Лего –технологии в реализации коррекционной работы в детском саду
10
Мастер класс на тему:
Лего –технологии в реализации коррекционной работы в детском саду.
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Коробко Ирина Николаевна
МБДОУ " Целинный детский сад"
Цель:
Обучить педагогов дидактическим играм, с использованием Лего- технологии, в реализации коррекционной работы в детском саду.
Задачи:
Разработать и апробировать методическое обеспечение речевого развития дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-технологий.
Разработать механизм включения всех участников образовательных отношений в коррекционную работу с использованием ЛЕГО - технологий.
Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в пространстве, чтения элементарных схем.
Содержание:
Я Коробко Ирина Николаевна - педагог детского сада. Хочу представить опыт работы по использованию лего - технологий в специальном образовании. Мною разработана система игр, направленная на формирование пространственных представлений у детей с общем недоразвитием речи.
У детей дошкольного возраста , несформированность пространственных представлений , вызывают затруднения в обучении в школе. Эти трудности проявляются в нарушении восприятия схемы собственного тела и частей лица в представлении о ведущей руке.
1 ИГРА
№ | Действия педагога | Действия участника | Дополнения |
Игра «Ба- шенка» 1этап игры | Сегодня я предлагаю познакомится с системой игр которые используются в формировании пространственных представлений с использование крупного ЛЕГО. | | Выбираем трех участников мастер класса. Сажаем их за раннее приготовленные столы. |
А) | Обращение к первому участнику – представителя младшего дошкольного возраста: -Марина, у тебя на столе кирпичики разных цветов., Поставь кирпичик на кирпичик – построй башенку. | На столе 4 кирпичика разных цветов. Участник строит башенку. | |
Б) | -Хорошо, теперь мы с тобой расскажем о нашей башенке. -Зеленый кирпичик лежит на столе, продолжай…. | Красный кирпичик лежит на зеленом кирпичике, желтый лежит на красном, синий кирпичик лежит на красном кирпичике | При объяснении руками с двух сторон беремся за кирпичик. |
В) | -Замечательная получилась башенка. Здесь вы можете сказать ,что обезьянке понравилась башенка и она хочет поиграть с ней | | Берем игрушку например – обезьянку. |
Г) | Отрабатываем предлог НА . - Обезьянка прыгнула НА стол, обезьянка прыгнула на башенку | Повторяет действия педагога с произношением этих слов. | |
Д) | Эта игра на построение башенки расчета на детей младшего возраста. | | |
Е) | - Усложняем задание для старшего возраста | | Переходим к следующему участнику. |
2 этап игры | - Построить башенку, положить кирпичик на кирпичик так что внизу был кирпичик красный, на самом вверху желтый. | Участник строит башенку. | На столе 6 кирпичиков разного цвета. |
А) | - Башенка готова. И теперь можно отработать с этим ребенком предлог ПОД | | Педагог подходит к башенки При объяснении руками с двух сторон беремся за кирпичик. |
| - Под желтым кирпичиком лежит желтый кирпичик, продолжай…. | Под желтым кирпичиком лежит синий, под синим , зеленый, под зеленым кирпичиком, синий, под синим кирпичиком лежит красный кирпичик. | Начинаем с верхнего кирпичика |
Б) | - Башенка построена теперь поиграем с обезьянкой -Обезьнка прыгает вверх, обезьянка прыгает вниз ,повтори…. | Участник повторяет действия педагога со словами | |
| - Усложняем задание для подготовительного возраста | | Переходим к следующему участнику. |
3 этап игры | - Усложняется задание с использованием схем, здесь отрабатывается не только пространственные представления, но и ребенок учиться анализировать схему. - у тебя на столе лежат кубики разного цвета, построй башенку по схеме. | Участник строит башенку согласно схеме. | На столе лежит 6 кирпичиков разного цвета |
А) | - Башня построена. Отработаем с ребенком предлог МЕЖДУ - Между красным кирпичиком и синим –лежит желтый кирпичик. Света, где лежит синий кирпичик? Где находится зеленый кирпичик? | - Синий кирпичик находиться между желтым и зеленым кирпичиком. Зеленый кирпичик находится между…. | Показ педагога. |
Б) | - Отрабатываем понятия ВЫШЕ, НИЖЕ - Выше желтого кирпичика лежит красный кирпичик, продолжай… | - Выше красного кирпичика лежит синий кирпичик, выше синего лежит …. | Называем все кирпичики. |
В) | - Ниже желтого кирпичика лежит…. - Продолжай - С ребенком дошкольного возраста закреплены понятия НИЖЕ ,ВЫШЕ. | Ниже красного лежит зеленый кирпичик… |
|
Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, которые обозначают пространственные отношения такие как: ПОД,ЗА, НАД, ПЕРЕД.
