Справочный материал «Коромысло — музейная азбука от "А" до "Я"»
Коромысло" - музейная азбука от "А до Я"
История, факты, легенды
Автор: Наталья Александровна Ермакова, педагог дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова
- Никто пó воду не ходит. Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде - завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
(Самуил Маршак)
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) - это деревянное приспособление в виде длинной изогнутой палки или дуги для ручного ношения двух вёдер с водой или других грузов. Обычное русское коромысло — плоский, дугообразно изогнутый деревянный шест с выемками или крючками на концах, за выемки (крючки) цепляли дужки ведер, корзины.
В зависимости от конструкции, средняя часть коромысла кладётся на одно или оба плеча. Груз подвешивается на концах коромысла.
Применение и история:
Коромысло - невероятно простое в своей задумке приспособление, которое берет свое начало из глубокой древности. И, если встретить его в быту сейчас большая редкость, то чуть более 100 лет назад коромысло было в каждом доме.
Проследить историю данного предмета обихода сложно. Впервые в летописях коромысло появилось в XV - XVI вв., но тут есть традиционная проблема для всех предметов быта. Они считались недостойными упоминания в документах того времени, поскольку тексты посвящены в основном религиозным и деловым событиям.
Но, есть гипотезы и доказательства, что наши предки были знакомы с коромыслом гораздо раньше. Само слово, по мнению лингвиста Алексея Кретова, исключительно славянского происхождения: в далеком прошлом оно было связано со словом "корма", а затем за ним закрепилось одно значение "дуга для ношения вёдер".
Самые древние экспонаты в больших количествах были найдены при раскопках в Великом Новгороде в слоях XI–XIV вв.. В основном - это дугообразные коромысла, они имели наибольшее распространение.
Есть версия, что слово "коромысло" происходит от "ко" - это предлог и слов, "ромы" - рамы, раменья или плечи - и "сло" - ослоп, то есть жердь, палка. Получается, что коромысло - это палка к плечам. В древности возможно слово звучало, как корамыслоп, затем ос течением времени глухое п в конце слова исчезло.
Данный предмет облегчал труд людей переносящих грузы в разных странах и был широко распространён. В настоящее время применяется в обществах, сохраняющих элементы традиционного быта. В деревнях коромыслами активно пользовались вплоть до начала 1980-х годов.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и так далее.
Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Самый распространённый вид коромысла - дугообразный. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги.
Материалом для их изготовления служили береза, липа, осина, ива (гибкие, упругие и доступные), гораздо реже использовали сосну и ель.
Дерево подбирали толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Заготовкой древесины мастер занимался поздней осенью или ранней весной. Древесину распаривали, затем придавали коромыслу нужную форму, стягивали края и оставляли сохнуть. Чтобы ведра не соскальзывали, края закругляли, делали зарубки или крепили металлические крючки.
Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла, почти не качались при ходьбе. Чтобы оно не треснуло, поверх пускали металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Такое изделие могло прослужить 50 и более лет.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади.
Ни одно коромысло не было похожим на другое - из изготовление коромысел всегда было делом творческим. Готовое коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид: расписывали красками, делали художественную резьбу
Они были разных расцветок: крашеные и некрашеные, отличались по фигуре и по красоте. Еще были коромысла с высеченными и железными крючками, даже с веревками на концах.
Дома коромысло хранилось в углу коридора: либо стояло вертикально, либо висело на двух гвоздях, вбитых в стену.
Во дворе коромысло вешали на баню.
Пожилые люди вспоминают, что носить воду на коромысле было исключительно женским делом. В качестве исключения им могли пользоваться мальчишки и люди в возрасте. Мужчинам полагалось демонстрировать силу и носить воду прямо в ведрах: "Не дай Бог мужику появиться с коромыслом через плечо - засмеют!"
Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.
И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй.
Каждый предмет, как и человек, имеет свою жизнь, свой особенный путь, свою историю. Некоторые вещи задержались в современности, некоторые давно ушли из употребления и увидеть их можно лишь в музее. В нашей школьной комнате русского быта и фольклора есть своё коромысло, где дети могут увидеть и потрогать коромысло, соприкоснуться к кусочком истории. Данный подарок школе сделала Ирина Шурупова, внучка мастера, Шурупова Михаила Ильича 1935 год рождения, который игзотовил данный предмет быта своими руками в послевоенные годы.
