12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пономарева Анна Николаевна335
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Тема. Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологической науки.

Содержание.

Особенности возрастной психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Возрастная периодизация психического развития. 3. Закономерности психического развития человека.

1. Особенности возрастной психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Возрастная психология – это особая отрасль психологии, которая изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

Предмет исследования возрастной психологии – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека.

Главная проблема возрастной психологии – проблема становления личности. В отечественной психологии личность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы изучения психики широко используются в практической психологии и педагогической практике. В связи с этим необходимо выделить теоретические и практические задачи современной возрастной психологии.

Теоретические задачи:

изучение источников, движущих сил и закономерностей психического развития в онтогенезе;

изучение периодизации психического развития и закономерностей изменений всех психических явлений личности под влиянием социальных условий с опорой на биологические предпосылки;

выявление психологических механизмов развития всех сфер личности.

Практические задачи:

определение возрастных норм всех психических явлений человека, его личностных ресурсов и потенциала;

обеспечение психологического контроля за психическим развитием;

оказание психологической помощи как детям, так и их родителям;

оказание помощи в кризисные периоды развития и в кризисной социальной ситуации; – использование теоретических положений развития в организации образовательного процесса.

Принцип разделения возрастной психологии на смысловые разделы с учетом периодов развития индивида составляет ядро возрастной периодизации. К таким разделам относятся:

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса, изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также возрастных кризисов и путей их преодоления.

Психология юности занимается изучением особенностей детей старшего подросткового и юношеского возрастов, кризисов этих периодов, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает новообразования личности этих возрастов, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.

Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Так же, как и детская психология, она разделена на ряд возрастных периодов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «Яконцепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индивидуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности.

Геронтопсихология выявляет инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь. Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

Рассматривая степень изученности в науке и практике каждого из этих разделов, необходимо отметить, что наиболее изученным разделом является детская психология. Именно при изучении этого возраста были определены главные проблемы психического развития, вокруг которых шла борьба, а можно сказать, еще идет, – это вопрос об источниках и движущих силах психического развития.

Решение именно этих вопросов позволит правильно организовывать всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Связь с педагогической наукой определяется общим объектом изучения. Однако обучение и воспитание в педагогической науке выступают как предметы изучения, а в возрастной психологии являются главными движущими силами психического развития.

2. Возрастная периодизация психического развития.

Одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает направленность развития, его движение. Это понятие возраста. Возраст – это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

Хронологический возраст определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).

Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, зависящего от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Возраст является социально-психологической категорией.

Возраст выступает как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития. Л.С. Выготский отмечал: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но «ключ ко всем вопросам практики». Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. Возраст выступает, согласно Л.С. Выготскому, как «тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и определяют отношение личности к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь».

Основными составляющими характеристики возраста Л.С. Выготским были выделены: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и личности. Целый ряд отечественных психологов Л.И. Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фелъдштейн, Д.Б.Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста.

Социальная ситуация развития – это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности (Л.С.Выготский). Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственноэмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности. А.Н. Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:

внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет те ведущие новообразования психики и личности ребенка, которые обусловливают необходимость перехода к новому возрастному периоду – младшему школьному возрасту.

Таким образом, психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С. Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка.

Обращаясь к психическому развитию, психологи выделяют такие характеризующие его динамику ключевые понятия, как критический и сензитивный периоды.

Критический период — это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности. Развитие принимает бурный стремительный характер.

Не менее важное значение, чем «критический период», для понимания сущности психического развития имеет понятие возрастной чувствительности. Это особая отзывчивость, восприимчивость к окружающему, избирательность в отношении определенных воздействий.

Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности и активности приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды. В ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для становления и усиления определенных умственных качеств.

Таким образом, основными критериями разделения детского развития на отдельные возрастные этапы выступают (по Л.С. Выготскому):

− социальная ситуация развития;

− новообразования личности ребенка;

− литические (стабильные) и критические периоды. Периодизация возрастного развития по Л.С. Выготскому

Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 мес-1 год).

Кризис одного года. Раннее детство (1-3 год).

Кризис трех лет. Дошкольное детство (3-7 лет).

