Лэпбук «Эмоции, чувства, настроение»
Название лэпбука: «Эмоции, чувства, настроение».
Предмет: дошкольная психология.
Тема: «Эмоции, чувства, настроение».
Аудитория: воспитатели, психологи ДОУ.


Лэпбук - «книга на коленях». Идея изготовления лэпбука меня как педагога-психолога заинтересовала, но нужно было выбрать для использования в работе что-то удобное, легкодоступное, не занимающее много места, а также интересное для детей. Для этого я изучила требования к оформлению лэпбука. Просмотрела в интернете много образцов и для себя решила сделать действительно книгу на коленях. Она получилась удобная, красочная, с разнообразным дидактическим материалом и многофункциональная.

При работе с лэпбуком можно убирать страницы с играми, если некоторые из них не нужны во время запланированной ранее работы с детьми, обновлять новыми играми, вытаскивать страницу с играми и давать играть детям для самостоятельных игр, также если материал пришел в негодность его без проблем можно заменить. Материал, содержащийся в лэпбуке можно использовать как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы. Такая форма лэпбука не занимает много места. Его можно без проблем убирать в шкаф.

Выбранная мной тема очень актуальна для использования в работе педагога – психолога в дошкольном учреждении. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим.
На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.

Развитие эмоционально-волевой сферы - один из важных аспектов воспитания ребенка. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.
Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.

В лэпбук я включила такие дидактические игры как:
Дидактическая игра: «Эмоции ребенка».
Цель: Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.
Дидактическая игра: «Цветное Настроение».

Цель: закрепить названия цветов, геометрические формы.
Дидактическая игра: «Дорисуй эмоцию».
Цель: развитие эмоциональной сферы, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
Дидактическая игра: «Угадай эмоцию».
Цель: познакомить детей с основными эмоциями радость, грусть, гнев, страх; учить распознавать эмоциональные проявления других людей.

Дидактическая игра: «Собери эмоцию».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей лица при выражении различных эмоций, умение соотносить выражения глаз с выражением лица.
Дидактическая игра: «Собери картинку из частей».
Цель: формировать целостное восприятие; развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать желание самостоятельно собирать картинку.

Дидактическая игра: «Эмоции в картинках».
Цель: формирование умения показывать эмоции, развитие мимических мышц.
Дидактическая игра: «Пазлы».
Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций, умению определять эмоциональные состояния по различным признакам (выражение лица, поза и т.д.).

Дидактическая игра: «Найди половинку».
Цель: учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.
Дидактическая игра: «Часы эмоций».
Цель: умение определять различные человеческие эмоции и чувства.
Дидактическая игра: «Нарисуй свое настроение».
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами,
способствовать развитию воображения и самовыражению личности.
Дидактическая игра: «Составь рассказ и опиши настроение».
Цель: способствовать развитию связной грамматически правильной речи, учить описывать настроение человека по выражению лица.
Дидактическая игра: «Раскрась».
Цель: учить детей находить эмоции: радость и удивление.
Дидактическая игра: «Покажи свое настроение».
Цель: формировать умение определять свое эмоциональное состояние, словесно выражать свое эмоциональное состояние, снижать чувство страха, огорчения и др.

Дидактическая игра: «Найди маску».
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
Дидактическая игра: «Нарисуй рот».
Цель: закрепить полученные знания об эмоциях, путем рисования.
Дидактическая игра: «Логический квадрат».
Цель: развитие логического мышления.

Дидактическая игра: «Отгадай настроение у клоуна».
Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Дидактическая игра: «Найди лишнего».
Цель: развитие мышления, зрительного внимания.
Дидактическая игра: «Игрушки и эмоции».
Цель: развитие мышления, зрительного внимания.

Дидактическая игра: «Какое настроение у девочки».
Цель: учить находить эмоцию по выражению лица, развивать внимание, мышление.
Дидактическая игра: «Капельки эмоций».
Цель: умение определять человеческие эмоции и чувства, развитие мимических мышц.
Дидактическая игра: «Покажи настроение».
Цель: формировать умение определять и различать эмоции и чувства; развивать воображение, речь ребенка.
Педагог-психолог
МБДОУ Центр Развития ребенка –
детский сад №8 «Буратино» г. Оха
Рыбина Елена Павловна