Упоминание в народном фольклоре:
В былые времена читалось, что как для мужчин важен топор, так и для женщин коромысло. Оно в старину не только помогало в переноске воды, но и было оберегом, защитой от нечистой силы. Люди верили, что расписное коромысло берегло девушек и невест от русалок, которые всегда подстерегают у реки или пруда. Считалось, что большой обережной силой обладает коромысло, сделанное из дуба или клена.
Ношение воды на коромысле запечатлели многие великие художники.
Слово "коромысло" встречается в литературных произведениях, в русском фольклоре.О коромыслах с ведрами составлено много загадок, поговорок и пословиц:
- Два братца хотят подраться, да руки коротки.
- Двое купаются, а третий дивуется.
- Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.
- Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца.
- Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
- Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!
- Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца.
- Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
- Дым коромыслом, клубится, переваливаясь дугою.
Загадки:
- Коромысло через реку повисло. Что это?
- Два братца хотят подраться, да руки коротки.
- Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.
Частушки авторские (Польникова Нина Филипповна):
Как у наших у ворот
Собрался честной народ.
Пыль столбом, дым коромыслом,
Наша Люба дроби бьет.
По воду зимой ходила,
В прорубь чуть не угодила.
Коромысло, два ведра,
Закружилась голова.
Бабы по воду пошли,
Взяли коромысла.
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.
У соперницы моей
Коромысло старое.
Милый мой, раскрой глаза,
Тебе она не пара.
С коромыслом за водой
К речке я ходила.
Своей статною походкой
Всех с ума сводила.
Легенды и сказки:
Легенды Коромысловой башни
С Коромысловой башней связано две легенды, но обе они кажутся далекими от реальности.
Первая из них гласит, что во время осады Нижнего в 1520 году астраханскими татарами хана Гирея в неравный бой с неприятелем вступила отправившая по воду за стены кремля девушка. Звали ее Алена. Отбивалась она от превосходящего ее силой и оружием неприятеля коромыслом. Погибла храбрая красавица от удара кривой татарской сабли. Однако неприятель, впечатленный отвагой простой русской девушки, составил представление о мощи русского войска, притаившегося за стенами кремля, и принял решение снять осаду и уйти.
Вторая легенда более жуткая. Она рассказывает о том, что строительство оборонительного сооружения началось именно с Коромысловой башни. Для усиления сооружения необходимо было похоронить под ней живое существо, которое первое пройдет мимо этого места. Пришла девушка с коромыслом по имени Алена, которая хотела набрать воды в реке Почайне. Ее и принесли в жертву вместе с ведрами и коромыслом. Другая, более гуманная версия гласит, что строители пожалели девушку и вместо нее зарыли стрекозу, которая по виду напоминает коромысло.
"Сказка Коромысло"
В одной маленькой деревушке жила-была девица Марфуша.
Самостоятельная такая была, целеустремленная. С утра до ночи вся в делах, заботах. Коромысло с плечей никогда не снимала.
Уставала частенько. Печаль необъяснимая порой накатывала. Тело в тиски заковывала. Вот и хаживала она на пригорок, что за деревней погрустить и отдохнуть. Оттуда вид чудный вырисовывался. Вся деревня её и дол вокруг как на ладони. Речка серебрилась с одной стороны, с другой лес вековой хмурился.
Так и в тот тёплый денёк сидела Марфуша на пригорке, роняя слезы. Несколько часов просидела, не заметила как закат малиновый небо окрасил.
- Сидишь? - заскрипел за спиной чей-то голос.
Марфуша вскочила от неожиданности. И стала выискивать, что по-тяжелее рядом для обороны. Да мало ли что, кому беззащитную девушку обидеть вздумалось.
- Че задергалась вся, будто вжалил кто?
На пригорке стоял старичок махонького росточка. Мохнатая бородка седая, на голове шапка коричневая, как у грибов, что в местных лесах растут. А из-под шапки глаза ясные такие, сразу доверие вызывают.
