Лексическая тема «Детский сад»
Лексическая тема «Детский сад»
Номинативный: Детский сад, игра, игрушки, спальня, группа, туалет, приёмная, коридор, музыкальный/физкультурный зал, кухня, раковина, посуда, полотенце, кабинет, этаж, лестница, мебель, доска, стол, стул, завтрак, обед, ужин, полдник, воспитатель, логопед, помощник воспитателя, повар, заведующий, медсестра, врач, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО/бассейну, сторож, кастелянша, завхоз. | Предикативный: играть, учить, воспитывать, показывать, рассказывать, мыть, одевать, помогать, слушаться, разрешать, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять. | Атрибутивный: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий, добрый, весёлый, дружный, свободный, внимательный, просторный, удобный. |
Комплекс упражнений
на развитие общей/мелкой/артикуляционной моторики, речевого дыхания
Физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития ВПФ и мелкой моторики проводятся каждый день со всеми детьми.
I. Физминутка
«Детский сад»
Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)
Покидаем детский сад. (шаги на месте)
Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)
Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)
Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
II. Пальчиковая гимнастика
«Наша группа»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший - это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
III. Дыхательная гимнастика
«Вертушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза
«Маятник»
Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза
«Красивая игрушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести: «Ах!» Повторить 3 –4 раза
«Скакалка»
Имитировать прыжки на скакалке (вдох); на выдохе произносить «Прыг – скок!» Повторить 3 –4 раза
IV. Артикуляционная гимнастика
Шарик. Надуть щеки и подержать их так несколько секунд. Затем слегка ударить по надутым щекам кулаками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу. Скажите:
Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!
А ведь был такой большой!»
Лошадка. Поцокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести: «Тпру» - остановить лошадку.
Юла. Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.
V. Задания для развития ВПФ и мелкой моторики.
1. «Узнай изображения по контуру».
2. Выложить игрушку по образцу из данных геометрических форм (неваляшка, машина)
3. «Что изменилось?» Ряд и 5-7 игрушек.
4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с контурным изображением игрушки.
5. «Мячи для котят» – лепка из пластилина.
6. «Собери мишку» - игрушка на пуговицах.
7. Рисование на песке или манке (мяч, кубик и т.д.)
8. Разрезные картинки с изображениями игрушек.
9. Раскраски
10. «Что это?» - определить плоские игрушки на ощупь.
Понедельник.
Беседа:
- объяснить детям, для чего они ходят в детский сад;
- обсудить, какие помещения есть в детском саду: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет логопеда, физкультурный и музыкальный залы, объяснить назначение каждой комнаты;
1. Игра «Кто что делает?»
Цель: составление предложений по демонстрации действия.
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
Что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.;
Что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;
Что делает медицинская сестра? — ... ;
Что делает учитель-логопед? — ... и т.д.
2. Игра «Закончи предложение»
Цель: образование множественного числа глаголов.
Мальчик переодевается, а мальчики... (Переодеваются.)
Мальчик лепит, а мальчики... (Лепят.)
Девочка делает зарядку, а девочки... (Делают зарядку.)
Девочка поет, а девочки... (Поют.)
Девочка пьет сок, а девочки... (Пьют сок.)
Мальчик рисует, а мальчики... (Рисуют.)
3. Игра «Как называется?»
Утром, когда мы кушаем, — это... (Завтрак.)
В полдень, когда мы кушаем, — это... (Обед.)
После дневного сна, когда мы кушаем, — это... (Полдник.)
Вечером, когда мы кушаем, — это... (Ужин.)
4. Игра «Когда мы это делаем?»
Завтракаем (когда?) — ... (Утром.)
Обедаем — ... (В полдень.)
Полдничаем — ... (Днем.)
Ужинаем — ... (Вечером.)
Вторник.
1. Игра «Один – много»
Цель: образование существительных единственного и множественного числа.
Комната — комнаты — много комнат,
спальня — спальни — много спален,
коридор — коридоры — много коридоров,
раздевалка — раздевалки — много раздевалок,
кабинет — кабинеты — много кабинетов,
зал — залы — много залов,
площадка — площадки — много площадок,
веранда — веранды — много веранд,
бассейн — бассейны — много бассейнов,
игра — игры — много игр,
кухня — кухни — много кухонь,
игрушка — игрушки — много игрушек.
2. Разделить хлопками слова на слоги:
Ло-го-пед, ня-ня, врач, по-вар, ком-на-та, раз-де-вал-ка, стол, стул, ка-би-нет, зал, кро-ва-ти, ок-но.
3. Игра «Кто лишний?»
Цель: развитие речевого слуха, мышления, связной речи.
Кто не работает в детском саду?
- Воспитатель, машинист, логопед, психолог.
- Музыкальный руководитель, прачка, летчик, медсестра.
- Помощник воспитателя (няня), дворник, космонавт, повар.
- Сторож, заведующая, продавец, воспитатель.
4. Игра «Чья? Чей?»
