Практические работы
К курсу «География» 7 класс
Практическая работа №1
Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации
Цель работы: вспомнить основные приемы работы с картами атласа
Ход работы
Запишите материки, которые пересекаются экватором
Какие материки полностью находятся в южном полушарии
Какой океан одновременно омывает Африку, Евразию и Австралию?
В каком направлении от Евразии находится Австралия?
Определите, какой город Москва или Париж находится западнее?
Определите координаты городов
А) Бразилиа
Б) Канберра
В) Москва
Практическая работа №2
Группировка карт учебника и атласа по различным признакам
Цель работы: научиться характеризовать карту по плану
Ход работы
Используя текст учебника и карты атласа, заполни таблицу
Типы карт |
Группы карт |
Примеры |
По масштабу |
||
По охвату территории |
||
По содержанию |
||
Используя таблицу, дайте характеристику климатической карты Африки
Практическая работа №3
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет
Цель работы:1.Закрепить знания основных положений теории литосферных плит;
2.Научиться читать карту «строение земной кары» и прогнозировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем.
Ход работы:
Задание 1.Найдите на карте «строение земной кары» в атласе крупнейшие литосферные плиты.
Задание 2.Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения. Обозначьте древние платформы и области современного горообразования.
Задание 3.Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет. Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.
Практическая работа №4
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Цель работы: Сформировать представление о климатическом поясе.
Ход работы.
1.Используя карты атласа, на контурной карте отметьте климатические пояса Земли (цветовую гамму брать из атласа). Дайте им основную характеристику (воздушные массы, температура июля и января, количество осадков)
2. Отметьте стрелками синего и красного цвета смещение воздушных масс зимой и летом.
Практическая работа №5
Схема поверхностных течений
Цель работы: Сформировать знания о течениях мирового океана.
Ход работы.
Задание 1.Отметьте основные течения на контурной карте мира. Подпишите их название, с помощью стрелок разного цвета укажите тип течения (холодное, теплое), подпишите его происхождение (ветровое, стоковое)
Практическая работа №6
Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах
Цель работы: Сформировать знания о положение материка Африка.
Ход работы.
Задание 1.Отметьте на контурной карте крайние точки Африки и подпишите их координаты
Задание 2.Анализируя карту «Африка», определите ее протяженность по 200 в.д. в градусах и километрах. Результаты запишите на контурной карте
Практическая работа №7
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цель работы: Познакомить учеников с географическим минимумом по материку Африка.
Ход работы.
1. Обозначить на к/к крупные формы рельефа:
Плоскогорье: Восточно – Африканское.
Нагорье: Эфиопское, Гвинейское, Ахаггар.
Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб.
Горы: Атлас, Капские, Драконовые.
Вулкан: Камерун, Килиманджаро.
2. Используя текст учебника и карты атласа, обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых Африки
Практическая работа №8
Описание одной из рек материка
Цель работы: формирование умений составления характеристики реки, используя карты атласа, учебник, дополнительную литературу
Ход работы
Дайте характеристику, используя текст учебника, карты атласа и план описания реки на стр.312
1 вариант – Нил
2 вариант - Конго
Практическая работа №9
Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран
Цель работы: Сформировать знания о стране.
Ход работы.
Задание 1.Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.
№ |
План |
Ответ |
1 |
Географическое положение «ГП» (часть материка, соседи, столица); |
|
2 |
Народы страны (раса, языки, размещение по стране); |
|
3 |
Особенности природы: а) рельеф; б) полезные ископаемые; в) климат; г) реки, озера; д) природные комплексы |
|
4 |
Хозяйственная деятельность человека: а) виды занятий; б) крупные города |
|
5 |
Экологические проблемы |
Задание 2.Таблицу занести в тетрадь.
Практическая работа №10
Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы
Цель работы: Сформировать знания о различиях положения материков.
Ход работы:
Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:
№ |
План |
Австралия |
Африка |
1 |
Как расположен относительно экватора, тропиков? |
||
2 |
Как расположен относительно 00 меридиана? |
||
3 |
Крайние точки: С- Ю- З- В- |
||
4 |
Какие океаны омывают? |
||
5 |
Какие моря и заливы омывают? |
||
6 |
Как лежит относительно других материков? |
||
7 |
В каких климатических поясах расположен? |
Вывод: Определите черты сходства и различия ГП Австралии и Африки
Практическая работа №11
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Ю. Америки.
