Лэпбук для старшей группы ДОУ своими руками «Вправо-влево, вверх-вниз. Учимся ориентироваться в пространстве»
Аудитория: старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группа, 5 – 7 лет).
Актуальность: Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают «право» и «лево». Эти же трудности возникают и на пороге школы: дети с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, не могут выполнить инструкцию педагога отступить вправо, влево и тд. А далее, снежным комом, возникают ошибки при чтении, письме, и даже математике. В итоге: страдает общая успеваемость, снижаются оценки за плохой почерк и неаккуратное ведение тетради. Но самое важное, это чувство неуспеха, снижение желания учиться.
Цель: развитие пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики.
Задачи:
- Формирование и закрепление у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов.
- Формирование и закрепление у детей умения ориентироваться на плоскости листа.
- Формирование и закрепление у детей слухового сосредоточения и координации «ухо – рука»
- Формирование изакрепление у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз – рука»
- Развитие способностей к ориентации в трёхмерном пространстве (техника оригами)
- Развитие способности выделения фигуры из фона.
- Развитие мелкой моторики.
Каждая задача представлена в лэпбуке либо игрой, либо игровым упражнением. Некоторые игры требуют помощи взрослого.
Содержание лэпбука:
Формирование у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов
«Весёлые стихи»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
На полянке два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
И тд
«На зарядку становись!»
(подвижная игра) (вариант: «Непослушный спортсмен», «Зеркало»)
Карточки со схематичным изображением человечков в разных позах.
Цель: закрепление представлений о схеме тела.
Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа.
Игра «Муха»
Цель: учимся ориентироваться в пространстве листа, закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», развитие внимания
«Где право? Где лево? Разукрась»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие внимания.
«Выложи узор»
Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
Формирование у детей слухового сосредоточения и координации «ухо – рука»
«Графический диктант»
Цель: формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.
Карточки с пошаговой инструкцией, на другой стороне карточки - рисунок,
что бы ребёнок смог сам себя проверить (коллекция пополняется)
Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз – рука»
«Копирование образца»
Карточки с рисунками (коллекция пополняется)
Цель: тренировка зрительно-моторной координации
«Лабиринт»
Карточки с лабиринтами разной сложности (коллекция пополняется)
Цель: закрепление умения детей ориентироваться на плоскости, развитие внимания, зрительного сосредоточения.
Развитие способностей к ориентации в трёхмерном пространстве (техника оригами)
Волшебный мир оригами
Карточки с заданиями в технике оригами. Рядом листы цветной бумаги для поделок
Развитие способности выделения фигуры из фона.
«Найди, кто спрятался»
Цель: развитие восприятия
Карточки с заданием, где надо увидеть образ за маскирующей сеткой линий и заштриховать его.
Развитие мелкой моторики.
«Умелый карандаш»
Цель: развитие тонкой моторики.
«Тактильные ладошки»
На обратной стороне лэпбука изображение двух рук (правой и левой), стрелки (право и лево).
Цель: наглядное определение (примеры) понятий «правое» и «левое»
Список используемой литературы:
- О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова «Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет» М.,2007
- А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова «Изучаем пространство с нейропсихологом» М., 2010
- М.А.Семнова «Не путаем «левое» и «правое» М.,2017
- Интернет ресурсы
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!