Лабораторные работы
к курсу «Биология 7 класс»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение инфузории-туфельки"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки
Оборудование: 1) микроскопы
2) микропрепараты "Инфузория-туфелька", культура с живыми инфузориями, предметное и покровное стекло, пипетка
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму.
3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.
Оформление результатов:
зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.
Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство со строением дождевого червя"
Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания
Оборудование: 1) рисунки дождевого червя
2) микроскоп
3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"
Ход работы:
Рассмотрите рисунок дождевого червя, сосредоточьте внимание на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела, найдите спинную и брюшную, заднюю и переднюю часть, поясок.
Оформление результатов. Зарисуйте червя, подпишите его части.
Сделайте вывод, указав характерные внешние признаки Класса Малощетинковых
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме «Внутреннее строение дождевого червя»
Цель: изучить внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией
Оборудование: микроскоп, готовый препарат дождевого червя
Ход работы:
Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.
Оформление результатов: зарисуйте увиденное.
Сделайте вывод, указав признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией и аскаридой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Внешнее строение раковин моллюсков"
Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.
Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки
2) лупа
Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:
подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика
2) рассмотрите перламутровый слой в раковины беззубки;
Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.
Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Внешнее строение таракана"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере таракана, научиться выявлять функции органов
Оборудование: рисунок в учебнике
Ход работы: рассмотрите насекомое:
- определите его длину и окраску;
- найдите 3 отдела тела;
- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;
- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;
- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.
Оформление результатов:
Зарисуйте насекомое. Отметьте отделы тела, усики, глаза, ноги, крылья.
Заполните в тетради таблицу:
Отделы тела |
Расположенные на них органы |
Особенности строения, количество, функции органов |
Голова |
Глаза |
|
Усики |
||
Ротовой аппарат |
||
Грудь |
Ноги |
|
Крылья |
||
Брюшко |
Дыхальца |
Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Внешнее строение рыб"
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания
Оборудование: 1) рисунки рыбы
Ход работы:
1. Рассмотрите рыбу:
- определите форму ее тела;
- рассмотрите чешую;
- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;
- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.
2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.
Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.
Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме «Внутреннее строение рыбы»
Цель: изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.
Оборудование: влажный препарат рыбы или рисунок
Ход работы:
Рассмотрите расположение внутренних органов.
Найдите и рассмотрите жабры, желудок, кишечник, печень, сердце.
Определите пол рыбы.
Оформление результатов: заполните таблицу
Название органов |
Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Внешнее строение птиц"
Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.
Оборудование: 1) открытка с изображением птицы
2) инструкция по описанию птицы
3) набор перьев
Ход работы:
1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.
2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.
Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.
Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.
К лабораторной работе 8 "Внешнее строение птицы"
Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:
1. Величина (с воробья, меньше или больше).
2. Форма:
хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)
клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)
хохол на голове
и т.д.
3. Окраска:
общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)
характерные цветовые отметины (черная голова, голубая "шапочка",
белые щеки и т.д.)
на крыльях белые полосы
хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
по теме: "Строение скелета птицы"
Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.
Ход работы:
1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.
2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?
3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.
Оформление результатов и вывода:
Заполните в тетради таблицу:
Отделы скелета |
Их особенности |
Значение для полета |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
по теме: "Строение скелета млекопитающих"
Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных
Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих
Ход работы:
1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.
2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.
Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.