Лэпбук «Насекомые»

3
0
Материал опубликован 22 May 2019

Аннотация

Данное методическое пособие представляет собой папку «Лэпбук», в которой систематизированы материалы по теме «Насекомые».

Пособие направлено на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Лэпбук «Насекомые» можно использовать как для индивидуальной работы с ребёнком, так и для работы с детьми малыми группами.

С помощью лэпбука дети могут быстро и эффективно усвоить новую информацию по теме «Насекомые», закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Введение

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям с взрослыми и сверстниками. К моменту поступления в школу ребёнок должен обладать определенным уровнем общего развития.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии требованиям жизни.

Актуальность этой проблемы побудила разработать методическое пособие «Лэпбук».

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка. А также развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности, возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. С помощью лэпбука мы создаём условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребёнок визуал).

2. Это отличный способ повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая и играя в него.

3. Ребёнок научится самостоятельно организовывать свою деятельность.

4. Лэпбук хорошо подходит для подгрупповых занятий, можно выбрать задания под силу каждому ребёнку.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть ещё и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Помимо выше перечисленных задач наш лэпбук «Насекомые» является одним из средств реализации краевого проекта «Зелёные символы малой родины», направленный на повышение экологической культуры дошкольников; развитие краеведческого интереса, идентификации с природой малой родины.

Характеристика пособия

Лэпбук:

- изготовлен из плотного картона, скреплённого лентами;

- состоит из нескольких страниц;

- содержит 23 игровых заданий.

На первой странице лэпбука детям предоставляется возможность рассмотреть и познакомиться с разнообразием насекомых Пермского края: бабочка, стрекоза, божья коровка, жук, кузнечик, муха, пчела. Также на этой странице детям предлагается игра-шнуровка «Божья коровка».

На второй странице лэпбука представлена картотека коммуникативных игр «Сороконожка», «Божья коровка», «Муравьи», «Паутинка». Игры направлены на создание благоприятного эмоционального климата в группе, на улучшение взаимоотношений со сверстниками. А также здесь находятся занимательные игровые задания «Лабиринты», «Зашифрованное слово», «Найди одинаковых бабочек», направленные на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления.

На третьей странице лэпбука детям предлагается выполнить игровое задание и узнать чем питаются насекомые.

На четвёртой странице детям предлагается поиграть в такие игры, как «Сосчитай всех комаров», «Найди улиток – близняшек», «Реши задачку», «Гусеница», игра с мячом «Закончи предложение».

На пятой странице размещены такие игры, как: «Дорисуй осу», «Кроссворд», «Разложи по размеру».

На последней - шестой странице находятся алгоритмы действий по игре «Умелые пальчики», а также картотека игр, направленная на снятие мышечного, эмоционального и зрительного напряжения, «Пальчиковая гимнастика по теме «Насекомые», игра «Посмотри и скажи, где находится насекомое».

 

Описание игр

1. Игра «Насекомые».

Задачи:

-закреплять представления о разнообразии насекомых: бабочки, комара, стрекозы, кузнечика, мухи, пчелы, жука;

-развивать зрительную память;

Ход задания: взрослый предлагает ребёнку перечислить всех насекомых и запомнить их. Далее предлагает ребёнку закрыть глаза. В это время взрослый прячет насекомого (загибает лепесток, на котором сидит насекомое), предлагает ребёнку открыть глаза и сказать, какое насекомое спряталось.

2. Игра-шнуровка «Божья коровка».

Задачи:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать быстроту реакций.

Ход задания: взрослый предлагает ребёнку «соединить» божью коровку с пятнышками с помощью шнурков.

3. Коммуникативная игра «Паутинка»

Задачи:

-улучшать взаимоотношения среди сверстников.

Описание игры: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Взрослый говорит детям: «Держите друг друга за руки очень крепко и не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, я вас буду запутывать. Когда вы откроете глаза, вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т.д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается путанка-паутинка. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

4. Коммуникативная игра «Сороконожка»

Задачи:

-улучшать взаимоотношения среди сверстников;

-развивать умение работать в команде;

Описание игры: взрослый рассаживает детей на ковре и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 лапок! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперёд, медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее». Взрослый помогает детям идти друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседа за плечи, падают на ковёр.

5. Пантомима «Муравьи»

Задачи:

-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

-улучшать коммуникативные навыки;

-развивать воображение.

