Авторская рабочая программа дополнительного образования «Планета чувств и эмоций»
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЗОНАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "ЖУРАВЛИК"
УТВЕРЖДЕНА Приказом №89/ОД – 1 от 01.10.2018г. Директор КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» __________О.А. Мокроусова |
Авторская рабочая программа
дополнительного образования
«Планета чувств и эмоций»
Возраст обучающихся: дети 5 - 7 лет с ОВЗ
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Автор: кандидат педагогических наук, педагог-психолог Авраменко Наталья Станиславовна |
Борисоглебск
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа «Планета чувств и эмоций» является авторской общеразвивающей программой дополнительного образования детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в реабилитационном центре. Реализация данной программы осуществляется в течение одного учебного года посредством кружковой деятельности психолого-педагогической направленности.
Актуальность
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления личности в целом. Ни в одном другом возрастном периоде ребенок не овладевает таким большим количеством знаний, умений и навыков, как в дошкольном возрасте.
Следует отметить, что именно в этом возрастном периоде создается благоприятная почва для развития эмоционально положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, т.е. социо-эмоционального развития.
Зачастую в работе с детьми с ОВЗ много внимания уделяется их физическому развитию, развитию познавательной сферы, при этом вопросы социо-эмоционального развития уходят на второй план.
Социо-эмоциональное развитие детей с ОВЗ протекает особым образом. Во-первых, у таких детей под влиянием ближайшего окружения формируется своеобразное отношение к себе через отношение окружающих к болезни ребенка. Во-вторых, из-за ограничений в общении с социумом дети испытывают сложности в установлении положительных взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
Как следствие этого, дети с ОВЗ неспособны распознавать и описывать свои эмоции, выражать эмоциональные состояния социально-приемлемыми способами, что приводит к конфликтам с самим собой и с окружающими людьми, миром в целом.
Формирование и коррекция социальных эмоций у детей необходимо начинать как можно раньше, т.к. нарушения в социо-эмоциональном развитии у детей с ОВЗ, находясь в тесной взаимозависимости с познавательными процессами, затрудняют процесс психического, умственного, физического, личностного развития дошкольника. Именно поэтому посредством развития эмоций у детей можно решить много проблем в развитии ребенка с ОВЗ.
Цель и задачи программы
Цель: создать условия для знакомства дошкольников с миром эмоций, со способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, коррекция эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Выявить знания детей об эмоциях и способах их проявления.
2. Диагностика социо-эмоциональной сферы у детей.
3. Сформировать знания о различных эмоциях, умения их различать и оценивать.
4. Содействовать и побуждать детей к проявлению адекватных эмоций в различных видах деятельности.
Концептуальные основы программы
Концептуальная идея нашей программы ориентируется на теорию «зеркального «Я» Чарльза Кули, согласно которой у ребенка с ОВЗ один из компонентов социо-эмоционального развития - отношение к себе, будет формироваться через взгляд на него других людей и их оценку.
Наряду с этим, в основу программы были положены когнитивная теория (Дж.Келли) и деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев), согласно которым социальные эмоции у детей невозможно развивать без формирования знаний у дошкольников о эмоцинальных состояниях, о способах их адекватного проявления, а так же без включения ребенка в совместную со сверстниками и интересную деятельность.
Методы работы с детьми :
1. Игра: сюжетно-ролевая, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры и т.д.
2. Этические беседы.
3. Наблюдения.
4. Чтение художественной литературы.
5. Просмотр мультфильмов с последующей беседой.
Приемы:
1. Релаксация.
2. Психогимнастика.
3. Рисование, лепка социальных эмоций.
4. Пластические изображения эмоций.
5. Рассматривание фотографий, отражающих различные эмоциональные состояния.
6. Приемы арттерапии, гештальттерапии.
7. Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я».
Условия для формирования социальных эмоций:
1. Знакомство с простейшими нравственными нормами, социальными требованиями и правилами поведения и их интериоризация. Данное условие предполагает не просто знакомство, осознание ребенком социальных эмоций и присвоение ребенком социокультурных достижений, но и своеобразный «поиск» себя в социальном мире, самоопределение в социокультурном пространстве, зарождение собственной позиции по отношению к социуму.
2. Вовлечение детей в совместную игровую деятельность. Доказано, что именно игровая деятельность вызывает у дошкольника живой интерес ко всему происходящему, в игровой деятельности создаются благоприятные условия для проявления детьми социальных эмоций.