- Напугал, мил человек! - выпалила Марфуша.
- Да не суетись, присаживайся. Давно за тобой наблюдаю. Чего грустная такая, случилось чего?
- Не то чтобы.. Тяжко мне, устаю я сильно коромысло это носить. Всё тело от него болит - вздохнула девица.
- Дык, не носи, кто заставляет? Зачем оно тебе?
- Как зачем!? Для балансу. Мне без него ещё хуже. Сразу равновесие теряю.
Старичок-боровичок ухмыльнулся.
- Дык, ты мешок тот выкинь, что на спине таскаешь, так и в коромысле надобность отпадёт. Это ж он, окаянный, из колеи тебя выбивает.
- Какой такой мешок? - округлила глаза Марфуша — у меня только коромысло!
- Сколько живу, не мало не много, а 357 годиков уж скоро стукнет, удивляюсь вам люди!
Не твой мешок этот. С чужими обидками и ожиданиями на твой счёт. Взвалили его на тебя, а ты и не заметила. Всё баланс держать пытаешься коромыслом этим. Загнала вон себя совсем. Жизнь не в радость.
Заплакала Марфуша. Горько так, громко. Боровичок давиче смутился. Вроде как помочь хотел, а тут такое.
- Но, но! Да не реви ты! Знаю я проверенный стопудовый способ, как с бедой твоей справиться.
Марфуша перестала голосить и уставилась глазищами своими огромными на старичка.
- Неужто поможешь?
- А то! Только сделаешь всё в точности как скажу.
Девица закивала головой.
- Пойдёшь ночью к реке. Соберёшь хворост. Только не торопись. Собирай сердцем, те веточки, что к душе придутся. Разведешь костерок. Возьмёшь хворостинку, самую ладную среди всех бери. Сядешь, зажмешь меж ладошек и крути от себя, разматывай. Как вытянешь все тяготы, что другие понавесили, брось её в огонь. А как сгорит, в реку зайди со словами : "не моё всё отдаю, буду жить я жизнь свою". Да поблагодарить не забудь. Чай, не спроста в жизни твоей они были. Может службу где сослужили, может науку какую вынесла.
Потом ныряй три раза.
Пока слушала Марфуша Боровичка, стемнело уж совсем. Раскланялась, поблагодарила да и побрела к речке. С коромыслом то не разбежаться поди.
Всё как велено было сделала. Долго сидела у костра, хворостинку разматывала, отпускала с благодарностью наболевшее, травку слезами омывала. Долго гудели в голове чужие упрёки с недовольствами, что в мешке она всю жизнь носила за спиной. Потом стихли.
Встала она тогда, да с заветными словами в реку вошла. А как вынырнула и рассвет показался. Так легко ей стало на душе и в теле. Собралась она на радостях скоренько домой, а коромысло так и осталось на берегу лежать.
"Сказка про коромысло, лапти, шушун, кудель и замок висячий"
Было это в селе Рыбацком. Село это давно славилось своими чудо-жителями. Мужики-рыбаки ловили рыбу на реке Неве. Бабы рыбу чистили, какую солили, сушили, да в город к царскому двору отправляли. Кое-что из улова на базар в город везли. На охоту ходили — дичи всякой водилось в местных лесах - видимо невидимо! Брали ружье и пороховницу. Сначала в дуло засыпали порох, затем – вставляли пулю или дробь. Бабы ягоду в лесах собирали в лукошки. Чтобы быстрее собирать ягоду, использовали грабилки – совок с зубьями из дерева. Еще в селе Рыбацком огороды и сады были. Садовую и лесную ягоду в коробах берестяных в город везли на базар, но самую крупную ко двору императрицы-матушки поставляли, прямо на царскую кухню во дворец. Так-то вот! И была в селе Рыбацком вдова одна. Говорили, колдовать она умела при помощи коромысла, прялки, веретена и кудели. Куда там! Любую вещь могла к себе на колдовскую службу поставить. Стирали и гладили раньше при помощи рубеля и валька. Хочет вдова-рыбачка, кого-нибудь наказать, возьмет у него рубашку стирать. Положит на валёк, да рубелем начнет по ней бить-приговаривать: «Вот тебе по ребрышкам, вот тебе по рученькам, вот