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет).

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).

Кризис 17 лет. Юность (18-25 лет) Л.С. Выготский не относил к числу возрастов детства, так

как содержание развития этого периода в то время составляло начальное звено зрелого возраста.

Периодизация Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин при построении периодизации пользуется введенным А.Н. Леонтьевым понятием ведущая деятельность. Ведущая деятельность характеризуется тем, что именно в ней возникают новообразования развития. Смена ведущего типа деятельности подготавливается всем ходом развития на предыдущей стадии. В соответствии с этим Д.Б. Эльконин разделил все типы ведущей деятельности на 2 группы: деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый». В них происходит активная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. При осуществлении этих видов деятельности у детей происходит преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы; деятельности в системе «ребенок – общественный предмет», в ходе которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами, овладение элементами человеческой культуры; при осуществлении этих видов деятельности происходит развитие операционно-технической сферы.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования разных типов ведущей деятельности в развитии. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность, в которой происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами. На основе этих представлений Д.Б. Эльконин выделил 3 эпохи детства (раннее детство, детство и отрочество). Каждая эпоха состоит из закономерно связанных двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет усвоение мотивов и норм человеческого поведения, во втором периоде происходит усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Данная идея позволяет прояснить содержание кризисов развития. Д.Б. Эльконин выделяет 2 типа кризисов:

тип – кризисы отношений (кризис 3 лет, подростковый кризис), меняющие ориентации в человеческих отношениях; в них имеют место тенденции к самостоятельности и негативные проявления, связанные с отношениями со взрослыми.

тип – кризисы мировоззрения (кризис 1 года, 7 лет, кризис юности), ориентирующие ребенка в предметном мире.

Эльконин Д.Б. для построения периодизации предложил следующие основания: 1) социальная ситуация развития; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования личности; новообразования перерастают социальную ситуацию развития и ведут к ее «взрыву» – кризису; 4) кризис; именно в кризисе возникает то новообразование, которое перестраивает ведущий тип деятельности и создает новый, свойственный данному возрасту

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВА

Кризис новорожденности (Кризис отношения) Младенческий возраст (0-1 год).

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение [I тип]. Кризис одного года (Кризис мировоззрения)

Раннее детство (1-3 года)

Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная [II тип].

Кризис трех лет (Кризис отношения)

ЭПОХА ДЕТСТВА

Дошкольное детство (3-7 лет)

Ведущий тип деятельности – ролевая игра [I тип].

Кризис семи лет (Кризис мировоззрения)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Ведущий тип деятельности – учебная деятельность [II тип].

Подростковый кризис (Кризис отношения)

ЭПОХА ПОДРОСТНИЧЕСТВА

Подростковый возраст (11-15 лет)

Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение (Д.Б. Эльконин, 1971), общественно-полезная деятельность, которая включает в себя трудовую, учебную, общественноорганизаторскую, спортивную, художественную и т. д. (В.В. Давыдов, 1990) [I тип].

Кризис 15 лет (Кризис мировоззрения)

Ранняя юность. Старший школьный возраст (15-17 лет)

Ведущий тип деятельности – учебно–профессиональная [II тип]

Кризис 17 лет (Кризис отношения)

Формы общения по Лисиной М.И.

М.И. Лисина понимает общение как деятельность, направленную на субъекта. Она выделяет формы общения, свойственные детям различного возраста и показывает их взаимосвязь с ведущим типом деятельности.

Взаимосвязь формы общения и ведущего типа деятельности (по М.И.Лисиной)

Период

Ведущая деятельность

Форма общения

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

Ситуативно-личностное (0-6 мес.)

Раннее детство

Предметно-манипулятивная

Ситуативно-деловое общение (6 мес.-2 года)

Дошкольное детство

Игра

Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет)

Младший школьный

возраст

Учебная деятельность

Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).

Подростковый возраст

Интимно-личностное общение


Специфика когнитивного подхода заключается в исследовании всего многообразия процессов,

происходящих в человеческом развитии, через призму развития когнитивных функций, и прежде, всего интеллекта.

