совсем быстро.

«Вёз корабль карамель, 
наскочил корабль на мель, 
И матросы три недели 
карамель на мели ели.»

А кто самый -самый смелый и готов прочитать её самостоятельно?

Какие вы молодцы! Не забудьте выучить её сегодня и потренироваться дома!


III.Проверка домашнего задания. Актуализация ранее прочитанного.

Учитель: Давайте вспомним, с чьим творчеством мы знакомимся на протяжении последних нескольких уроков? (с творчеством Л.Н. Толстого). А какие его рассказы мы уже изучили? («Детство», «Акула»). Какое вам больше всего понравилось? (ответы детей). Вам было задано чтение рассказа «Акула». Сейчас мы проведём небольшой тест по его содержанию.  У вас на столах лежат листочки. Выберите и запишите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу: (слайды с вопросами и вариантами ответов)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами мальчиков и кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

В. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходит в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения детей?

ИОн бросился к лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.


Если вы правильно ответили на вопросы теста, то определите название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. Составьте из букв слово. Верно, рассказ называется «Прыжок»!

( слайд с названием рассказа «Прыжок»)


IV.Изучение нового материала.

Учитель: Что такое прыжок, ребята? (Быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место). Вы совершенно правы. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд с изображениями корабля, шляпы, мальчика, перекладины мачты).

Как вы думаете, как слово, которое мы получили в тесте и эти картинки могут быть связаны между собой? (Они связаны с содержанием рассказа). Исходя из названия произведения и картинок, представленных на слайде,   попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?

(Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать). Какую цель вы бы поставили на урок? (Познакомиться с рассказом, понять, почему он так называется и провести его анализ).

Учитель: Перед тем, как мы приступим к знакомству с текстом, мы должны провести словарную работу. (На слайде показаны слова:аршин, мачта, каюта, раззадорился, задор). Где мы можем узнать их лексический смысл? (В толковом словаре). Верно. Проверьте, есть ли значение этих слов в конце учебника. (Аршин — старая русская мера длины, равна 71 см). Кто-то может объяснить самостоятельно значение других слов? (Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Мачта - высокий столб для парусов на судне.) Лексический смысл остальных слов давайте найдём в Толковом Словаре Ожегова. (Раззадориться — прийти в состояние задора. Задор - 1. Страстность, горячность в поведении, работе.

2. Запальчивое, вызывающее поведение, вызывающий тон. (также перенос.: задиристое поведение).


Учитель: Сейчас мы приступаем непосредственно к ознакомлению с текстом рассказа «Прыжок». Откройте учебники на стр. 127. (Чтение до слов «В это время капитан корабля...»)

 Как вы думаете, что может произойти дальше? (Мальчик упадёт в воду). Давайте же проверим. Продолжим читать.

Учитель: Итак, вам понравился рассказ? (Да). Чем он вам понравился? Какой момент вам показался самым напряжённым и запоминающимся? Кто был главными героями? (Капитан корабля и его сын). Кто из героев понравился и почему?

 Давайте немного прервёмся и сделаем зарядку.

ФИЗМИНУТКА: Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.

Учитель: Теперь мы приступим к анализу прочитанного рассказа. Как вы думаете, что хотел сказать автор, т.е. с какой целью это произведение было написано? (С целью показать, что не нужно идти на поводу у толпы).  Давайте вместе разберёмся в содержании текста, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос.

-Кто является главным героем? (Капитан и его сын).

-Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

-Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

 -Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту, все начали над ним смеяться)

-Какие чувства подтолкнули мальчика на такой поступок? (Обида на смех матросов) Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

-Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Сам мальчик и матросы. Обезьяна не виновата, т. к. она делала это непреднамеренно, это всего лишь животное).

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину? (нет, потому что он чувствовал стыд и злость).

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчик может разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха").Какая опасность подстерегала мальчика и кто его спас? (Он мог разбиться, но его спас его отец, который является капитаном корабля). Верно, его спас отец, но каким образом? Прочитайте отрывок. О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости). Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

 - Как вы думаете, какие черты характера присущи мальчику? (Обидчивость, которая сподвигла его на такой поступок, но и смелость, благодаря которой он решился прыгнуть в море)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика или если бы он сдержал свои чувства).

V. Обобщающая беседа.
- Так почему же автор назвал своё произведение «Прыжок»?(  Прыжок – это поступок, который совершил мальчик, который спас его жизнь и избавил от горя  потери сына капитана).

Учитель: Прыжок  совершает и отец мальчика, и  может быть,  его «прыжок»,  ещё более страшный, поскольку он, отец, который любит своего ребёнка и волнуется за него, несёт ответственность за сына.


Учитель: Так же, как и на название, мы можем рассмотреть идею рассказа  с нескольких позиций — капитана и его сына. Чему учит нас поступок мальчика? (Действия мальчика учат нас не делать необдуманных поступков, управлять собой и своим эмоциями, стараться не замечать насмешек со стороны других людей.) А поступок капитана корабля? (Решительный и смелый поступок капитана корабля учит нас тому, что только хладнокровие и ясный разум могут помочь в критической ситуации). Правильны ли были ваши догадки об идее данного рассказа? (Да) Вы молодцы.


VI. Закрепление нового материала. Творческая работа.

Учитель: Сейчас каждая группа получит карточку с заданием. Группой вы обсудите, кто будет выступающим, который выполнит это задание.

Карточки с заданием для групп:

1 группа

Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

  • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
  • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
  • Что сделал мой капитан?
  • Что я об этом думаю?

2 группа

Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:

  • Что произошло и почему мне было обидно?
  • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
  • Когда мне стало страшно?
  • Почему я прыгнул в воду?
  • Что я об этом думаю?

3 группа

Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

  • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
  • Что я предпринял?
  • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
  • Почему я заплакал и убежал в свою каюту?


VII.Рефлексия,

 Понравился вам сегодняшний урок? Что больше всего понравилось на уроке?

 Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?(Да) Над чем оно заставило нас задуматься?( О том, что из любого положения нужно уметь находить выход, принимать правильное решение, не идти на поводу у своих чувств и эмоций).

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы активно работали на уроке и  поэтому все сегодня получают «пять»!

VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа “Прыжок”.

































1 группа

Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

  • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
  • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
  • Что сделал мой капитан?
  • Что я об этом думаю?

2 группа

Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:

  • Что произошло и почему мне было обидно?
  • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
  • Когда мне стало страшно?
  • Почему я прыгнул в воду?
  • Что я об этом думаю?

3 группа

Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

  • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
  • Что я предпринял?
  • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
  • Почему я заплакал и убежал в свою каюту?
Опубликовано в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.