3. Педагогу-психологу необходимо занять позицию посредника между ребенком и окружающим миром. Взрослый выступает не только в качестве организатора процесса воспитания и развития, но и в качестве носителя ценностей и опыта человеческих взаимоотношений, образцом для подражания.
Принципы реализации программы:
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, предполагает учет темперамента, интересов каждого ребенка с ОВЗ, его возрастных особенностей.
Принцип активности самих детей предполагает собственную активную деятельность каждого ребенка, а педагог выступает организатором различных видов деятельности, стимулирует, воспитывает и поощряет их адекватное выражение чувств и эмоций социально приемлемыми способами, их творчество.
Принцип связи с жизнью предполагает оказание помощи ребенку с ОВЗ в его всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
Принцип доступности предполагает ориентировку на зону ближайшего развития ребенка с ОВЗ.
Принцип гуманизма ориентируется на положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке.
Принцип систематичности и последовательности предполагает работу по социо-эмоциональному развитию в определенном порядке и не от случая к случаю, а постоянно.
Краткая характеристика этапов реализации программы
Программа кружка «Планета чувств и эмоций» реализуется в течение одного года и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Общая трудоемкость: 72 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю с подгруппой детей с ОВЗ 5 - 7 лет.
Продолжительность: 30 мин.
Каждое занятие проходит в игровой форме и включает в себя следующие этапы:
1. Получение новых знаний.
2. Перенесение полученных знаний в практическую деятельность.
3. Закрепление ранее полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни.
Предполагаемый результат
Основным критерием освоения общеразвивающей дополнительной программы является эмоциональное удовлетворение от игр и занятий, а так же изменение социо-эмоциональной сферы ребенка в пользу положительной направленности социальных переживаний.
В конце цикла занятий у детей должны быть сформированы представления об эмоциях и способах их адекватного проявления.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо просторное помещение со столами и стульями
Оборудование: ТСО, зеркало, художественная литература, краски, карандаши, пластилин, оборудование для сюжетных и подвижных игр, фотографии с изображением различных эмоций, дидактические игры и т.д.
Содержание программы
«Планета чувств и эмоций»
Месяц |
Неделя |
Тема занятия |
Программное содержание |
Сентябрь |
1 неделя |
Жители Планеты чувств и эмоций |
1. Научить детей знакомиться со сверстниками. 2. Познакомить с понятием «дружба». 3. Формировать чувство товарищества, доброжелательности к общим делам, толерантность по отношению к окружающим. 4. Развивать умение слушать стихи, сочувствовать и сопереживать героям. 5. Сформировать представления о правилах поведения. 6. Воспитывать эстетический вкус. |
2 неделя |
Путешествие в город Радости |
1. Формировать представление о чувстве «радость», о способах ее проявления. 2. Познакомить с поступками, которые приносят радость людям. 3. Научить детей адекватно проявлять радость в различных ситуациях. 4.Развивать чувство отзывчивости, доброжелательные взаимоотношения. 5.Развивать умение графически изображать радость. |
|
3 неделя |
День рождения Ослика Иа |
1. Формировать представление о способах доставления радости окружающим. 2. Развивать умение внимательно смотреть мультфильмы, анализировать поступки героев и отвечать на поставленные вопросы. 3. Развивать умение радоваться за друзей, понимать их эмоциональное состояние. 4. Учить согласовывать свои действия с текстом игры, развивать речевую и двигательную активность. 5. Воспитывать сочувствие, сопереживание, эмпатию. |
|
4 неделя |
Сказочный предметный мир Планеты чувств и эмоций |
1. Учить детей познавать мир посредством различных анализаторов. 2. Расширять знания об органах чувств и их назначении. 3. Формировать умение определять предметы на ощупь, по запаху, на вкус, адекватно проявляя свои чувства и эмоции. 4. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к предметам окружающего мира. |
|
Октябрь |
1 неделя |
Путешествие в город Грусти |
1. Сформировать у детей элементарные представления об эмоции «грусть». 2. Научить детей графически и мимически изображать грусть. 3. Развивать умение сочувствовать и сопереживать сверстникам и сказочным персонажам. 4. Упражнять детей в различении и адекватном проявлении чувств и эмоций. 5. Воспитывать желание принимать участие в театрализованной деятельности и изображать «грусть» без слов. |
2 неделя |
Королевство Несмеяны |