Один из основоположников когнитивного подхода, великий швейцарский психолог Жан Пиаже рассматривал интеллект человека как важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию (приспособление) человека к условиям своей среды. Он полагал, что структура нашего интеллекта, способы образования и существования понятий, причинные схемы имеют в основе «внутреннее устройство» мозга. Он ввел такие определения, как: ассимиляция – включение нового объекта в старую схему, аккомодация – приспособление самой схемы к новому объекту.

В исследованиях Ж. Пиаже показано своеобразие детского мышления, как оно меняет свой характер на протяжении детства. Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. Процесс развития интеллекта представляет собой последовательное продвижение через 4 качественно различные стадии. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Речь не развита Представления отсутствуют, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Интеллект опирается на данные органов чувств и телесные движения.

Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) – она начинается в то время, когда ребенок начинает говорить. Мышление имеет тенденцию чрезмерной конкретности; не способен к доказательству, рассуждению. Не рассуждая, ориентируется на внешние признаки объектов. Развит эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает внешний мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной.

Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) связана со способностью к рассуждению, доказательству. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность.

Стадия формальных операций (от 12 лет) – высший период интеллектуального развития. Подросток приобретает возможность оперировать абстрактными понятиями, также как взрослый. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.

Итак, основными закономерностями возрастной периодизации Ж. Пиаже являются следующие:

Стадии развития целостны и внутренне структурированы.

Операции, присущие высшей стадии, надстраиваются над низшими, которые входят в них как компонент.

Порядок следования стадий остается постоянным.

Пиаже считал, что когнитивное развитие ведет за собой все остальные сферы и в своих работах проследил взаимосвязь интеллектуального развития с моральным развитием, развитием чувств, социальных отношений и т.д.

Возрастные кризисы.

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П.П.Блонский. В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое представление о двух типах возрастов – критическом и стабильном.

Стабильные возрасты, как полагает Л.С.Выготский, изучены гораздо полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития – кризисами. Характеризуя кризис, Л.С.Выготский подчеркивает, что развитие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер и напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.

Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности – новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, поскольку ребенок, изменивший строение личности, уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста. Это-то противоречие и задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления, определяя специфику критического возраста. Преодоление этого противоречия есть условие взрывного, революционного характера развития в критические периоды. По определению Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в относительно короткий промежуток времени меняется весь целиком, причем, добавим, изменения, о которых идет речь, не латентные, а определенно заметные окружающим. Сами происходящие изменения относительны.

Описывая критические периоды в развитии, Л.С. Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год илисамое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.

Кризис новорожденности: 0-2 месяцев

Причина: изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни) и беспомощность ребенка.

Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновение доверия к миру (или недоверия).

Новообразования к концу кризиса:

индивидуальная психическая жизнь;

комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем – улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);

возникновение привязанности.

Кризис 1 года

Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.

Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности. Развивается речевая саморегуляция.

Новообразования к концу кризиса:

автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;

ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;

произвольность движений и жестов, управляемость;

границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Кризис 3 лет

Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.

Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:

негативизм,

упрямство,

строптивость,

обесценивание,

стремление к деспотизму, 6) протест-бунт, 7) своеволие.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».

Новообразования к концу кризиса:

– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка; – формирование внутренних позиций, рождение «Я»; – произвольность мышления (логический тип обобщения).

Кризис 7 лет

Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

Характеристика:

потеря непосредственности;

кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения; 3) замкнутость, неуправляемость.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.

Новообразования к концу кризиса:

внутренний план действий;

возникновение интегративного мышления, рефлексии; – формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;

рождение Я-концепции, самооценки.

Подростковый кризис 14 лет (в современных условиях чаще 12 лет)

Причина: выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.

Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.

Новообразования к концу кризиса:

умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка; – чувство взрослости;

рефлексия.

Юношеский кризис 17 лет (в современных условиях чаще 15 лет)

Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.

Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера.

Ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: выбор между способностью заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять или закрытостью из-за собственной уязвимости приводит либо к развитию интимности и общительности, либо к поглощенности собой и избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. При позитивном разрешении рождается способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви.

