Урок биологии в 8-9 классе «Лабораторная работа. Биология питания птенцов шотландской куропатки»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы (растения, животные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление физиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные антропогенные загрязнения: физические, химические и биологические.
Биология питания птенцов шотландской куропатки
Данные, на основе которых обсуждается эта проблема, получены при изучении экологии шотландской куропатки на севере Пенинских гор и в болотах Северного Йорка. Традиционно регулярное сжигание растительности на этих болотах способствует разрастанию вереска, молодыми побегами которого питаются взрослые куропатки. Их птенцы, однако, нуждаются в более разнообразном рационе. Наряду с побегами вереска они поедают разнообразных членистоногих (табл.1), что обеспечивает птенцов добавочным количеством белка, необходимого для их роста. Пищевой рацион птенцов изучали, анализируя их фекалии, в которых наряду с трудноперевариваемыми бактериями вереска (маленькие листочки с неразвитой листовой пластинкой) присутствуют остатки наружного скелета членистоногих.
Содержание различных членистоногих в рационе птенцов шотландской куропатки в первые 20 дней их жизни
Группа членистоногих |
Содержание в пище, % |
Агапеае (пауки, все семейства) |
14 |
Со1еор1ет |
19 |
Со1еор1ет (другие семейства) |
6 |
Бгрега |
10 |
Бгрега (другие семейства) |
25 |
Нетгрега |
3 |
Иутепор1ега (взрослые особи) |
7 |
Иутепор(ега Ьергор(ега (гусеницы) |
14 |
Другие группы |
2 |
Задание
В таблице 2 приведены результаты, полученные при исследовании состава фекалий птенцов куропатки различного возраста. Интенсивность поедания птенцами побегов определяется числом бактерий вереска, съеденных одним птенцом за день. Обратите внимание, что потребление членистоногих (как это принято при анализе фекалий) выражается не в абсолютных величинах, а числом их остатков, приходящихся на 100 съеденных птенцом бактерий вереска.
Таблица 2 содержит данные, полученные при изучении 10 различных выводков птенцов куропатки. Они позволяют сопоставить среднюю массу птенцов и степень их выживания с частотой встречаемости в их фекалиях (остатков членистоногих).
1.Проанализируйте и обсудите взаимосвязь между возрастом птенца и относительным содержанием членистоногих в его пище.
2.Проанализируйте и обсудите, в какой мере потребление членистоногих птенцами сказывается на их росте и выживании.
Состав фекалий птенцов куропатки в зависимости от их возраста
Возраст птенцов, дни |
Число членистоногих на 100 брактей вереска |
Число брактей вереска, ежедневно поедаемых одним птенцом |
2 |
7,6 |
220 |
4 |
3,6 |
460 |
6 |
2,2 |
680 |
8 |
2,5 |
710 |
10 |
1,8 |
880 |
12 |
1,4 |
930 |
14 |
0,9 |
1080 |
16 |
0,6 |
1100 |
18 |
0,3 |
1160 |
20 |
0,1 |
1300 |
Данные по выживаемости птенцов и их массе в десяти выводках куропаток к 10-му дню жизни
Остатки членистоногих в пересчете на 100 брактей вереска, % |
Выживаемость к 10-му дню, % |
Средняя масса птенца в выводке к 10-му дню, г |
2,1 |
50 |
35 |
5,6 |
60 |
47 |
3,4 |
65 |
41 |
2,0 |
50 |
40 |
5,6 |
80 |
50 |
3,5 |
85 |
45 |
0,5 |
35 |
30 |
2,6 |
50 |
43 |
5,1 |
65 |
50 |
2,0 |
65 |
42 |
Средняя плотность расселения взрослых куропаток в период гнездования равна 5 птицам на 1 га, а средняя величина кладки составляет 8 яиц. Смертность птенцов на протяжении первого и второго десятидневного периода их жизни остается постоянной. Средняя плотность заселения членистоногими болота в период выкармливания птенцов составляет 100 особей на 1 м2.
3.Определите, какая часть членистоногих (в % их общего числа) поедается птенцами куропатки в период их роста. Выясните, в какой мере жизнедеятельность птенцов сказывается на численности популяции членистоногих и на выживании кормящихся по соседству выводков.
4.Обсудите, влияет ли численность популяции членистоногих в период роста птенцов на их выживание, а следовательно, восстановление популяции куропаток. Какие дополнительные исследования необходимо провести для получения ответа на этот вопрос?
1.Почему птенцы шотландской куропатки нуждаются в более разнообразном рационе питания, чем взрослые особи?
2.Что обеспечивает птенцов шотландской куропатки добавочным количеством белка, необходимого для их роста?
3.Как зависит выживаемость птенцов шотландской куропатки от количества членистоногих в молодых побегах вереска?
4.Зависит ли средняя масса птенцов шотландской куропатки от количества членистоногих в молодых побегах вереска?
Каменная куропатка
Полевые куропатки
Серые куропатки
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html