1. Познакомить со способами повышения настроения. 2. Учить понимать юмор и адекватно реагировать на него. 3. Развивать воображение и умение бороться с «плохим настроением». 4. Научить способам снятия психофизического напряжения. 5. Воспитывать доброжелательность и эмпатию. |
|
3 неделя |
Город Удивления |
1. Формировать представления об эмоции «удивление» и способах ее проявления. 2. Развивать творческое воображение через умение пластически изображать чувства и эмоции. 3. Научить графически изображать эмоцию «удивление». 4. Научить приемам снятия психомышечного напряжения. |
|
4 неделя |
Город Страха |
1. Формировать представления об эмоции «страх». 2. Учить выражать данную эмоцию способом проговаривания деталей данного чувства. 3. Познакомить со способами избавления от страха. 4. Воспитывать желание слушать художественные произведения, отвечать на вопросы. |
|
Ноябрь |
1 неделя |
Приключения в городе Страха |
1. Научить способам ослабления тревожных состояний и страхов. 2. Закреплять представление об эмоции «страх», умение выражать данную эмоцию путем проговаривания характерных деталей данного чувства. 3. Упражнять детей в применении способов борьбы со страхами. 4. Воспитывать желание конструктивно взаимодействовать со сверстниками. |
2 неделя |
Город Злости |
1. Познакомить с эмоцией «гнев, злость», со способами адекватного ее проявления. 2.Учить преодолевать агрессивные проявления в игровой деятельности. 3. Ослабление и коррекция агрессивного поведения 4. Развивать умение лепить социальные эмоции. 5. Воспитывать творческую активность. |
|
3 неделя |
Добро победит Зло! |
1.Познакомить с антиподом эмоций гнева и зла: добро. 2. Закрепление знаний о гневе и злости. 3. Упражнять детей в социально приемлемых способах устранения гнева и злости. 4. Закреплять умение снимать психофизическое напряжение. 5. Воспитывать творчество в игре, доброжелательность к сверстникам. |
|
4 неделя |
Место Отвращение |
1. Формирование представлений об эмоции «отвращение», о способах ее проявления. 2. Познакомить со способами ее проявления. 3. Научить графически и пластически изображать «отвращение». 4. Продолжать развивать умение адекватно воспринимать чувства и эмоции. 5. Упражнять детей в словесном выражении чувств и эмоций. 6. Воспитывать культуру общения. |
|
Декабрь |
1 неделя |
Невкусное варенье |
1. Закрепить представления об эмоции «отвращение», о способах ее проявления. 2. Упражнять детей в адекватном проявлении своих ощущений. 3. Развивать культуру общения, юмор. 4. Воспитывать доброжелательность. |
2 неделя |
Путешествие в страну стыдливых Лилипутов |
1. Формирование знаний и представлений об эмоции «стыд», способах ее проявления и ощущениях. 2. Научить графически изображать «стыд», выделять характерные особенности данного чувства. 3. Учить адекватно оценивать поступки. 4. Воспитывать сочувствие и сопереживание к литературным персонажам. |
|
3 неделя |
Кто виноват? |
1. Познакомить с эмоцией «вина». 2. Учить анализировать поступки героев мультфильма, делать выводы. 3. Научить предвидеть последствия поступков, способам выхода из сложившейся ситуации. 4. Развивать умение видеть взаимосвязь чувств «стыд» и «вина», определять логическую связь данных чувств и эмоций. 5. Формировать умение извиняться за свои поступки, своевременно признавать ошибки. 6. Воспитывать чувство меры в просмотре мультфильмов. |
|
4 неделя |
Косточка |
1. Закреплять знания о чувствах «стыд», «вина». 2. Учить изображать эмоции при помощи мимики, жестов, поз. 3. Учить графически строить логическую эмоциональную цепочку событий по художественному произведению Л.Н. Толстого «Косточка». 4. Закреплять умение графически изображать чувства «стыд», «вина». |
|
Январь |
1 неделя |
Зависть, хорошо или плохо? |
1.Сформировать прре5дставление об эмоции «зависть». 2. Учить графически изображать эмоцию «зависть». 3. Учить изображать в жестах мимики. 4. Формировать умение адекватно сопоставлять чувства и эмоции. 5. Воспитывать умение радоваться за сверстника при его успехе. |
2 неделя |
Нас много и все мы разные |
1. Закрепление знаний об эмоциях и различных эмоциональных состояниях. 2. Закрепление умения адекватно реагировать во взаимодействии с людьми, находить подход к человеку в зависимости от ситуации и его эмоционального состояния. 3. Закреплять умения выражать свои чувства словами. 4. Воспитывать толерантность к окружающим. |
|
3 неделя |
Печаль делим пополам |
1. Развивать умение сочувствовать и сопереживать в зависимости от ситуации оказывать действенную помощь. 2. Закреплять умение делиться своими чувствами и эмоциями. 3. Воспитывать дружелюбие, желание приходить на помощь сверстникам. 4. Снятие психофизического напряжения. |
|
4 неделя |