Описание игры: взрослый предлагает детям присесть рядом с ним. Взрослый спрашивает: приходилось ли кому-нибудь из вас видеть муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьёв не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает маленьких муравьёв. И так всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с появлением весны, когда первые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьи закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Изобразим, как они приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Мы с вами будем общаться жестами. Взрослый с детьми разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

6. Игра «Божья коровка»

Задачи:

-развивать воображение;

-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

-развивать зрительное восприятие;

-вызывать положительные эмоциональные реакции.

Описание игры: взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать её своему соседу, а он - своему. Но это не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда мы её передаём другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что, когда мы её передадим по кругу, она уже будет во-о-от такая большая. Будьте очень осторожны с ней, погладьте её по крылышкам, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится всё больше и больше, всё тяжелее и тяжелее». Взрослый держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживая её, показывает остальным детям, затем передаёт её соседу. Божья коровка передаётся по кругу, взрослый напоминает детям, что она постоянно увеличивается. После того, как божья коровка попадает в руки последнему ребёнку, психолог удивляется, как выросла божья коровка в руках детей, подходит вместе с ними к окну и «выпускает» её на улицу.

7. Игровое задание «Лабиринты»

Задачи:

-развивать зрительное внимание;

-развивать самоорганизацию, усидчивость.

Ход игрового задания: взрослый предлагает ребёнку (детям) узнать, в каком домике живёт то или иное насекомое. Для этого необходимо провести пальчиком или с помощью карандаша по запутанным линиям.

8. Игровое задание «Зашифрованное слово».

Задачи:

-развивать зрительное внимание;

-развивать зрительное восприятие.

Ход задания: взрослый предлагает ребёнку соединить одинаковых насекомых прямыми линиями и составить слово из букв, попавших на эти линии.

 

9. Игровое задание «Найди одинаковых бабочек»

Задачи:

-развивать зрительное внимание и восприятие;

-развивать сосредоточенность, усидчивость.

Ход задания: взрослый предлагает ребёнку найти двух одинаковых бабочек и раскрасить их.

10. Игровое задание «Чем питаются насекомые».

Задачи:

-развивать зрительное внимание и память;

Ход задания: взрослый предлагает ребёнку с помощью карандаша соединить насекомое (бабочка, жук, гусеница, тля) и продукт, которым оно питается (горох, лук, капуста, картошка).

11. Игровое задание «Сосчитай всех комаров».

Задачи:

-развивать зрительное внимание и восприятие;

Ход задания: взрослый говорит: «Лягушка Тина очень любит сидеть на болотной кочке и считать комаров. Помоги Тине сосчитать их».

12. Игровое задание «Улитки-близняшки».

Задачи:

-развивать зрительное внимание и восприятие;

-развивать мелкую моторику.

Ход задания: взрослый говорит: «После дождика все улитки выползли на прогулку. Среди них есть две сестры-близняшки. Найди их и раскрась.

13. Игровое задание «Задачка про насекомых».

Задачи:

-развивать слуховую память;

-развивать логическое мышление.

Ход задачки: взрослый предлагает детям послушать внимательно задачку и решить её:

-На ромашке две букашки,

А на лютике жучок,

В колокольчике кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи,

Как задачу нам решить?

 

14. Игровое упражнение на координацию речи с движением «Гусеница».

Задачи:

-развивать творческое воображение;

-снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Ход игры: взрослый предлагает детям выполнить игровое упражнение:

Этот странный дом без окон (дети лежат на спине ногами в центр круга)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём. (поворачиваются на левый бок, положив руки под щёку)

Спит без просыпа всю зиму, (переворачиваются на другой бок)

Но зима промчалась мимо (ложатся на спину, потягиваются)

Март, апрель, капель, весна… (медленно садятся)

Просыпайся соня-сонюшка! (потягиваются сидя)

Под весенним ясным солнышком (встают, потягиваются стоя)

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крылышками).

И. Егоров

 

15. Игровое упражнение с мячом «Я начну, а ты продолжи… ».

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мышление.

Ход упражнения: взрослый предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и берёт в руки мяч «Я скажу начало предложения, а тот, кому я кину мяч, продолжит его».

-Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая)

-У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные)

-У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие)

-Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук-плавунец… (ныряет в воду)

 

16. Игровое задание «Дорисуй осу».

Задачи:

-развивать воображение;

-развивать мелкую моторику.

Ход игрового задания: взрослый предлагает детям посмотреть, чего не хватает у осы и дорисовать её.

17. Отгадывание кроссворда.

Ход отгадывания: взрослый предлагает детям узнать к кому в гости идёт семейство жуков. Нужно вписать в цветные квадратики пропущенные буквы в названиях насекомых и прочесть по вертикали получившееся слово.

18. Игровое задание «Божьи коровки».