Новообразования к концу кризиса:

профессиональное и личностное самоопределение;

ценностно-смысловая саморегуляция поведения;

складывается личная система ценностей;

формирование логического интеллекта;

гипотетико-дедуктивное мышление; – задается личный стиль мышления; – осознание своей индивидуальности.

Кризис определения пути (20-22 года)

Причина: не только психологическое, но и реальное отделение от семьи, вставание на собственные ноги, возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно.

Характеристика: любовные и профессиональные метания. Время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время. Страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму.

Новообразования к концу кризиса:

способность к близости без потери собственной идентичности;

при благополучном разрешении рождается верность.

Кризис среднего возраста (40 лет) – осознанное определение своей судьбы в творческом и семейном плане на основе предыдущего опыта.

Причина: поиск иных стратегий для достижения старых целей или пересмотр целей.

Характеристика: актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).

Противоречие, разрешаемое в кризисе: общечеловечность (способность интересоваться судьбой людей за пределами семейного круга) в противовес самопоглощенности.

Новообразования к концу кризиса:

самоактуализация.

Кризис подведения итогов – 60 лет – (суммирование, интеграция и оценка всей прошлой жизни).

Причина: снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния.

Характеристика: это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь. Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: удовлетворенность прожитой жизнью (интеграция) в противоположность отчаянию.

Новообразования к концу кризиса: – мудрость.

3. Закономерности психического развития человека.

Понятие «психическое развитие» является базовым для возрастной психологии наряду с категорией «возраст». Считается, что научное изучение проблемы развития во многом обязано работам Ч.Дарвина, в частности, монографии «Происхождение видов путем естественного отбора…» (1859), которая заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей», как писал И. М. Сеченов.

В 1888 году вышла книга В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых трех лет ее жизни.

Она открыла путь биографическому направлению и пробудила подлинно научный интерес психологов к проблеме генезиса человеческого поведения, к проблеме изменений в психической жизни и их движущих сил и условий.

Уже в первой трети ХХ столетия были предприняты попытки построения теорий психического развития, определения его сущности, природы, норм, движущих сил, соотношения биологических и социальных условий и факторов развития. Конкретные теории развития психики, возникшие в зарубежной психологии, принадлежат Ст.Холлу, А.Гезеллу, Дж.Болдуину, В.Штерну, Д.Уотсону, Э.Торндайку, З.Фрейду, А.Адлеру, Э.Эриксону и многим другим исследователям. Единство в понимании учеными сущности и природы психического развития до сих пор не достигнуто, существующие теории принципиально различно трактуют те или иные факты и поразному понимают саму природу психического развития. Вместе с тем, возможно выделить ряд общепринятых психологических идей, являющихся базовыми для понимания сущности психического развития.

Под психическим развитием понимается процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к количественным, качественным, структурным и функциональным преобразованиям в психике и поведения человека.

Наряду с понятием «психическое развитие» используются понятия «созревание», «рост» и «формирование психики».

Понятие созревание отражает биологический аспект психического развития, это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида, заключающийся в последовательном развертывании запрограммированных свойств организма и психики.

Понятие рост отражает количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции.

Понятие формирование подчеркивает влияние внешних факторов на становление тех или иных сторон и функций психики: формирование характера в процессе воспитания, формирование речи в условиях целенаправленного обучения.

Очевидно, что все обозначенные процессы взаимосвязаны так же, как и обозначающие их научные понятия: созревание обеспечивает биологические предпосылки развития; рост отражает количественные изменения в его отдельных проявлениях или сферах; формирование позволяет управлять развитием, помогать ему; развитие дает целостную характеристику качественных преобразований в психике.

Основными формами психического развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе – это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или психических функций, свойств и состояний в истории социокультурного развития человека.

Психическое развитие в онтогенезе – это процесс индивидуального развития человека, или история преобразования психических структур, внутренней жизни и поведения в течение жизни данного субъекта.

Выделяют основные сферы психического развития, качественно отличающиеся друг от друга и одновременно взаимосвязанные в целостную структуру:

− психофизическая сфера (внешние и внутренние изменения тела человека, обеспечивающие изменения в сенсомоторной сфере и в сфере психодинамики);

− психосоциальная сфера (изменения в эмоциональной и потребностно-мотивационной областях психики, в личности и способах ее регуляции, в коммуникативной сфере и в области самосознания или Я-концепции);

− когнитивная сфера (преобразования в познавательных процессах и способностях).

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

В качестве основных закономерностей психического развития, имеющих универсальный характер и проявляющихся во всех сферах развития в различные периоды жизни, выделяют:

неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, процессы, свойства имеют в ходе развития собственные стадии подъема, спада, стагнации. Эти изменения отличаются колебательным характером. Например, в развитии памяти или мышления в онтогенезе можно выделить такие стадии подъема или стабилизации в дошкольном детстве и в подростковом периоде.

гетерохронность означает, что эти фазы неравномерности асинхронны, т. е. не совпадают во времени, что отчетливо проявляется при сравнении процесса развития различных функций психики. Например, доказано, что в раннем онтогенезе не совпадают фазы развития мышления и воображения.

неустойчивость как закономерность развития проявляется в наличии стабильных и кризисных периодов.

сензитивность проявляется в повышенной чувствительности психики к определенным воздействиям извне, которая снижается при завершении сензитивных периодов.

кумулятивность означает, что результат предшествующей стадии развития включается в последующую, преобразуясь или трансформируясь, что приводит к накоплению психических ресурсов по мере взросления. Например, наглядно-действенное мышление, возникнув в раннем детстве, позже функционирует наряду с логическим, превратившись в практическое мышление.

дивергентность – конвергентность означает, что в процессе психического развития происходит и повышение разнообразия, и свертывание, усиление психических функций, структур, состояний и свойств. Например, уже к 1-му году наблюдается выделение таких познавательных процессов из общей познавательной способности младенца, как мышление и речь, а к 3-м годам, напротив, происходит их объединение на новом уровне и возникновение осмысленной речи и речевого мышления.

культурно-историческая природа развития, или конкретно-историческая природа детства – закономерность развития, показывающая, что дети разных народов и времен имеют существенные различия в темпах развития, в содержании психических возможностей, в поведении.

Важной научной категорией для возрастной психологии является понятие возрастной нормы развития. В современной возрастной психологии, при решении теоретических и практических исследовательских задач, используют три типа норм развития:

среднестатистическая норма (норматив), отражает среднестатистические показатели отдельных параметров развития, чаще всего встречающиеся в данной возрастной выборке, например, параметры речевого или двигательного развития ребенка от рождения до 3-х лет, или параметры мышления в возрасте от 1-го года до 18-ти лет. Такая норма носит описательный характер, поскольку выводится из научных и достоверных описаний психического облика людей разных возрастов путем вычисления среднестатистических показателей, но не объясняет причину самих различий.

социокультурная норма – это идеальный проект развития человека в различные периоды его жизни, который может быть воплощен при наиболее полноценном проживании возраста в условиях, приближенных к теоретически идеальным. Такая норма отражает и объясняет, какой может быть психика человека, его сознание и поведение в различные периоды жизни в полноценных условиях развития, поэтому она называется объяснительной.

индивидуальная норма развития позволяет интерпретировать психическое развитие индивида в том или ином возрастном периоде как нормальное, исходя из допустимого среднестатистической нормой диапазона. Она устанавливает наиболее соответствующие параметры для данного индивида, исходя из его неповторимой индивидуальности (целостности психической жизни, природной обусловленности его психики, системно-смыслового строения его сознания). Этот тип нормы позволяет психологу ответить на вопрос что является нормальным для конкретного ребенка? Например, очевидно, что показатели познавательного развития гармонично одаренного ребенка не могут рассматриваться как норма для ребенка, чьи способности имеют ярко выраженный специфический характер математической или художественной одаренности.

Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды.

Развитие осуществляется по типу колебаний. В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.

Условие – то, от чего зависит что-то другое. Фактор предопределяет движение, а условие делает возможным отклонение от заданной траектории в зависимости от обстоятельств.

Движущие силы развития - это факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники активности. Это противоречия между потребностями и возможностями индивида. Развитие психики человеческого индивида – это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Движущими силами развития являются противоречия: между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни.

13

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.