Лабораторные и практические работы
по курсу «Экология 6 класс»
Лабораторная работа №1
Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений.
Цель работы: познакомиться со строением листьев различных экологических групп по отношению к свету
Ход работы
Используя текст и рисунки учебника, заполни таблицу
Растение |
Экологическая группа |
Строение листа (рисунок) |
Береза |
||
Кислица |
Вывод: Чем отличаются теневые и световые листья по строению.
Лабораторная работа №2
Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.
Цель работы: на примере комнатных растений, гербарных образцов и рисунков познакомиться со свойствами растений разных экологических групп.
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы, заполни таблицу
Растения, погруженные в воду |
Влаголюбивые растения |
Засухоустойчивые растения |
|
Примеры растений |
|||
Особенности строения и и приспособления к среде обитания |
Лабораторная работа №3
Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
Цель работы: научиться определять степень запыленности воздуха с помощью домашних растений
Ход работы
На кусочек скотч-ленты, мы приложить листья растений, взятых в различных местах исследуемой территории: на подоконнике и у дальней стены на высоте 2 метра. Получить пылевые отпечатки. Сравнить и оценить степень запылённости листьев растений.
Сделать вывод о роли зеленых насаждений.
Лабораторная работа №4
Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы или по рисункам в учебнике.)
Цель работы: познакомиться с различными способами распространения плодов и семян
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы распредели растения по группам распространения, основываясь на различных приспособлениям
Распространяемые ветром |
Распространяемые водой |
Распространяемые животными |
Растения: рябина, клен, смородина, лопух, береза, вишня, ольха, одуванчик, дуб
Какие приспособления есть у растений, распространяемых ветром. Приведи примеры (3-4)
Лабораторная работа №5
Способы распространения плодов и семян.
Цель работы: познакомиться с приспособлениями плодов и семян к распространению животными
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы, ответь на вопрос
Какие приспособления к распространению имеют плоды и семена следующих растений
А) вишни
Б) дуба
В) чистотела
Г) череды
Вывод: каким способом распространяются эти растения?
Лабораторная работа №6
Изучение защитных приспособлений растений.
Цель работы: изучить способы и приспособления растений к пассивной защите от поедания
Ход работы
Используя текст учебника, рисунки и гербарные образцы заполнить таблицу
Название растения |
Приспособление к защите от поедания |
Способ защиты (активный/пассивный) |
Крапива |
||
Барбарис |
||
Хвощ |
||
Борщевик |
||
Герань |
||
Лук |
||
Лютик едкий |
Вывод: Какое значение имеют приспособления в жизни растений?
Лабораторная работа №7
Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров или по рисункам в учебнике, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)
Цель работы: изучить приспособление лиан, обеспечивающие им преимущества в выживании
Ход работы
Используя тест учебника, рисунки и гербарные образцы, заполните таблицу
Название растения |
Приспособления к выживанию |
Тип взаимоотношений |
Хмель |
||
Горошек |
||
Плющ |
Вывод: Какое значение в жизни растений имеют эти приспособления
Практическая работа №1
Определение количества солнечных дней в году в своей местности.
Цель работы: научиться определять количество солнечных дней, используя статистические материалы
Ход работы
Используя таблицу, выполни задания
Какой месяц в году был самым солнечным?
Подсчитайте количество пасмурных дней зимой, весной, летом и осенью.
В какое время года больше всего пасмурных дней?
Месяц |
Количество ясных и малооблачных дней |
Количество облачных дней |
Количество пасмурных дней |
Январь |
12 |
3 |
16 |
Февраль |
13 |
6 |
9 |
Март |
16 |
4 |
11 |
Апрель |
10 |
7 |
13 |
Май |
13 |
11 |
7 |
Июнь |
3 |
17 |
10 |
Июль |
9 |
19 |
3 |
Август |
10 |
6 |
15 |
Сентябрь |
2 |
11 |
17 |
Октябрь |
5 |
2 |
24 |
Ноябрь |
6 |
2 |
21 |
Декабрь |
3 |
2 |
26 |
Практическая работа №2
Определение среднегодовой и среднесезонных температур Приволжска и растений, приспособленных к ним.
Цель работы: определить среднегодовые и среднесезонные температуры Приволжска. Определить сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в нашей местности
Ход работы
Используя данные таблицы, ответ на вопросы
Какой месяц в году был самый холодный, какой самый теплый?