2 ИГРА
№ | Действия и словапедагога | Действия участника | Дополнения |
Игра «До-рожка»
1 этап игры | -У нас новая игра «Дорожка». Марина –перед тобой кирпичики сделай дорожку, поставь кирпичик за кирпичиком и построй дорожку для лисички. | Участник строит дорожку перед игрушкой | |
А) | - Молодец, дорожка готова . Расскажем как лежат кирпичики. | | |
Б) | -За зеленым кирпичиком лежит синий, продолжай… | Участник продолжает рассказывать ,как лежат кирпичики | 4 кирпичика разного цвета |
2 этап игры | -Игра усложняется для ребенка старшего возраста. | | Переходим к следующему участнику. |
| - Надя твои кирпичики должны быть построены в дорожку. Первый кирпичик должен быть красного цвета, последний синего. | Участник строит дорожку | Перед дорожкой ставим игрушку |
| - Дорожка готова , закрепляем предлог ПЕРЕД | | 4 кирпичика разного цвета |
| - Перед зайцем стоит красный кирпичик, перед красным- зеленый, продолжай… | -Перед зеленым желтый кирпичик, перед желтым синий. | Закрепили понятия ПЕРЕД |
3 этап игры | -Усложняем задание для детей более старшего возраста. И мы даем задания по схеме. | | 6 кирпичиков |
А) | - Построй дорожку по схеме. | Участник строит дорожку | |
Б) | - Дорожка готова закрепляем предлог МЕЖДУ -Где лежит синий кирпичик? | Участник отвечает на вопросы педагога -Синий кирпичик лежит между красным и желтым кирпичиком. | Вопросы про каждый кирпичик |
В) | - Можно усложнить работу схемы, когда перечеркивается один из кирпичиков -Желтый кирпичик не должен стоять первым, а синий не должен стоять последним. | Участник выполняет задание | Педагог перечеркивает кирпичики |
Г) | - Используя такую схему с отрицанием , мы развиваем у детей логическое мышление. | | |
Многие пространственные понятия такие как : ВПЕРЕДИ, СЗАДИ, СЛЕВА, СПАВА, у детей формируются при специальном обучении.
3 ИГРА
№ | Действия и слова педагога | Действия участника | Дополнения | |
Игра « Ори- ентиров- ка в прост ранстве» | - Переходим к третий части нашего мастер класса. Это формирование сторон: слева, справа, которые даются ребенку с большим трудом. | Участники сидят за столами | | |
| - Для того чтобы ребенок с ориентировался в этом пространстве СЛЕВА ,СПРАВА, мы маскируем левую руку ребенка | | Педагог одевает на левую руку участников, красные резиночки. | |
| - Все что находится от руки с красной резинкой ,-это все левая сторона | | | |
| - Отработаем с ребенком младшего возраста понятия: ЛЕВО , ПРАВО на полу. | | | |
1 этап игры | - Света. перед тобой кубики разных цветов, возьми красный кубик и поставь слева от себя, возьми синий кубик и поставь справа от себя, возьми зеленый кубик поставь справа от себя, а желтый кубик слева от себя. | Участник сидит на коленях на полу , передним кубики « 2*2» | | |
| - А теперь скажи – где находиться красный кубик? | Красный кубик находится слева от меня. | Участник отвечает на вопрос | |
| - Где находится зеленый кубик? | Зеленый кубик находится справа от меня. | Назвать где находятся все кубики. | |
2 этап игры | - Формируются понятия слева, справа относительно другого. Для этого берется кукла, у которой тоже есть маскировка левой руки. красной ленточкой. | | Кукла ставится на стол участника изображающий ребенка среднего возраста. | |
| _ Надя поставь синий кубик слева от куклы, красный кубик справа от куклы, и так далее | Участник ставит кубики с левой и правой стороны от куклы | На столе четыре кубика разного цвета. | |
| Таким образом закрепляется левая и правая сторона относительно другого | | |
4 ИГРА
№ | Действия и слова педагога | Действия участника | Дополнения |
| - Сейчас предлагаю участникам выйти из-за столов на ковер и построить из лего кубиков башенки . | Участники стоят башенки любого размера и цвета. | |
| - Встанте так чтобы ваша башенка была справа от вас. Встанте так чтобы башенка была слева от вас, встанте так чтобы башенка была за вами, перед вами. | Участники встают по команде педагога. | |
Основой формирования пространственный представлений у детей, является ОСОЗНАНИЕ СХЕМЫ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА, что соответствует следующему принципу: НЕЛЬЗЯ АБСТРАГИРОВАТЬ ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБЪЯСНЯЯ ЧТО ЛИБО РЕБЕНКУ, ОН ВСЁ ДОЛЖЕН ПРОЩУПАТЬ И ПРОЧУВСТВОВАТЬ СВОИМ ТЕЛОМ И РУКАМИ.
Система игр разработана в соответствии с дидактическими принципами : наглядность и доступность , от простого к сложному, последовательность по своей тематике.
Спасибо за внимание.
Список используемых источников
1. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред - Н.М. Чалов.- М., 2001. - С 68-71.
2. Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». - М. 2002. - С. 316-318.
3. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. «Академия», 2002. - С. 425 - 438.
4. Карпова Н.Л. "Основы личностно-направленной логопсихотерапии", М., 1997 г.
5.Лендрет Г.Л. "Игровая терапия: искусство отношений", М., 1994 г.
6. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta - материалы развивающего обучения дошкольников. ИНТ. М.,1997.
7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО - М., «Владос», 2003.
9. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - М.. 1999