Лэпбук по развитию речи «Лунтик и его друзья»
Учитель-логопед: Галилкариева Ольга Викторовна
МБДОУ д/с № 43 г. Сарапул, Удмуртская республика
ЛЭПБУК «ЛУНТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ»
Логопедия.
Автоматизация звука [Л].
Рекомендовано логопедам, воспитателям, родителям.
В лэпбуке представлено 11 игровых заданий, которые предлагаются ребенку от Лунтика и его друзей.
Весь лексический материал направлен на автоматизацию звука [Л].
1. «Один – много»
Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
ласточка – ласточки ложка – ложки лошадка – лошадки
лужа – лужи пила – пилы желудь – желуди
яблоко – яблоки пчела – пчелы
2. «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Ход: ребенок поворачивает круг, в окне которого появляется картинка. Ребенок называет картинку и образует уменьшительно-ласкательную форму данного существительного.
Картинки: белка, голубь, игла, блузка, тарелка, лодка, лопата, платье.
3. «Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. Ход: ребенок подбирает картинку к заданному слову и произносит словосочетание: Мой пенал, мой молоток и т. д.
Мой: молоток, солдатик, пенал, платок, глобус
Моя: лампа, пчела, лодка, белка, скакалка,
Моё: одеяло, кресло, полотенце, солнце, яблоко
Мои: лыжи, глаза, сланцы, ласты, яблоки
4. «Чей? Чья?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Чья: голубь – голова голубиная; лошадь – голова лошадиная; лось – голова лосиная; слон – голова слоновья; волк – голова волчья.
Чей: голубь – хвост голубиный; лошадь – хвост лошадиный; лось – хвост лосиный; слон – хвост слоновий; волк – хвост волчий.
5. «Какой? Какая? Какие?»
Цель: закрепление образования относительных прилагательных
арбуз с полосками – полосатый,
сок из яблок – яблочный,
цветы с луга – луговые,
ветка с ели – еловая,
йогурт из молока – молочный,
слон из пластилина – пластилиновый,
солдатик из олова – оловянный.
6. « Посчитай»
Цель: закрепление согласования числительного с существительным
Ход: ребенок выбирает картинку и, передвигая фишку на цифре, произносит словосочетания типа одна лампа, две лампы и т. д.
Картинки: лампа, колос, футболка, дятел, баклажан, мотоцикл, кресло, клоун.
7. «Исправь предложение». Работа с деформированной фразой.
Цель: работа над пониманием распространенных предложений.
Ход: Вредные гусеницы Вупсень и Пупсень перепутали все слова в предложении. Помоги Лунтику и его друзьям исправить ошибки.
Елка сидела на галке.
Белка увидела на елке Павла.
Жук долбил кору и искал дятла.
Лопата копала клумбу Володей.
Голубое платье надело Клаву.
Гол играл в футбол и забил Володю.
Молодая коза пасла Милу на лугу.
Стул упал с малыша и заплакал.
Велосипед сел на Михаила и поехал на футбол.
8. «Скажи наоборот»
Цель: уметь подбирать антонимы
Мальвина добрая, а Карабас Барабас…(злой).
Рябина горькая, а клубника…(сладкая).
Туча черная, а облако…(белое).
Суп горячий, а эскимо…(холодное).
Заяц трусливый, а лев…(смелый).
Ствол у березы тонкий, а у дуба…(толстый).
Собака сытая, а волк…(голодный).
Шар легкий, а гиря…(тяжелая).
9. «Чистоговорки». Всего 18 карточек, например:
1 карточка. Ол-ол-ол – Лунтик подмел пол
Лу-лу-лу – Лунтик нам принес пилу
Яло-яло-яло – у Лунтика одеяло
2 карточка Ла-ла-ла – Мила в гости к нам пришла
Ла-ла-ла – Мила очень весела
Илы-илы-илы – я не вижу Милы.
10. «Друзья»
Ход: Мила и Лунтик неразлучные друзья и все делают вместе.
Продолжи предложение:
Мила ела салат и… ( Лунтик ел салат).
Мила весело смеялась и … (Лунтик весело смеялся).
Мила села за стол и … (Лунтик сел за стол).
Мила пила молоко и … (Лунтик пил молоко).
Мила взяла лыжные палки и … (Лунтик взял лыжные палки).
А теперь попробуй сам придумать такие же предложения, а помогут тебе картинки.
11. Серия сюжетных картинок «Цветные лоскутки».
Ход: 1 вариант. Взрослый читает рассказ, ребенок выкладывает картинки по порядку. Далее ребенок пересказывает рассказ.
2 вариант. Ребенок самостоятельно выкладывает серию картинок и придумывает рассказ.
Однажды Лунтик и Кузя наблюдали, как по небу плывут облака. И тут они заметили, что к ним прямо по воздуху приближается… лоскутное одеяло!
- Смотрите, что подарила мне бабушка! – сказала Мила, выглядывая из-за одеяла.
Лунтик с Кузей принялись разглядывать лоскутное одеяло.
- Чего здесь только нет! И солнышко, и пчёлки! – восхищался Лунтик. Тут он заметил нитку, потянул её и… одеяло рассыпалось на лоскутки!
Кусочки лёгкой ткани поплыли по воздуху. Мила расплакалась.
- Мы все соберём, - стали утешать её друзья.
Кузя, Пчелёнок и Лунтик аккуратно сложили все лоскутки. Оставалось их сшить. Малыши попросили Шнюка о помощи, паук немедленно согласился.
- Спасибо, дядя Шнюк! – поблагодарили друзья. – Теперь одеяло стало ещё красивее!
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!