Найдите среднюю температуру зимы и лета. Для этого сложите вместе температуру 3 месяцев сезона года и разделите сумму на 3
Дайте характеристику умеренного теплового пояса, в котором мы живем ( п. 10)
На какие группы делятся растения по отношению к теплу и холоду, дайте их характеристику? (п. 12)
Месяц |
Средняя температура |
Месяц |
Средняя температура |
Ноябрь |
+0,3 |
Май |
+19 |
Декабрь |
-10,7 |
Июнь |
+23 |
Январь |
-9,6 |
Июль |
+22,6 |
Февраль |
-3,5 |
Август |
+22 |
Март |
-5,3 |
Сентябрь |
+11,7 |
Апрель |
+8,4 |
Октябрь |
+7,6 |
Какой месяц в году был самый холодный, какой самый теплый?
Найдите среднюю температуру зимы и лета. Для этого сложите вместе температуру 3 месяцев сезона года и разделите сумму на 3
Дайте характеристику умеренного теплового пояса, в котором мы живем (п. 10)
На какие группы делятся растения по отношению к теплу и холоду, дайте их краткую характеристику? (п. 12)
Практическая работа №3
Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности.
Цель работы: научиться определять количество засушливых и дождливых дней, используя статистические материалы
Ход работы
Используя таблицу, ответь на вопросы
месяц |
Всего дней |
Дождливых дней |
снег |
месяц |
Всего дней |
Дождливых дней |
снег |
Декабрь |
31 |
5 |
11 |
Июнь |
30 |
4 |
0 |
Январь |
31 |
0 |
12 |
Июль |
31 |
3 |
0 |
Февраль |
29 |
0 |
11 |
Август |
31 |
7 |
0 |
Март |
31 |
1 |
11 |
Сентябрь |
30 |
6 |
0 |
Апрель |
30 |
3 |
3 |
Октябрь |
31 |
13 |
2 |
Май |
31 |
4 |
0 |
Ноябрь |
30 |
10 |
6 |
В какое время года было больше всего дождливых дней?
В каком месяце сухих дней (без осадков) было больше всего?
Какой месяц был самый снежный?
Практическая работа №4
Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.
Цель работы: доказать необходимость воды и тепла для прорастания семян
Ход работы
Заполни последний столбик в таблице, исходя из условий опыта
Номер банки |
Воздух |
Вода |
Тепло |
Результат |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
2 |
+ |
- |
+ |
|
3 |
- |
+ |
+ |
Вывод: Что необходимо для прорастания семян?
Растения какой экологический группы по отношению к влажности преобладают в нашей местности?
Практическая работа №5
Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.
Цель работы: изучить жизненные формы растений на пришкольном участке
Ход урока
В ходе экскурсии класс разбивается на группы по 3-4 человека и выполняет задания
1.Какие растения встречаются на пришкольной территории
2. На какие группы по жизненным формам можно их разделить. Сделайте схематические рисунки растений разных жизненных форм.
3. Оцените санитарное состояние растений пришкольного участка
Сделайте вывод о том, как распределяются растения разных жизненных форм на территории пришкольного участка
Практическая работа №6
Изучение состояния сообщества пришкольного участка
Цель работы: изучить состояние сообщества на пришкольном участке
Ход работы
Разбить класс на группы по 3-4 человека
Изучить разнообразие растений в пределах пробной площадки
Подсчитать количество деревьев, определить их название
Отметить, имеются ли следы деятельности человека на пробной площадке
Подсчитайте количество поврежденных и неповрежденных человеком деревьев и кустарников
Отметить санитарное состояние деревьев
Записать выводы, внести свои предложения по уходу за поврежденными деревьями
Практическая работа №7
Охраняемые территории России.
Цель работы: познакомиться с особо охраняемыми территориями России
Ход работы
С помощью учебника «Экология растений» (п. 58) и атласа с географической картой «Охрана природы России» познакомьтесь с разнообразием охраняемых территорий России и ответьте на вопросы
1.Что такое заповедник? Назовите крупнейшие заповедники России. Сколько заповедников насчитывается в России и странах СНГ?
2. Что такое национальный парк? Назовите крупнейшие национальные парки России.
3.Что такое памятник природы? Используя атлас, приведите примеры памятников природы, расположенных в Ивановской области.
Для чего человек создал охраняемые территории? Какие виды работ в них проводятся?