Занятие в подготовительной группе «Лепка. Чайная посуда»
Лепка. Подготовительная группа ДОУ.
Тема: Лепка чайной посуды: чайник, блюдце, чашка.
Цель: развивать приемы работы с пластилином, закреплять умения поэтапно вести работу,
планировать свою деятельность; развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема
и форму, умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческие
способности; воспитать аккуратность, усидчивость, терпение в работе.
Материалы и оборудование: чайный сервиз, пластилин, доски для лепки, стеки.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, мы с вами на протяжении трёх недель разговаривали о чайной посуде, чайнике…; узнали много нового и интересного. Перед вами стоит набор для чаепития. Как он называется? ( ответ детей:- Чайный сервиз).
Воспитатель: – Правильно, молодцы. Посмотрите, наш чайный сервиз очень красив. Давайте опишем его. Чем вам понравился сервиз? ( Ответы детей) . Какие предметы входят в состав сервиза ? ( ответы детей). Какие они красочные! Как вы думаете, из какого материала изготовлен сервиз? (фарфора, глины, керамика-выбрать правильный ответ).
Воспитатель: - Сегодня ,ребята, мы с Вами попробуем слепить чайный сервиз из пластилина, для нашего кукольного уголка, украсим его по-разному.
Воспитатель:- Приступим к лепке. Для лепки чашки сначала возьмём половинку бруска пластилина, создадим форму шара, в которой делаем углубление указательным пальцем или каким – либо вспомогательным предметом (стекой). Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Нужно так вытягивать пластилин, чтобы стенки сосуда получились одинаково тонкими. Сглаживаем и выравниваем край пальчиками по кругу. Для изготовления ручки нужно скатать верёвочку (жгутик) на доске и прикрепить её к полученному сосуду. По желанию можно сделать форму чашечки разной: вытянуть полученный сосуд или сплющить ; дно чашечки сделать большим или маленьким. Готовую чашку можно украсить (воспитатель показывает образец). Вспомните, какие мы с вами раньше рассматривали картинки с изображением сервизов или какие есть у вас дома, по цвету , по форме, по дизайну….
Физминутка.
К нам пришла Федора,
(ходьба на месте)
Не хозяйка, а умора,
(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)
Выпачкала всю посуду,
(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)
А потом кричит: «Не буду!».
(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)
Кофейник, чайник и стакан,
(наклоны головы в стороны)
Давно не видывали кран,
(наклоны головы вперёд)
Сахарница, блюдце, вилка,
(наклоны головы в стороны)
Ковш, молочник и бутылка,
(наклоны головы вперёд)
Бокал, маслёнка, самовар,
Как будто приняли загар.
(«вытирают» лицо ладонями в стороны)
Блюдо, перечница, солонка
(наклоны головы в стороны)
Плачут в углу тихонько.
(«собирают слёзы» в ладошку)
Скорей бежим к водице,
(бег на месте)
Чтобы попить, умыться.
(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)
Воспитатель: -Чайник лепим аналогичным способом. Только берем целый 1 брусок пластилина и создаем исходную форму ( по желанию, кто какую для себя выбрал): большой шар, конус или цилиндр. Делаем углубление и начинаем равномерно увеличивать форму, образуя полый сосуд. При этом стараемся сохранить заданную форму и равномерно вытянуть стенки. Теперь берём второй брусок пластилина, делим его на 2 части. Из отдельных кусочков пластилина лепим ручку, крышку, подходящую к отверстию, и подставку в виде диска ( воспитатель показывает , смотрит за действиями детей) . Украшаем чайник и чашку одинаково, чтобы они составили комплект, а в последствии сервиз ( для образца показывает поделки нескольких детей).
Воспитатель:- Дополняем сервиз блюдцем. Оно лепится по –другому. Смотрите, от большого куска отрезаем маленький кусочек, раскатываем его в жгут, соединяем концы и получаем кольцо. Делаем несколько таких колец, но так чтобы следующее кольцо было чуть– чуть больше предыдущего. Соединяем, составляем кольца одно на другое. Расплющиваем кольца аккуратно пальчиками, чтобы жгутики преобразовались в пластину одинаковой толщины. Затем пальчиками , путем равномерных нажимов на пластилин, разглаживаем поверхность блюдца, чтобы она была гладкой, ровной. Выравниваем края блюдца, регулируем углубление. Украшаем блюдце также как чайник и чашку.
Подведение итогов:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, какие красивые сервизы у вас получились. Давайте поставим их на выставку, а вечером покажем вашим родителям. Молодцы!
Спицына Любовь Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна