Cтруктурное подразделение детский сад «Капелька» с. Ташелка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области
Экологический проект «Красота на клумбе»
Макаров Федор Максимович
Консультанты: воспитатели - Сизова Елена Николаевна
Богданова Галина Григорьевна
Оглавление
Актуальность проекта. Цели и задачи.
Формы организации проекта.
Этапы проекта
Итоги проекта.
Введение
Актуальность проекта.
Ознакомление у дошкольника с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми у воспитателей. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Ребенок всегда должен видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, он должен понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Ребенок испытывают потребность в общении с природой. Он учится любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности у воспитанника через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, воспитанник 6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Каким образом растет цветок на клумбе? И для чего нужны цветы»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности ребенка,
развитие творческого потенциала воспитанника и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
Дать понятие, что такое цветок.
Учить ребенка классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
Познакомить ребенка с профессиями людей, связанных с цветоводством.
Учить воспитанника правильно сажать и выращивать цветы.
Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
Развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас и знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
самостоятельное наблюдение;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
релаксация;
ароматерапия;
слушание музыки.
Формы организации проекта:
Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
Экскурсии;
Дидактические игры;
Трудовая деятельность детей;
Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 3 месяца.
Ожидаемый результат и практическая значимость: развитие познавательного интереса, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1.Садовые цветы
2. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Этапы реализации проекта
Мероприятия | Ответственные | |
I. Подготовительный этап | | |
июнь | Сбор и анализ литературы по данной теме; Разработка плана реализации проекта; Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию; Разработка дидактических игр, пособий; Подборка иллюстративного материала; Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме; Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям; Подготовка семян цветов, рассадников. Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. Высадка рассады на клумбы | Воспитатели: Богданова Г.Г. Сизова Е.Н. |
II. Основной этап | | |
июль
| Экскурсия по территории детского сада, Экскурсия в цветочный магазин Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада. Загадывание загадок, ребусов. Заучивание и чтение стихотворений. Чтение художественной, познавательной литературы, Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве» Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями). Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения). Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике); НОД «Бархатцы – садовый цветок» Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами) Подвижные игры. Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. «Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Он на ёжика похож» (расширять представления детей о кактусах); НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Цветы нашего края» (расширять представления детей о луговых и лесных цветах нашего края, знать и называть их); НОД ОО «Музыка» в старшей группе по теме: «Цветы вокруг нас» (расширять представления детей о садовых цветах, знать и называть их, воспитывать бережное отношение к природе) если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); проращивание отростков цветов, рассматривание корешков. Трудовая деятельность на участке, поливка цветников, рыхление почвы, уход
Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов». Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы? Работа с родителями: Подготовка материала для экологических книг. Художественно-творческая деятельность: Картотека дидактических игр: «Цветок – твой талисман»; Наблюдения (пр: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках. День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). Вечер загадок «Загадки Лесной феи». Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев Работа с родителями: Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике». Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми». Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком». | |
| Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»; Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп». | Родители и воспитатели |
III. Заключительный этап | | |
Август | Наблюдение за цветами (бархатцами) как распускается и цветет Музыкальный праздник «Бал цветов» Коллаж «Цветочный калейдоскоп» Выставка рисунков «Цветы моего края» Фотовыставка «Помощники интерьера» | |
Итог:В ходе проекта:
Мы обобщили и обогатили опыт ребенка в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У воспитанника появился: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом обогатили словарь и пополнили словарный запас воспитанника, если к началу работы над проектом ребенок знал 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у воспитанника развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у ребенка, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн.- ООО Аделант, 2006г.
2.Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965г.
3.Князева Т.П. Газоны – Москва ЗАО Фитон, 2001г.
4.Улейская Л.И. Вертикальное озеленение – Москва ЗАО Фитон, 2001г.
5.Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007г.
6.Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005г.