Лексическая тема «Детский сад»

0
0
Материал опубликован 28 August


Лексическая тема «Детский сад»

 

Словарь

Номинативный:

Детский сад, игра, игрушки, спальня, группа, туалет, приёмная, коридор, музыкальный/физкультурный зал, кухня, раковина, посуда, полотенце, кабинет, этаж, лестница, мебель, доска, стол, стул, завтрак, обед, ужин, полдник, воспитатель, логопед, помощник воспитателя, повар, заведующий, медсестра, врач, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО/бассейну, сторож, кастелянша, завхоз.

Предикативный:

играть, учить, воспитывать, показывать, рассказывать, мыть, одевать, помогать, слушаться, разрешать, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять.

Атрибутивный:

большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий, добрый, весёлый, дружный, свободный, внимательный, просторный, удобный.


Комплекс упражнений 

на развитие общей/мелкой/артикуляционной моторики, речевого дыхания


Физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития ВПФ и мелкой моторики проводятся каждый день со всеми детьми.


I. Физминутка

«Детский сад»

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.


II. Пальчиковая гимнастика

«Наша группа»

В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший - это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)


III. Дыхательная гимнастика

«Вертушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза


«Маятник»

Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза

«Красивая игрушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести: «Ах!» Повторить 3 –4 раза

«Скакалка»

Имитировать прыжки на скакалке (вдох); на выдохе произносить «Прыг – скок!» Повторить 3 –4 раза


IV. Артикуляционная гимнастика

Шарик. Надуть щеки и подержать их так несколько секунд. Затем слегка ударить по надутым щекам кулаками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу. Скажите:

Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!

А ведь был такой большой!»

Лошадка. Поцокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести: «Тпру» - остановить лошадку.

Юла. Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.


V. Задания для развития ВПФ и мелкой моторики.

1. «Узнай изображения по контуру».

2. Выложить игрушку по образцу из данных геометрических форм (неваляшка, машина)

3. «Что изменилось?» Ряд и 5-7 игрушек.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с контурным изображением игрушки.

5. «Мячи для котят» – лепка из пластилина.

6. «Собери мишку» - игрушка на пуговицах.

7. Рисование на песке или манке (мяч, кубик и т.д.)

8. Разрезные картинки с изображениями игрушек.

9. Раскраски

10. «Что это?» - определить плоские игрушки на ощупь.



Понедельник.


Беседа:

- объяснить детям, для чего они ходят в детский сад;

- обсудить, какие помещения есть в детском саду: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет логопеда, физкультурный и музыкальный залы, объяснить назначение каждой комнаты;


1. Игра «Кто что делает?»

Цель: составление предложений по демонстрации действия.

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;

Что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.;

Что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;

Что делает медицинская сестра? — ... ;

Что делает учитель-логопед? — ... и т.д.


2. Игра «Закончи предложение»

Цель: образование множественного числа глаголов.

Мальчик переодевается, а мальчики... (Переодеваются.)

Мальчик лепит, а мальчики... (Лепят.)

Девочка делает зарядку, а девочки... (Делают зарядку.)

Девочка поет, а девочки... (Поют.)

Девочка пьет сок, а девочки... (Пьют сок.)

Мальчик рисует, а мальчики... (Рисуют.)


3. Игра «Как называется?»

Утром, когда мы кушаем, — это... (Завтрак.)

В полдень, когда мы кушаем, — это... (Обед.)

После дневного сна, когда мы кушаем, — это... (Полдник.)

Вечером, когда мы кушаем, — это... (Ужин.)


4. Игра «Когда мы это делаем?»

Завтракаем (когда?) — ... (Утром.)

Обедаем — ... (В полдень.)

Полдничаем — ... (Днем.)

Ужинаем — ... (Вечером.)


Вторник.


1. Игра «Один – много»

Цель: образование существительных единственного и множествен­ного числа.

Комната — комнаты — много комнат,

спальня — спальни — много спален,

коридор — коридоры — много коридоров,

раздевалка — раздевалки — много раздевалок,

кабинет — кабинеты — много кабинетов,

зал — залы — много залов,

площадка — площадки — много площадок,

веранда — веранды — много веранд,

бассейн — бассейны — много бассейнов,

игра — игры — много игр,

кухня — кухни — много кухонь,

игрушка — игрушки — много игрушек.


2. Разделить хлопками слова на слоги:

Ло-го-пед, ня-ня, врач, по-вар, ком-на-та, раз-де-вал-ка, стол, стул, ка-би-нет, зал, кро-ва-ти, ок-но.


3. Игра «Кто лишний?»

Цель: развитие речевого слуха, мышления, связной речи.

Кто не работает в детском саду?

- Воспитатель, машинист, логопед, психолог.

- Музыкальный руководитель, прачка, летчик, медсестра.

- Помощник воспитателя (няня), дворник, космонавт, повар.

- Сторож, заведующая, продавец, воспитатель.


4. Игра «Чья? Чей?»

Цель: согласование существительных с личными местоимениями (детям от 5 лет)

Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;

мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.


