Справочный материал «Лапти — музейная азбука от "А" до "Я"»
"Лапти" - музейная азбука от "А до Я"
История, факты, легенды
Автор: Наталья Александровна Ермакова, педагог дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова
Чтобы выйти погулять,
Надо обувь надевать.
Без обувки на дороге
Так легко поранить ноги.
В старину малышки-дочки
Надевали лапоточки.
Лапти все плели руками,
А потом носили сами.
(Ансарова Тина)
Лапти - низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка, берёсты или пеньки. В дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками, и полоски ткани - такие лапти называли плетешками, и даже из конский волос – получались волосянники.
Экспонаты школьной комнаты "Русского быта и фольклора" МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова
https://vk.com/event207850849
Применение и история:
Обувь, сплетённая из лыка, появилась в глубокой древности, а со временем стала настоящим символом Руси. Несмотря на то, что лапти делали и другие народы, русские крестьяне, сами о том не ведая, прославили простой вид обуви, доступный даже самым бедным людям. «Лапотная Россия», - именно так, с некоторой долей снисходительности и высокомерия говорили иностранцы в начале прошлого столетия.
B письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет" (в Лаврентьевской летописи): "В лето 6493 (по современному календарю 985 год), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ ..."
В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, "Слове Даниила Заточника" (13 век), термин "лыченица" как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: "Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе".
Существует летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами
Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", датируется началом 16 века.
Лапти встречались на всей российской территории, кроме юго-восточных районов, населенных казачеством. В Сибири и на Алтае плетеная обувь отсутствовала. Русские крестьяне северных губерний Европейской России использовали лапти как рабочую обувь: надевали их на покос, жатву, во время лесных работ. В центральных и южных губерниях лапти были как будничной, так и праздничной обувью мужчин, женщин и детей.
Принято считать, что плетеная обувь из растительных волокон - один из самых древних видов обуви. Обернуть ноги куском кожи - дело простое, но сплести обувь из веревок или полос тонкой коры - тут сноровка нужна и инструмент.
Лапти обычно надевались с онучами, летом - с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, наоборот, на суконные онучи навивались холщовые. Все это привязывалось к ноге оборами, закрепленными на лапте и завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры.
Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой, подшивали войлоком. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки. Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные. Лапти из конского волоса - волосяники, использовали подобно сегодняшним домашним тапочкам. На дворе носили плетеные из бересты ступни, или босовики, довольно глубокие, иногда с короткими широкими голенищами, а также чуни, или шептуны, - лапти из разбитых старых веревок.
Лапти изготавливались из узких полосок лыка (около 1 см) на деревянной колодке или без колодки. Материал для изготовления лаптей был всегда у мастера под рукой. Лыком называют луб липы ли другого дерева. Луб - внутренняя часть коры деревьев, а также кусок, полоса такой коры. Лыко заготавливали весной в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык.
Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики.
В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично.
Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям.
К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямую решетку». Лапти прямого плетения у русских встречались только в некоторых уездах Смоленской и Псковской губерний. Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника.
Носили лапти и по праздникам. На этот случай лапти плелись писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Праздничные лапти подвязывались черными или красными плетеными, ткаными оборами, подчеркивавшими белизну онуч. Мужчины в праздничные дни использовали оборы из кожаных ремешков.
Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».
Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. . Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.
Порой изготовление лаптей ставилось на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей.
Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.
Упоминание в народном фольклоре:
С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий. Финский исследователь И.С. Вахрос приводит одно интересное наблюдение: в описании похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков упоминается, что не носившие плетеной обуви старообрядцы, хоронили покойника обутым в лапти.
В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке: "лапоть" обозначает простака, необразованного человека, производное прилагательное «лапотный» в том же значении.
22 февраля на Руси принимались за плетение лаптей. Зима уже близилась к концу, поэтому и запасов зерна оставалось мало. По этому поводу крестьяне говорили: "Не всяк Панкрат хлебом богат, а наш Панкрат лаптями богат".
Сказочное происхождение
Сказки о лаптях: "Лиса и лапоть", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Сказка о Хитром Лапте" , "Лапти - скороходы", "Как старуха нашла лапоть", "Чудесные лапоточки", сказка "Старый лапоть" (А. Федоров-Давыдов).
Благодарю за внимание!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Наталья