Удивительный мир вокруг нас |
1. Закреплять умение выражать различные эмоции социально приемлемыми способами. 2. Развивать творческие способности, умение снимать эмоциональное напряжение. 3. Продолжать учить лепить социальные эмоции, пластически их изображать. 4. Воспитывать культуру поведения, бережное отношение к предметам окружающего мира. |
|
Февраль |
1 неделя |
У страха глаза велики. |
1. закреплять умение выражать эмоциональное состояние «страх». 2. Коррекция страхов у детей. 3. Развивать смелость, активность, любознательность. 4. Воспитывать любовь к художественной литературе. |
2 неделя |
Злость и доброта |
1. Развивать умение сравнивать эмоции. 2. Закреплять умение различать эмоциональные состояния по фотографиям. 3. Воспитывать желание проявлять эмоции социально приемлемыми способами. 4. Воспитывать культуру поведения. |
|
3 неделя |
Он не виноват |
1. Учить детей адекватно оценивать поступки. 2. Развивать умение решать конфликтные ситуации мирным путем. 3. Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. |
|
4 неделя |
Разные чувства и эмоции в нашей жизни |
1. Учить детей адекватно оценивать эмоции окружающих. 2. Закреплять умение узнавать эмоцию по различным характеристикам (мимика, жест, голос, поза). 3. Развивать умение определять «настроение» музыкального произведения . 4. Воспитывать эстетический вкус, желание взаимодействовать со сверстниками. |
|
Март |
1 неделя |
Отгадай, что я сейчас чувствую |
1. Закрепить умение различать эмоциональные состояния людей. 2. Развивать способность правильно оценивать ситуацию и эмоцию, подбирать адекватные способы реагирования. 3. Снятие психофизического напряжения. 4. Воспитывать желание сочувствовать и сопереживать. |
2 неделя |
Порадуем маму |
1. Закреплять умение и желание доставлять радость близким. 2. Закреплять умение выражать свои эмоции графически и пластически. 3. Развивать творческие способности. 4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к маме. |
|
3 неделя |
Праздник Непослушания |
1. Развивать умение анализировать хорошие и плохие поступки. 2. Закреплять коммуникативные навыки, умение выражать эмоции адекватными и социально приемлемыми способами. 3. Упражнять детей в проявлении чувств и эмоций в игровой деятельности. 4. Воспитывать желание вступать в совместную деятельность со сверстниками. |
|
4 неделя |
Королевство послушных ребят |
1. Закреплять умение адекватно проявлять свои эмоции социально приемлемыми способами в театрализованной деятельности. 2. Закреплять умение доброжелательно общаться со взрослыми и сверстниками. 3. Развивать мышление и воображение. 4. Воспитывать желание понимать настроение людей, пытаться объяснить их поступки. |
|
Апрель |
1 неделя |
Королевство волшебных слов |
1. Продолжать формировать культуру общения со взрослыми и сверстниками. 2. Расширять словарный запас «вежливых» слов. 3. Воспитывать желание использовать в речи вежливые слова. |
2 неделя |
Королевство ласковых слов |
1. Развивать умение ласково и доброжелательно обращаться ко взрослым и сверстникам. 2. Расширять словарный запас уменьшительно ласкательными словами. 3. Развивать умение вести диалог, употребляя уменьшительно ласкательные слова. 4. Воспитывать доброжелательность, культуру общения. |
|
3 неделя |
Ваше Высочество |
1. Закреплять знания детей о культуре общения со взрослыми. 2. Упражнять в ведении диалога со взрослыми. 3. Закреплять умение понимать настроение собеседника по лицу, жестам, мимике. 4. Воспитывать культуру общения. |
|
4 неделя |
Школа правил поведения дома |
1. Закрепить умение анализировать свои поступки. 2. Формировать чувство ответственности за свои поступки. 3. Сформировать знания о правилах поведения дома в различных ситуациях. |
|
Май |
1 неделя |
Школа правил поведения в общественных местах |
1. Познакомить с основами этикета в общественных местах. 2. Развивать произвольность поведения. 3. Учить детей правильно вести себя в общественных местах, адекватно проявляя эмоции. 4. Воспитывать культуру поведения. |
2 неделя |
День рождения «Дружбы» |
1. Закреплять знания детей о чувствах и эмоциях. 2. Закреплять умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками. 3. Упражнять детей в проявлении чувств и эмоций согласно характеру музыкального произведения. 4. Воспитывать желание совершать хорошие поступки. |
|
3 неделя |
Одному - плохо, а с друзьями - весело |
1. Продолжат развивать умение взаимодействовать со сверстниками, чувствовать его эмоциональное состояние. 2. Развивать коммуникативные навыки. 3. Формировать потребность во взаимодействии со сверстником. 4. Воспитывать желание сотрудничать со сверстником. |
|
4 неделя |
Выпускной на Планете чувств и эмоций |