5. Задания по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками чтения и письма.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет):

Тема: «Слово-действие»

Назвать действия, которые могут выполнять предметы: глаза, руки, нос, человек, лиса, кошка.


Среда.


1. Игра «Подбери признак» (для детей 6-7 лет)

Цель: подбор однородных прилагательных к существительным; формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и».

Комната широкая, а коридор узкий;

Зал большой, светлый и спальня большая, светлая;

Группа большая, а кабинет маленький.


2. Упражнение «Послушай и ответь»

- Прочитать детям стихотворение и попросить ответить на вопросы.

В нашем детском саду — маленькие столики.

В нашем детском саду — голуби и кролики.

В нашем детском саду — песенки и сказки.

В нашем детском саду — кубики и краски.

Мы сидим за столом

И рисуем елочку,

Рядом с елочкой — дом,

Рядом с домом — телочку.

Вот летает птица,

Вот бежит лисица,

У лисицы — рыжий мех.

Чей рисунок лучше всех? (О. Высотская)

Вопросы:

- Что есть в нашем детском саду?

- Что делают дети в стихотворении?

- Что они рисуют?

- Что рядом с ёлочкой? И т.д.


3. Чистоговорки.

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду.

НЕ-НЕ-НЕ – повара на кухне.

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке.

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи.

ПЕД-ПЕД-ПЕД – есть и логопед.

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду.

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей.

АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю.

АС – АС – АС – няня кормит нас.


4. Старший дошкольный возраст (6-7 лет):

Тема: «Слово-признак»

Игра «Подбери признаки к предмету»

Дети подбирают признаки к предметам по алгоритму.

t1756360940aa.png


Четверг.


1. Игра «Вопрос-ответ»

· Куда ты приходишь утром?

· Кто встречает тебя в детском саду?

· Что дети делали перед завтраком?

· Кто приготовил детям завтрак?

· Чем ты занимался потом?

· Куда вы пошли после занятий?

· Что вы делали после прогулки?

· Что вы делали, когда проснулись?

· Когда ты уходишь домой из сада?


2. Упражнение «Кому и для чего нужно?»

- Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги (зеркала, ведра с водой). Вопросы:

- Кому это нужно и для чего? (Книга нужна воспитателю, чтобы читать детям. Зеркало нужно логопеду, чтобы учить детей правильно произносить звуки. Ведро с водой нужно помощнику воспитателя, чтобы мыть пол.)


3. Игра «Подумай и измени»

Цель: употребление имён существительных единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Описание. Взрослый предлагает детям закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное.

Я взяла с полки игрушку – дети взяли с полки… (игрушки).

Я повесила на крючок полотенце – дети повесили на крючки …(полотенца).

Я кормлю птичку – дети кормят … (птичек)

Я рисую карандашом – дети рисуют …(карандашами) и т.д.


4. Понимание предлогов.

Выставить в ряд 7 игрушек и задать вопросы.

Например: Какая игрушка перед мишкой? После машинки? Между мишкой и машинкой? Первая? Третья? Последняя?


Пятница.

1. Беседа:

- выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.


2. Правила поведения в детском саду.


1. ПО УТРАМ ПРОСЫПАЙСЯ ВОВРЕМЯ.

2. В ДЕТСКОМ САДУ НЕ ПЛАЧЬ О МАМЕ.

3. ВО ВСЕМ СЛУШАЙСЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.

4. НЕ ПРЯЧЬСЯ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ.

5. СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, ПОТОМ СДЕЛАЙ.

6. ЕСЛИ ЧТО-ТО БОЛИТ, СКАЖИ ВОСПИТАТЕЛЮ.

7. ЕСЛИ ДРУГ ПОПАЛ В БЕДУ, ПОМОГИ ЕМУ.

8. ПОМОГАЙ ДРУЗЬЯМ МИРИТЬСЯ.

9. БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ.

10. НА ПРОГУЛКЕ НЕ ПАЧКАЙСЯ.

11. НА ПРОГУЛКЕ НЕ ПАЧКАЙСЯ.

12. ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.

13. УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

14. НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

15. УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

16. НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

17. ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ И УБИРАТЬ СО СТОЛ.

18. УМЕЙ ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

19. ПОСЛЕ ТУАЛЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНО МОЙ РУКИ.

20. РЕШАЙ СПОРЫ СЛОВАМИ, А НЕ КУЛАКАМИ.

21. СПИ ВО ВРЕМЯ ТИХОГО ЧАСА.

22. ВЫСПАЛСЯ - СПОКОЙНО ПОДОЖДИ ПОДЪЕМА.

23. НЕ УХОДИ ИЗ ДЕТСКОГО САДА ОДИН, ДОЖДИСЬ РОДИТЕЛЕЙ.

24. УХОДЯ ДОМОЙ, ОТПРОСИСЬ У ВОСПИТАТЕЛЯ.

25. ЛЮБИ ДЕТСКИЙ САД - ТВОЙ ВТОРОЙ ДОМ!









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.