ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПИ»
Рабочий лист для Лабораторной работы "Нахождение числа Пи"PDF / 159.58 Кб
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ
ПО ТЕМЕ «НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПИ»
Актуальность
Роль психомоторных связей важна на всех этапах обучения, особенно на ранних стадиях развития личности. Это отражается в системно-деятельностной основе современного обучения по ФГОС [1]. Наглядное сравнение различных техник обучения представил профессор государственного университета штата Огайо, Эдгар Дейл, с помощью «Конуса обучения» (рис. 1), согласно которому наиболее эффективными методами обучения являются те, которые содержат имитацию реальной деятельности или выполнение реального профессионально ориентированного действия [2].

Рис.1. Конус обучения
Помимо этого, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одним из требований к результатам освоения образовательной программы является формирование универсальных учебных действий обучающихся, в том числе и познавательных УУД, в группу которых входят базовые исследовательские действия:
Одним из средств формирования базовых исследовательских действий, которое имитирует реальную исследовательскую деятельность, может стать лабораторная работа по математике (ЛРМ).
Обучающиеся 5-6 классов обладают лишь базовыми вычислительными навыками, что делает невозможным реальную исследовательскую деятельность в рамках математики. Но возможна имитация этой деятельности в рамках ЛРМ. Одна из таких лабораторных работ по теме: «Нахождение числа Пи». В рамках данной работы обучающиеся должны актуализировать изученный теоретический материал, сформулировать цель, составить план своих действий для достижения цели, произвести измерения и расчеты, структурировать полученные данные и сделать обобщающий вывод – все это входит в состав базовых исследовательских действий.
Результат
Тема: «Нахождение числа Пи»
Класс: 5
Формат урока: Лабораторная работа
Средства: рабочий лист, циркуль, линейка, плотная нить, ножницы, карандаш, ручка.
Цель –
Предметная: формирование понимания об отношении диаметра и длины окружности как постоянной величины Пи.
Метапредметная: формирование компонентов базовых исследовательских действий, входящих в состав универсальных учебных познавательных действий.
Личностная: формирование самостоятельности в выполнении исследовательской деятельности
Этап урока /ЛРМ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствует обучающихся. Проверяет наличие необходимых инструментов для ЛР. Раздает рабочие листы. | Готовят необходимый инвентарь, подписывают рабочие листы. |
Формулирует задание: «Сформулируйте цель работы, основываясь на ее названии и изученной ране теме «Окружность». Задает наводящие вопросы, корректирует формулировки при необходимости. Выбирает самую точную или обобщает предложения и записывает на доске. | Предлагают варианты цели лабораторной работы: (Примерно: Нахождение числа Пи опытным путем) Записывают цель на рабочем листе | |
Формулирует задание: «Какие шаги необходимо будет выполнить в ходе лабораторной работы?» Пункты с 2 по 7 могут быть сформулированы после актуализации знаний, в зависимости от уровня актуальной обученности класса. Обобщает предложения ребят, формулируя пункты, поясняет каждый пункт плана ЛР | Предлагают варианты пунктов плана лабораторной работы: Повторить изученное по теме «Круг и окружность» Начертить несколько (на усмотрение педагога) окружностей Измерить длину каждой окружности, с помощью нитки Измерить длину диаметра каждой окружности, с помощью линейки Найти отношение длины окружности к диаметру, с точностью до сотых Записать полученные данные в таблицу Сделать вывод о значении числа Пи | |
Актуализация знаний | Проводит фронтальный опрос класса по пройденной теме. Обращает внимание на ключевые моменты, которые потребуются в процессе выполнения лабораторной работы и фиксирует их на доске | Отвечают на вопросы, фиксируют необходимую информацию в рабочем листе |
Основной | Формулирует задание: «По составленному плану выполните найдите отношение длины окружности к диаметру для каждой построенной фигуры» Контролирует и корректирует при необходимости работу, отвечает на вопросы. | Выполняют работу на рабочем листе, задают вопросы при необходимости |
Заключительный | Формулирует задание: «Найдите примерное значение числа Пи, вычислив среднее арифметическое отношений С/d» По желанию учителя, можно найти среднее значение для всего класса. Формулирует задание: «Сделайте вывод по полученному результату» | Находят приблизительное значение числа Пи. Сравнивают значение с эталонным. Формулируют вывод по результатам ЛР |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Приказ министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 22 января 2024г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Бодряков В.Ю., Быков А.А. Цифровые лабораторные работы по математике как современный инструмент формирования обучающегося-исследователя// Педагогическое образование в России. 2022. №3. С. 148-159