Цель: согласование существительных с личными местоимениями (детям от 5 лет)
Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;
мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.
5. Задания по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками чтения и письма.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет):
Тема: «Слово-действие»
Назвать действия, которые могут выполнять предметы: глаза, руки, нос, человек, лиса, кошка.
Среда.
1. Игра «Подбери признак» (для детей 6-7 лет)
Цель: подбор однородных прилагательных к существительным; формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и».
Комната широкая, а коридор узкий;
Зал большой, светлый и спальня большая, светлая;
Группа большая, а кабинет маленький.
2. Упражнение «Послушай и ответь»
- Прочитать детям стихотворение и попросить ответить на вопросы.
В нашем детском саду — маленькие столики.
В нашем детском саду — голуби и кролики.
В нашем детском саду — песенки и сказки.
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом
И рисуем елочку,
Рядом с елочкой — дом,
Рядом с домом — телочку.
Вот летает птица,
Вот бежит лисица,
У лисицы — рыжий мех.
Чей рисунок лучше всех? (О. Высотская)
Вопросы:
- Что есть в нашем детском саду?
- Что делают дети в стихотворении?
- Что они рисуют?
- Что рядом с ёлочкой? И т.д.
3. Чистоговорки.
ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду.
НЕ-НЕ-НЕ – повара на кухне.
КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке.
ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи.
ПЕД-ПЕД-ПЕД – есть и логопед.
ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду.
ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей.
АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю.
АС – АС – АС – няня кормит нас.
4. Старший дошкольный возраст (6-7 лет):
Тема: «Слово-признак»
Игра «Подбери признаки к предмету»
Дети подбирают признаки к предметам по алгоритму.
Четверг.
1. Игра «Вопрос-ответ»
· Куда ты приходишь утром?
· Кто встречает тебя в детском саду?
· Что дети делали перед завтраком?
· Кто приготовил детям завтрак?
· Чем ты занимался потом?
· Куда вы пошли после занятий?
· Что вы делали после прогулки?
· Что вы делали, когда проснулись?
· Когда ты уходишь домой из сада?
2. Упражнение «Кому и для чего нужно?»
- Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги (зеркала, ведра с водой). Вопросы:
- Кому это нужно и для чего? (Книга нужна воспитателю, чтобы читать детям. Зеркало нужно логопеду, чтобы учить детей правильно произносить звуки. Ведро с водой нужно помощнику воспитателя, чтобы мыть пол.)
3. Игра «Подумай и измени»
Цель: употребление имён существительных единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
Описание. Взрослый предлагает детям закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное.
Я взяла с полки игрушку – дети взяли с полки… (игрушки).
Я повесила на крючок полотенце – дети повесили на крючки …(полотенца).
Я кормлю птичку – дети кормят … (птичек)
Я рисую карандашом – дети рисуют …(карандашами) и т.д.
4. Понимание предлогов.
Выставить в ряд 7 игрушек и задать вопросы.
Например: Какая игрушка перед мишкой? После машинки? Между мишкой и машинкой? Первая? Третья? Последняя?
Пятница.
1. Беседа:
- выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.
2. Правила поведения в детском саду.
1. ПО УТРАМ ПРОСЫПАЙСЯ ВОВРЕМЯ.
2. В ДЕТСКОМ САДУ НЕ ПЛАЧЬ О МАМЕ.
3. ВО ВСЕМ СЛУШАЙСЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
4. НЕ ПРЯЧЬСЯ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ.
5. СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, ПОТОМ СДЕЛАЙ.
6. ЕСЛИ ЧТО-ТО БОЛИТ, СКАЖИ ВОСПИТАТЕЛЮ.
7. ЕСЛИ ДРУГ ПОПАЛ В БЕДУ, ПОМОГИ ЕМУ.
8. ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ МИРИТЬСЯ.
9. БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ.
10. НА ПРОГУЛКЕ НЕ ПАЧКАЙСЯ.
11. НА ПРОГУЛКЕ НЕ ПАЧКАЙСЯ.
12. ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.
13. УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
14. НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.
15. УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.
16. НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.
17. ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ И УБИРАТЬ СО СТОЛ.
18. УМЕЙ ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
19. ПОСЛЕ ТУАЛЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНО МОЙ РУКИ.
20. РЕШАЙ СПОРЫ СЛОВАМИ, А НЕ КУЛАКАМИ.
21. СПИ ВО ВРЕМЯ ТИХОГО ЧАСА.
22. ВЫСПАЛСЯ - СПОКОЙНО ПОДОЖДИ ПОДЪЕМА.
23. НЕ УХОДИ ИЗ ДЕТСКОГО САДА ОДИН, ДОЖДИСЬ РОДИТЕЛЕЙ.
24. УХОДЯ ДОМОЙ, ОТПРОСИСЬ У ВОСПИТАТЕЛЯ.
25. ЛЮБИ ДЕТСКИЙ САД - ТВОЙ ВТОРОЙ ДОМ!