Лабораторные работы
к курсу «Биология 8 класс»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Каталитическая активность ферментов"
Цель: пронаблюдать каталитическую функцию ферментов живых клеток.
Оборудование: 1) 2 пробирки
2) флакон с водой
3) сырой и вареный картофель
4) перекись водорода (3%)
Ход работы:
1. В пробирки налейте воды на высоту примерно 3 см.
2. В одну добавьте 3-4 кусочка величиной с горошину сырого картофеля, в другую – столько же вареного.
3. В каждую прилейте 5-6 капель перекиси водорода.
Оформление результатов:
Опишите, что произошло в первой и второй пробирке. Схематично зарисуйте опыт.
Как называется вещество, ускоряющее химическую реакцию?
Что такое фермент? В каких условиях он действует?
Сделайте вывод, объяснив результаты опытов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме «Ткани человека под микроскопом"
Цель: познакомиться с микроскопическим строением некоторых тканей человеческого организма, научиться выявлять их отличительные особенности
Оборудование: 1) микроскоп
2) микропрепараты:
* для 1 варианта: «Железистый эпителий», «Гиалиновый хрящ»,
* для 2 варианта: «Нервная ткань», «Гладкие мышцы»
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепараты.
Оформление результатов: зарисуйте в тетрадь увиденное.
Сделайте вывод, перечислив отличительные особенности увиденных вами тканей (вид и расположение клеток, форма ядра, наличие межклеточного вещества)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Строение костной ткани"
Цель: познакомиться со строением трубчатых и плоских костей.
Оборудование: 1) раздаточный материал «Спилы костей»
2) наборы позвонков
Ход работы:
1. Рассмотрите спилы плоских и трубчатых костей, найдите губчатое вещество, рассмотрите его строение, в каких костях есть полость? Для чего она нужна?
Оформление результатов:
зарисуйте в тетради увиденное, сделайте к рисункам подписи.
Сделайте вывод, сравнив плоские и трубчатые кости.
Как доказать, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани?
Сравните строение хрящевой и костной ткани.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение позвоночника"
Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.
Оборудование: 1) наборы позвонков человека
Ход работы:
Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.
Сколько позвонков в каждом отделе?
Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.
Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.
Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.
Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Строение позвоночника.
Отделы позвоночника |
Количество позвонков |
Особенности строения |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"
Цель: познакомиться с микроскопическим строением эритроцитов человека и лягушки, научиться их сравнивать и соотносить строение с функцией
Оборудование: 1) микроскоп
2) микропрепараты «Кровь человека», «Кровь
лягушки»
Ход работы:
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Рассмотрите микропрепараты, сравните увиденное.
Оформление результатов:
зарисуйте по 2-3 эритроцита человека и лягушки
Сделайте вывод, сравнив эритроциты человека и лягушки и ответив на вопросы: чья кровь переносит больше кислорода? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"
Цель: выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Оборудование: 2 колбы с известковой водой
Ход работы:
Вспомните процентный состав воздуха. Каков % кислорода и углекислого газа в воздухе классного помещения?
Рассмотрите прибор. Прозрачна ли жидкость в обеих пробирках?
Сделайте несколько вдохов и выдохов через мундштук, определите в какую пробирку идет вдыхаемый и выдыхаемый воздух? В какой пробирке вода помутнела?
Сделайте вывод из опыта.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: "Дыхательные движения"
Цель: понаблюдать поступление воздуха в легкие и вытеснение его из легких.
Оборудование: стеклянная воронка среднего размера, два резиновых шарика, нитки и прозрачная липкая лента
Ход работы:
Один из шариков поместим внутрь воронки, а его клапан выведем наружу, вывернем наизнанку, натянем на трубку воронки с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой. Чтобы внутрь шарика проходил воздух, в клапан можно вставить спираль от авторучки или тоненькую трубку.
Второй шарик разрежем посередине между основанием и клапаном. Широкую часть натянем на раструб воронки так, чтобы образовалось резиновое дно. Прикрепим резиновое дно липкой лентой к корпусу воронки с наружной стороны.
Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри – легкое, шарик снаружи – диафрагму.
Чтобы продемонстрировать вдох диафрагму нужно опустить вниз, а выдох – вдавить внутрь.
Опишите опыт и объясните, почему легкие не могут самостоятельно совершать вдох и выдох? Как происходят дыхательные движения?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: "Действие ферментов слюны на крахмал"
Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал,
Оборудование: 1) кусочек накрахмаленного бинта
2) чашка Петри со слабым раствором йода
3) спичка, кусочек ваты
Ход работы:
а) Смочите вату на спичке слюной и нарисуйте ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта,
зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты,
затем опустите в раствор йода.
Опишите результаты опыта
Сделайте вывод об условии действия фермента слюны.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
по теме: " Действие желудочного сока на белки "
Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки
Оборудование: 1) штатив с 3 пробирками;
2) пипетка
3) термометр;
4) полусваренный куриный белок
5) желудочный сок;
6) 0,5%-ный раствор NaOH
7) водяная баня;
8) химический стакан со снегом
Ход работы и оформление результатов:
В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца,
прилейте по 1 мл натурального желудочного сока,
затем
*первую пробирку поместите на водяную баню (температура +37 ºС),
*вторую – поставьте в стакан со снегом,
*в третью добавьте 3 капли раствора NaOH и поставьте на водяную баню (температура +37 ºС),
через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.
Оформление результатов:
Напишите в тетрадь ход и результаты опытов.
Сделайте выводы по результатам опытов.