Задачи:

-развивать зрительное восприятие;

-развивать вербально-логическое и наглядно-образное мышление;

Задание: взрослый предлагает детям вытянуть по одной карточке с изображением божьей коровки, и встать так, чтобы божьи коровки располагались от самой маленькой до самой большой.

19. «Умелые пальчики»

Задачи:

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задание: взрослый предлагает детям взять пластилин и по образцу слепить какого-либо насекомого (улитка, бабочка, пчела, комар, гусеница, муравей, кузнечик, стрекоза, жук, божья коровка).

20. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Задачи:

-развивать мелкую моторику.

Задание: взрослый предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась.

Потянулась. Улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

«Жук»

Я нашла себе жука (вытянуть правую ладонь вперёд)

На большой ромашке. (показать круг руками)

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал, мой жук, (ритмично присесть)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, (махи руками, бег по кругу)

Зажужжали крылья.

Т. Кислова

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза. (руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолёт: (руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны).

Вправо-влево,

Назад – вперёд.

З. Агранович

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики! (Энергичные движения плечами)

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали, (приседания, прыжки на месте)

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

З. Агранович

«Пчёлка»

Прилетела к нам вчера (махи ладонями)

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк, (загибать по одному пальцу)

Два жука и стрекоза –

Как фонарики глаза. (круги из пальцев и поднять к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. (уронить ладони на стол)

Н.Нищева

«Паучок»

-У тебя, скажи, паук, (поочерёдное соединение пальцев правой и левой рук)

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

-Когда лапы по дорожке ходят – (перекрестить ладони, «походить» по столу (пальчики – лапки паука)

Это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки. (перекрестить ладони, «походить» по столу (пальчики – лапки паука).

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их как руки.

И. Лопухина

 

21. Игровое задание «Посмотри и скажи, где находится насекомое».

Задачи:

-развивать зрительно-пространственное восприятие;

-развивать зрительное внимание.

Задание: взрослый предлагает детям посмотреть и назвать, где находится божья коровка (на листе, под листом, справа, слева, внизу, вверху и т.д.)

22. Зрительная гимнастика

Задачи:

-снимать напряжение глаз;

-развивать зрительно-пространственное восприятие.

«Бабочка».

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Комарик».

Комарик летает, (вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)

Летает, летает.

Где сесть не знает: (прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел).

З-з-з-з-з-з-з.

Хлоп! (хлопают правой ладонью по левой).

«Мотылек».

Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.

«Паучок».

Пау - пау – паучок (дети вытягивают перед собой паучка на палочке)

Паутиновый жучок.

Он на веточке сидел

Да на солнышко глядел. (фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)

Паутинку натянул,

Покачался и уснул. (закрывают глаза, опустив паучка вниз)

Здравствуй, здравствуй, солнышко,

Солнышко – колоколнышко!

(быстро моргают глазами)

«Стрекоза».

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки).

Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту).

Ну, совсем как вертолет (по большому кругу).

Мы летаем высоко (смотрим вверх).

Мы летаем низко (смотрим вниз).

Мы летаем далеко (смотрим по большому кругу).

Мы летаем близко (смотрим по малому кругу).

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

23. Игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения

«Сороконожка»

Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

( трясут другой ногой).

И потопаю потом

( дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

(дети качают головой).

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчики на левой руке.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши.)

Ох, считать, не сосчитать!

(Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

(Считаем пальчики на правой руке)

Даже мудрая пчела

(Машем руками «крылышками».)

Сосчитать бы не смогла!

«Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре-полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

«Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)


 

«Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

«Божьи коровки»

Мы божьи коровки - (прыжки)

Быстрые и ловкие! (бег на месте)

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдём (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим! («летим» на свои места)

Заключение

Использование в своей работе данного методического пособия позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, познавательными.

Лэпбук «Насекомые» вызывает у ребёнка живой интерес, является прекрасным наглядным и демонстрационным материалом, а также позволяет оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, имеющих недостаточно расширенные представления по данной теме и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Список литературы

«Я познаю мир: детская энциклопедия»/Сост. Л.А. Багрова. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

«Моя первая книга о природе» С. Ильин «АСТ-ПРЕСС», 2015

«Развиваем познавательные процессы» Федина О.В., Федин С.Н. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2003

«Тренируем внимание» Румянцева Е.А. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2011

«Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Издательство Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2001

«Психогимнастика» М.И. Чистякова / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990

«Мир детских эмоций». Н.Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития /Академия Холдинг, 2001

[https://www.liveinternet.ru/users/mirinba/post261422404]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.