Программа дополнительного образования «Азбука профессий от А до Я» (2 класс)
Программа
дополнительного образования
«Азбука профессий от А до Я»
Возраст учащихся: 8-9 лет (2 класс)
Срок реализации программы: сентябрь-май
Составила: социальный педагог
Бакина Ирина Владимировна
2019г.
Пояснительная записка
Профориентационная работа на сегодняшний день является неотъемлемой частью программы повышения качества образования. Вопрос, какую профессию выбрать, для подрастающего поколения самый важный и первостепенный в современном мире. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возможности. Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.
Многие профессии, с которыми ребенок сталкивается впервые, это профессии близких ему людей и тех, с которыми он часто сталкивается в своей повседневной жизни: воспитатель, врач, учитель, продавец, водитель автобуса. Ребенок ежедневно и неосознанно наблюдает, как работают люди, какую работу выполняют. Мамы и папы обычно не охотно рассказывают детям о своей работе и лишь в общих чертах, не давая ребенку необходимой информации. Зачастую, играя в продавца, врача, повара, ребенок считает монеты, продает конфеты (камушки), имитирует разговор по телефону, не понимая, что он уже выполняет определенную работу. В детском словаре ребенка первоначальное понимание о всех профессиях заключается в слове «работа», «труд». Трудиться, это значит чем-то заниматься для того, чтобы была возможность купить одежду, продукты, лекарство, то есть все, что необходимо современному человеку.
В некоторых аспектах профессиональной деятельности взрослых людей младший школьник еще не в состоянии разобраться, но в каждой профессии есть такие моменты, которые мы можем ребенку представить на основе конкретных жизненных примеров, наглядных образов. В этот период создается определенная основа, которая и становится основой для дальнейшего профессионального самосознания, так как именно в данной возрастной категории создается максимально разнообразная палитра впечатлений о мире профессий.
Актуальность данной программы заключается в том, что для младших школьников открываются возможности расширить свои представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Задачи:
- формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
- развивать творческий потенциал учащихся и потребности в творческом самовыражении;
- углубить и расширить представления детей о профессиях через сообщение новых сведений, через выполнение разнообразных творческих заданий;
- способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий для общества, поддерживать интерес к профессиям;
- создать условия для проявления учащимися познавательной и творческой активности.
- воспитывать в детях уважительное отношение к людям разных профессий.
Программа предназначена для учащихся 2 класса.
Программа рассчитана на учебный год с сентября по май.
Этапы реализации программы:
1 – организационный: вовлечение школьников в деятельность кружков профориентационной направленности
2 – практический: реализация основных занятий программы; углубление и расширение знаний о профессиях
3 – аналитический: подведение итогов и анализ результатов
Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;
- воспитать в учащихся уважение к людям труда;
- повысить уровень знаний о мире профессий;
- выяснить первые профессиональные предпочтения у учащихся младшего школьного возраста;
- овладеть элементарными профессиональными умениями.
Содержание программы
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие «Мир интересных профессий» |
2 |
2 |
Знакомимся с профессиями на букву А: актер, адвокат |
2 |
3 |
Знакомимся с профессиями на букву Б: библиотекарь, бухгалтер |
2 |
4 |
Знакомимся с профессиями на букву В: врач, воспитатель, водитель |
2 |
5 |
Знакомимся с профессиями на букву Г: геолог, геодезист |
2 |
6 |
Знакомимся с профессиями на букву Д: дворник, дублер |
2 |
7 |
Знакомимся с профессиями на букву Ж: железнодорожник, журналист |
2 |
8 |
Знакомимся с профессиями на букву З: звукорежиссер |
1 |
9 |
Знакомимся с профессиями на букву И: инженер |
1 |
10 |
Знакомимся с профессиями на букву К: кассир, кондуктор, кинолог, корреспондент |
4 |
11 |
Знакомимся с профессиями на букву Л: летчик, логопед |
2 |
12 |
Знакомимся с профессиями на букву М: машинист, матрос, маляр |
2 |
13 |
Знакомимся с профессиями на букву Н: нотариус |
1 |
14 |
Знакомимся с профессиями на букву О: официант, озеленитель |
2 |
15 |
Знакомимся с профессиями на букву П: пожарный, повар, почтальон, полицейский, психолог, продавец, парикмахер |
6 |
16 |
Знакомимся с профессиями на букву Р: режиссер, рабочий |
2 |
17 |
Знакомимся с профессиями на букву С: секретарь, следователь, стюардесса, столяр |
4 |
18 |
Знакомимся с профессиями на букву Т: токарь, тракторист |
2 |
19 |
Знакомимся с профессиями на букву У: учитель |
1 |
20 |
Знакомимся с профессиями на букву Ф: фармацевт, фотограф |
2 |
21 |
Знакомимся с профессиями на букву Х: художник, хореограф |
2 |
22 |
Знакомимся с профессиями на букву Ч: часовщик, чеканщик |
2 |
23 |
Знакомимся с профессиями на букву Ш: шахтер, швея, штукатур |
2 |
24 |
Знакомимся с профессиями на букву Э: эколог, электромонтер |
2 |
25 |
Знакомимся с профессиями на букву Ю: юрист, ювелир |
2 |
26 |
Заключительное занятие «Все профессии важны, все профессии нужны» |
4 |
|
Итого: |
58 |
В ходе занятий используются различные формы работы: экскурсии, беседы, викторины, ролевые игры, мастер-классы, встречи с людьми разных профессий и др. (фрагмент одного занятия представлен в Приложении 1).