1. Подведение итогов, обобщение знаний детей. 2. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни. 3. Воспитывать желание соблюдать правила и нормы поведения, желание адекватно проявлять свои чувства и эмоции. |
Мониторинг освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы
«Планета чувств и эмоций»
№ |
ФИ ребенка |
Уровень сформированности знаний о проявлении различных эмоций |
Уровень сформированности умения сочувствовать, сопереживать, проявлять эмпатию |
Наличие страхов и негативных эмоциональных проявлений |
Адекватность проявления эмоций |
|||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|||
Критерии и показатели оценки уровня сформированности знаний о различных эмоциях:
Высокий
- ребенок знает, называет и различает эмоциональные состояния;
-понимает взаимосвязь проявления эмоции и эмоционального состояния;
- знает способы доставления радости человеку и нивелирования плохого настроения;
- знает правила поведения со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах с адекватным проявлением эмоций.
Средний
- ребенок частично знает, называет и различает эмоциональные состояния;
- не всегда может установить взаимосвязь проявления эмоции и эмоционального состояния;
- не всегда верно называет способы доставления радости человеку, испытывает трудности при назывании способов нивелирования плохого настроения;
- знает правила поведения со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах с адекватным проявлением эмоций.
Низкий
- ребенок не знает, не называет и не различает эмоциональные состояния;
- не понимает взаимосвязь проявления эмоции и эмоционального состояния;
- не знает способы доставления радости человеку и нивелирования плохого настроения;
- не знает правила поведения со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах с адекватным проявлением эмоций.
Критерии и показатели оценки уровня сформированности умения сочувствовать, сопереживать:
Высокий
- ребенок умеет распознавать по интонации и мимике эмоциональное состояние другого человека;
- знает способы проявления сочувствия и сопереживания;
- умеет понимать и описывать словами своё эмоциональное состояние и состояние других людей;
- в совместной деятельности со сверстниками проявляет сочувствие и сопереживание;
- умеет слушать и слышать сверстника и взрослого;
- умеет устанавливать доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявляет эмпатию.
Средний
- ребенок не всегда верно распознает по интонации и мимике эмоциональное состояние другого человека;
- при помощи взрослого называет способы проявления сочувствия и сопереживания;
- испытывает трудности в описании словами своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- в совместной деятельности со сверстниками испытывает некоторые трудности в проявлении сочувствия и сопереживания;
- не всегда слушает и слышит сверстника и взрослого;
- не всегда получается устанавливать доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявлять эмпатию.
Низкий
- ребенок не умеет распознавать по интонации и мимике эмоциональное состояние другого человека;
- не знает способы проявления сочувствия и сопереживания;
- не умеет понимать и описывать словами своё эмоциональное состояние и состояние других людей;
- в совместной деятельности со сверстниками не проявляет сочувствие и сопереживание;
- не умеет слушать и слышать сверстника и взрослого;
- не умеет устанавливать доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Критерии и показатели адекватности проявления эмоций:
Адекватное проявление:
- ребенок знает правила поведения и способы общепринятого реагирования в различных ситуациях;
- умеет управлять своими эмоциями в зависимости от ситуации, руководствуется правилами поведения в обществе;
- умеет устанавливать доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- умеет описывать свое эмоциональное состояние словами;
- использует в речи при обращении к сверстнику и взрослому имена, вежливые слова и обращения.
Неадекватное проявление:
- ребенок не знает правила поведения и способы общепринятого реагирования в различных ситуациях;
- не умеет управлять своими эмоциями в зависимости от ситуации;
- умеет устанавливать доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- не использует в речи при обращении к сверстнику и взрослому имена, вежливые слова и обращения.
Список литературы
1. Авраменко Н.С. Формирование толерантности у дошкольников-сирот в условиях детского дома : дис. ... канд. пед. наук. – Елец, 2012.- 221 с.
2. Аномалии культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 98.
3. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников: монография. Борисоглебск, 2007. -155с.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Издательство МГУ, 1971. – 40 с.