тебе по головушке!». А тот сидит дома, да охает: «Ой, ребрышки болят, ой, рученьки болят! Ой, головушка болит!». А если какая соседка ей насолит, да разозлит, возьмется хлеб печь для нее: в мерную кружку совком муку сыпет, приговаривает: «Мера муки - мера лиха!». Потом тесто месит в большом горшке-опарнике, приговаривая: «Месись-месись тесто, пусть ей в доме не будет места». Ставит хлеб печь в русскую печку со словами: «Жарко в печи, холодно в избе у соседки». Вот какая колдунья была эта рыбачка-вдова! Никто не мог с ней совладать! Но была в селе Рыбацком и добрая женщина, тоже вдова. Стали к ней жители ходить за советом, про свое житье-бытье рассказывать, да на злую колдунью жаловаться. Всем старалась помочь добрая женщина. Вот решила она от колдовского дела отвадить злючку Одежда у доброй женщины была не простая. Сначала надевала она длинную рубаху, затем юбку-понёву. Обязательно повязывала пояс, который служил защитой — оберегом, как говорили тогда, от злых сил. Вся одежда была вышита узором. Узор по старинным поверьям оберегал от неприятностей, от злого колдовства. Ведь слово «узор» похоже на слово «зоркость». Зорко смотрю, значит, оберегаю себя от врагов. В старину женщины сами пряли, шили, вышивали себе одежду. К этой работе приучали девочек с пяти лет. Да... так вот, одела добрая колдунья шушун, лапти, взяла коромысло, два ведра и пошла к колодцу. Принесла домой воды. Зачерпнула воду большим деревянным ковшом. Стала лить воду в большое корыто и приговаривать: «Водица чистая, отмой злое колдовство, очисти навет, пусть с водой уйдет всякая нечистая сила, а придет добро». А на том ковше голова лошадиная была вырезана. Тут вдруг голова лошадиная заговорила: «Добрая женщина, посмотри в окно, не злая ли соседка к тебе в гости пожаловала?». И правда, злючка как будто почувствовала неладное, сама пришла-прикатила! Что ж, делать нечего, надо по-соседски принять её! «Здравствуй, соседушка!» - притворным ласковым голоском говорит злая женщина — чем занимаешься, не помочь ли тебе чем?». А добрая ей отвечает: «Заходи, коль с добром пришла! Вот и самовар поспел, сейчас чаевничать будем, а потом сядем прясть, вот и поможешь мне». А сама думает: «Вот и отучу я тебя от злых дел!». Напились соседки чаю, начали шерсть расчёсывать большим гребнем. Злая чешет — приговаривает: «Расчешу шерсть — запутаю дорожку, женихи из города едут, да заблудятся, а девки не дождутся парней и зачахнут». Добрая чешет шерсть - приговаривает: «Расчешу шерсть — распутаю дорогу, пусть добрые люди к нам в село приезжают, к девушкам молодые парни сватаются, а девушки расцветают да радуются!». Так до ночи и шептали две колдуньи - злая и добрая, одна зло нашептывала добрым людям, а другая отгоняла это зло от соседей. Стемнело. Стали лучинки в светец вставлять, в избе светло стало. Привязали кудель к прялкам. Сели пряжу прясть. Обе ловко веретено крутят, нитку прядут. Опять каждая свое шепчет. Только у злой нитка запуталась, и она своим злом поперхнулась, и дар речи потеряла. Сидит, глаза таращит, а сказать ничего не может! Потому что пряжа была непростая, как сказала злюка недоброе слово, так и онемела. Добрая пожалела её и говорит: «На тебе ключ, иди к амбару, там замок висит на двери, откроешь, снимешь замок, станешь опять говорить, но если хоть одно злое слово на кого вымолвишь — навек замолчишь!». Больше в селе Рыбацком никто не колдует! И по сей день там люди только добрыми делами славятся! Этой сказке конец, тому, кто слушал — леденец, а мне расписные салазки, поеду другим детям рассказывать сказки!
Благодарю за внимание!
Медведева Татьяна Петровна
Наталья
Константинова О.Ю.
Наталья