Цель: сформировать умение сравнивать рельеф двух материков и делать выводы
Ход работы
Используя текст учебника, карты атласа определите черты сходства и различия рельефа Африки и Южной Америки, заполните таблицу
Сходство:
1.
2.
…
Различия
Африка |
Южная Америка |
Вывод: выявите причины сходства и различий рельефа Африки и Южной Америки
Практическая работа №12
Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки
Цель: сформировать умение сравнивать речные системы и делать выводы
Ход работы
Используя текст учебника, карты атласа определите черты сходства и различия рек Амазонка и Конго, заполните таблицу
Сходство:
1.
2.
…
Различия
Амазонка |
Конго |
Вывод: выявите причины сходства и различий речных систем Конго и Амазонки
Практическая работа №13
Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе
Цель работы: сформировать представление о климате Северной Америки
Ход работы
Сравнить климат полуостровов Флорида и Калифорния, используя текст учебника и карты атласа, заполнить таблицу
Территория |
Климатический пояс |
Тип климата |
Средняя температура |
Количество осадков |
Режим выпадения осадков |
|
января |
июля |
|||||
П-ов Калифорния |
||||||
П-ов Флорида |
Сделайте вывод о причинах различий климата
Практическая работа №14
Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте
Цель работы: сформировать умение сопоставлять карту строения земной коры с физической картой с целью выявления особенностей расположения крупных форм рельефа, сравнивать рельеф материков
Ход работы
Отметьте на контурной карте основные формы рельефа Евразии
Сделайте вывод об особенностях расположения крупных форм рельефа
Практическая работа №15
Определение типов климата Евразии по климатограммам
Цель работы: Сформировать у учащихся преставления о климатической диаграмме.
Ход работы.
1.Учащимся раздаются карточки с климатической диаграммой какого-либо пояса. Проанализировать диаграмму и полученные данные внести в таблицу
№ диаграммы |
Температура января |
Температура июля |
Годовое количество осадков |
Режим выпадения осадков |
Тип климата |
2.Сделать вывод, какому же климатическому поясу она принадлежит.
Практическая работа №16
Составление характеристики одной из рек Евразии по плану
Цель работы: формирование умений составления характеристики реки, используя карты атласа, учебник, дополнительную литературу
Ход работы
Дайте характеристику, используя текст учебника, карты атласа и план описания реки на стр.312
1 вариант – Амур
2 вариант – Янцзы
Отметьте на контурной карте реки и озера Евразии
Практическая работа №17
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке
Цель: сравнить черты сходства и различия 2 материков, выявить причины, обусловившие разнообразие природных зон и характер их расположения.
Ход работы
Выписать все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели.
Определить черты сходства и отличия в их расположении.
Записать вывод о причинах, обусловивших разнообразие природных зон и характер их расположения.
Природные зоны (400с.ш.) |
Черты сходства |
Черты различия |
||
Евразия |
Северная Америка |
|||
Практическая работа №18
Составление характеристики одной из стран
Цель работы: Составить описание одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии; проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.
Ход работы.
Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.
№ |
План |
Ответ |
1 |
Географическое положение (часть материка, соседи, столица); |
|
2 |
Народы страны (раса, языки, размещение по стране); |
|
3 |
Особенности природы: а )рельеф; б )полезные ископаемые; в )климат; г )реки, озера; д )природные комплексы |
|
4 |
Хозяйственная деятельность человека: а) виды занятий; б)крупные города |
|
5 |
Экологические проблемы |
Практическая работа №19
Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК
Цель работы: конкретизация знаний о воздействии света, тепла и влаги, хозяйственной деятельности человека на компоненты природного комплекса
Ход работы
Во время экскурсии дайте характеристику ПК по плану:
Название ПК
Влияние на компоненты комплекса света, тепла, влаги
Почвы, характерные для комплекса
Преобладающая растительность
Животный мир
Влияние на комплекс хозяйственной деятельности человека
Вывод: отразите взаимосвязь компонентов ПК в виде схемы
Румбешт Роза Фидаиловна
Воропаева Елена Владимировна
Лилия
Нина