Урок русского языка в 6 классе «Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Тип урока: развитие речи.
Цели урока:
- предметные: формирование умения работать с текстом; формирование понятия о описательном обороте, его функциях в тексте; формирование умения пользоваться выразительными средствами языка, в частности описательным оборотом.
- метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения слушать и слышать, аргументировано и связно формулировать ответы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация (изображения, используемые для презентации, находятся в свободном доступе в поисковой системе Гугл)/data/files/r1576778732.pptx (Описательный оборот. Презентация), раздаточный материал (текст стихотворения И. Бродского «Рождество 1963 года») (см. Приложения).
Планируемые результаты:
- личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- метапредметные:
коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
предметные: знать о роли деталей в художественном описании; уметь описывать портрет(икону); научиться конструировать текст описания по картине с использованием опорного языкового материала.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Подготовка к восприятию темы:
1) Чтение эпиграфа, написанного на доске или выведенного на слайде (слайд 2):
Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам!
На них покоится от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
А.С. Пушкин
2) Работа с эпиграфом.
- Какие чувства возникают при прочтении данного стихотворения?
- О чем говорится в стихотворении?
- Какова его основная мысль?
- Какой смысл вкладывает автор в словосочетания «отеческие гробы», «родное пепелище»?
- Как вы понимаете слово «Самостоянье»?
- Как вы думаете, почему именно это стихотворение было выбрано в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?
III. Работа по теме урока.
1) Работа по подбору синонимов
- Вспомните, что такое синонимия? Что она нам даёт? Чего добиваемся мы, употребляя синонимы?
- Перед вами стихотворение Иосифа Бродского «Рождество 1963 года» (см. Приложение А) (слайд 3). В нём пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы из ряда синонимов, данного в скобках, выберем самое точное слово и определим какой эпитет автор использовал для характеристики того или иного предмета.
2) Чтение и обсуждение учениками получившихся вариантов стихотворений. Чтение правильного варианта стихотворения учителем.
3) Анализ стихотворения
- О чем данное стихотворение?
- Какие художественно-выразительные средства использовал автор для создания образов?
- Можно ли заменить повторяющиеся слова не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?
4) Введение нового понятия
- Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.
Описательный оборот – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов или явлений (слайд 4). Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
- Найдите описательный оборот в эпиграфе.
IV. Подготовка к сочинению-описанию иконы Владимирской Богоматери.
1) Предварительная беседа о иконе
- Расскажите, какому событию было посвящено стихотворение И. Бродского?
- В каких видах искусства оно нашло отражение?
- Для чего люди стали писать иконы?
- Какие иконы вам известны?
- Кого из русских иконописцев вы знаете?
- Только ли религиозное значение имеют иконы?
- Почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что еще этому способствует?
- Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (слайд 5)
Краткая историческая справка учителя о иконе (см. Приложение Б)
2) Беседа-описание иконы
- Рассмотрим внимательно икону Владимирской Богоматери.
- Какие детали бросаются в глаза?
- Всмотритесь в лики святых, изображенных на иконе. Как смотрит Мать на зрителя? Что мы можем прочесть в Её взгляде? (слайд 6)
- Как смотрит Младенец на Мать? Как он выглядит? Почему именно такая поза у Младенца?
- Какие чувства Матери и Сына изобразил художник?
- Какого цвета одежды Богородицы и Христа? (слайд 7)
- В чем особенность ликов святых?
- Подберите слова, описательные обороты, словосочетания для изображения состояния душ Матери и Младенца (кроткий, печальный, мудрый взгляд, светлый лик, нежные объятия, приобнять за шею, желание защитить, темные, золотые одежды, материнская любовь).
3) Словарная работа: запись на доске и пояснение слов: Богородица, Божья Матерь, Младенец, Иисус Христос, лик.
4) Составление примерного плана сочинения:
- Каким по типу речи должно быть сочинение? (текст описательного характера)
- В каком порядке мы построим свою работу над планом сочинения? На что необходимо обратить внимание?
Совместное составление плана с опорой на вопросы учителя:
- Как построена картина?
- Следует ли сразу говорить о том, что изображено на иконе? С чего следует начать сочинение?
- Как перейти к описанию иконы?
- Что изображено в центральной части иконы?
- С помощью каких красок иконописец создает лики Богоматери и Младенца?
- Нравится ли вам это изображение? Какие чувства вызывает картина?
- Как вы думаете, почему картина вызывает у нас ощущение покоя? (слайд 8)
1. История иконы
2. Описание иконы:
а) предметный план
б) колорит
в) особенности ликов святых
3. Значение иконы для потомков.
5) Повторение:
- Какого типа речи будет ваше сочинение?
-Что именно характерно для данного типа?
- Каким образом был составлен план сочинения?
- Какие пункты может включать в себя описание иконы?
V. Домашнее задание: написать сочинение «Мысли, навеянные иконой». (слайд 9)
VI. Подведение итогов (слайд 10)
- Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?
- Что такое описательный оборот?
- Какова роль икон в нашей жизни?
VII. Выставление оценок.
Приложение А
Рождество 1963 года
Младенец родился в (страшную, сильную, лютую, жестокую) стужу,
В пустыне пылали (яркие, высокие, сторожевые, пастушьи) костры,
Буран бушевал и выматывал душу
Из (бедных, богатых, жестоких) царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали (длинные, уставшие, лохматые) ноги,
Выл ветер. Звезда, (краснея, сверкая, блистая, пламенея) в ночи,
Смотрела как трех караванов дороги
Сходились в пещеру Христа, как лучи.
(И. Бродский)
Приложение Б
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). (по материалам статьи Мудровой А.Ю. «Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы» // https://religion.wikireading.ru/209120)