Используемая литература:
-
1) Лыбина Е. П., Теселкина Г. С., Чикова Т. С. Профориентация с начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.
-
2) Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.В.Попова – 2011.
Приложение 1
Занятие 15 «Профессия повар»
Цель занятия: формирование позитивного отношения к профессии повара; стимуляция спонтанности, развитие воображения и творческих способностей.
Задачи:
1. Раскрыть значимость профессии повара для других людей.
2. Познакомить с основными компонентами профессиональной деятельности повара.
3. Создать ситуации, содействующие развитию творческих способностей детей (мастер-класс)
Оборудование: карандаши, чистые листы, продукты для приготовления пиццы.
Ход занятия:
1. Вступление. Сегодня мы с вами поговорим о профессии повара.
Попросить детей на чистом листе в течение 4-5 минут изобразить, как они представляют себе эту профессию: содержание (чем занимается повар), орудия труда (это то, при помощи чего специалист выполняет свою деятельность), какие нужны качества, чтобы стать поваром.
2. Беседа-дискуссия
Профессия повара – одна из древнейших в мире. От поколения к поколению люди передавали опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища – это основа жизни, здоровья и благополучия. В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока содержатся записи отдельных кулинарных рецептов. Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века.
Чем же занимается повар? Повар готовит разнообразные блюда, кулинарные изделия, определяет готовность блюд, производит их художественное оформление. Повар выполняет самые разнообразные виды работ (приготовление холодных закусок, приготовление горячих блюд, приготовление мучной выпечки, оформление блюд перед подачей их на стол), включая вспомогательные (переборка зелени, плодов, овощей, ягод, картофеля; предварительная обработка рыбы, птицы, дичи). Настоящий мастер способен из обычных продуктов сделать разнообразные блюда; умеет рассчитать, сколько продуктов потребуется для приготовления определенного количества порций. Повар способен определить степень готовности блюд по виду и цвету, по запаху (аромату), вкусу и консистенции.
Итак, в работе повару необходима физическая выносливость, тонкие вкусовые ощущения и хорошо развитые обоняние и память, вкусовая чувствительность, изобретательность, внимательность, организованность, ответственность. Трудность профессии повара состоит в том, что технологические процессы ему приходится выполнять не только с помощью техники, но и вручную, в условиях резких колебаний температуры. Поэтому успешно работать в данной профессии может человек, обладающий физической выносливостью. Зачем повару нужно быть внимательным? Важно чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным, а для этого ему необходимо внимательно следить за процессом его приготовления. Хороший повар может на глаз определять качество и степень готовности изделий. Хорошо развитая память позволит повару запоминать множество различных рецептов, удерживая в памяти основные продукты, входящие в состав каждого изделия. Может ли повар трудиться без фантазии? Конечно, нет! Повар – профессия творческая. У него всегда есть шанс придумать свой оригинальный рецепт какого-то нового, еще не отведанного миром блюда. Повар – непосредственный творец и хорошего настроения у посетителей, ведь вкусовое восприятие блюд во многом зависит от того, насколько красиво они оформлены. Профессию повара можно получить в профессиональных училищах, техникумах. Получившие образование в специальных учебных заведениях, как правило, работают вначале помощниками повара. Совершенствуя мастерство, можно дорасти до должности шеф-повара, фирменные блюда которого являются визитной карточкой известных ресторанов.
3. Экскурсия в школьную столовую
4. Мастер-класс по приготовлению пиццы (при участии школьного повара)