Методическая разработка интеллектуальной игры «Лесные игры разума»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа
Районный этап областного конкурса средств наглядной агитации и пропаганды по защите Брянского леса в 2021г.
Номинация: Методические разработки «Мы любим лес!»
Методическая разработка интеллектуальной игры
«Лесные игры разума»
Авторы: Ковалева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы; Клецков Игорь Михайлович, учитель ОБЖ
с. Каменский Хутор, 2021
Цель игры: воспитывать любовь и бережное отношение к лесу, к родному краю; рассказать о роли леса в жизни человека; учить правилам поведения в лесу; раскрывать творческие способности учащихся; умение нести ответственность за свои поступки.
Задачи:
углубление знаний обучающихся о лесной экосистеме, о значении леса в жизни человека;
воспитание бережного отношения к природе;
Описание игры: Игра состоит из трёх раундов и суперигры. Вопросы составляются по теме, близкой к деятельности пришедшего гостя (эрудированного ученика). Игроки приглашаются на сцену. Первым приглашается знаток леса из учеников. Ведущий кратко описывает его эрудированность, привычки. Игрок садится за игровой стол спиной к сопернику. После того, как первому игроку будет задано 6 вопросов, право хода переходит более опытному игроку из числа родителей или учителей, которому также задается 6 вопросов.
Предварительная подготовка: Из класса путем общего голосования выбирается самый эрудированный игрок- знаток леса. Его оппонентом становится более опытный игрок из родителей или учителей. Изготавливаются денежные купюры номиналом в 1000 р.: на лицевой стороне каждой купюры- изображение здания школы, на обратной стороне- лес.
Детям заранее дается задание: изобразить на рисунках проблемы леса.
Оборудование: выставка рисунков учащихся; репродукции картин, книги о лесе, запись звуков в лесу.
Формы проведения: индивидуальная и общеклассная.
Участники: 7 класс, родители, педагоги.
Ход мероприятия
Учитель: (на фоне записи звуков в лесу). Вы, наверное, поняли, что мы будем говорить сегодня на нашем внеклассном мероприятии о лесе: о его красоте, о том, какой враг есть у леса.
Вступительное слово. С древнейших времен лес обеспечивал человека пищей, кровом и одеждой. Несмотря на это он всегда оставался источником множества опасностей, о чем наши предки никогда не забывали. Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом – лесом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок. Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить ее без величественных лесов, без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Итак, начинаем… (учитель перед каждым раундом объясняет правила)
Первая играУчитель: Каждому участнику предлагаю пять вариантов ответа на следующие шесть вопросов. Правильный ответ на каждый из вопросов добавляет игроку 1000 р. (условно) на его счёт. Вначале на вопросы отвечает приглашённый игрок, затем опытный эрудит. Если игрок отвечает на какие-то вопросы неправильно, позднее эти вопросы адресуются эрудиту, причём количество вопросов не увеличивается.
1 раунд:
Учитель: Перед вами название деревьев, типичных представителей леса: Берёза, лиственница, ель, осина, сосна.
Вопросы для 1 игрока:
1. Из какого дерева делают пианино? (ель)
2. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёза)
3. Из какого дерева делают спички? (осина)
4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)
5. Это дерево-ценный источник для изготовления витаминов. Назовите это дерево. (сосна)
6. У какого дерева ствол белый? (берёза)
Вопросы для 2 игрока:
1. Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? (лиственница)
2. Из какого дерева американские индейцы делали лодки? (берёза)
3. Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей области? (сосна)
4. Дерево, которое первым желтеет (берёза)
5. Щеточкой растут короткие иголочки. (ель)
6. Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (осина)
Подведение итогов по результатам 1 раунда (подсчёт заработанных «денег»).
Вторая игра (2 раунд). Учитель: Второй раунд аналогичен первому раунду в «Играх разума».
Первый вопрос раунда всегда задаётся гостю (игроку). Все вопросы в этом раунде без вариантов ответа. Если игрок отвечает верно, то в банк добавляется 1000 р. (условно) и ему предлагается выбор: перевести деньги из банка на свой счёт и передать ход сопернику или отвечать дальше. Чем больше сумма банка, тем сложнее становятся вопросы. В случае же неправильного ответа игрок теряет как и право хода, так и возможность получить деньги из банка - они автоматически переходят на счёт соперника. Также игрок имеет возможность отказаться отвечать на вопрос и переадресовать его сопернику, отдав ему право пополнить банк в случае его верного ответа. При этом соперник, которому адресован вопрос, может не отвечать на пропущенный вопрос и продолжать отвечать. По истечении времени раунда деньги из банка автоматически переходят на счёт активного игрока.
Вопросы для 2 раунда (длительность – 10 минут):
1. Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
2. Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.
3. Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
4. Какое дерево называют деревом лентяев? Кокос. Его плоды, созревая, падают на землю сами.
5. Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? Листья ольхи.
6. Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
7. У какого растения сережки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? Ива.
8. Какое растение известно нам по зимним веточкам? Оно не вечнозеленое, но имеет шишечки. Ольха.
9. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
10. Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
11. Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
12. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.
13. У какого дерева самые длинные иголки? У североамериканской болотной сосны.
14. Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.
15. Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели»? Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в березовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца.
16. Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? Железное дерево.
17. Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.
18. Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
19. Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
20. В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
Подводят итоги раунда.
Третья играУчитель: Тема данной части игры определяется гостем на своё усмотрение перед её началом. Мы взяли тему «Животный мир леса».
Игрокам нужно угадать правильные ответы на вопросы (некоторые из которых могут иметь не один ответ), которые зрители в зале видят на экране. При этом данные ответы спрятаны от игроков. У каждого из них будет всего по 10 секунд на поиск ответа путём перечисления, начиная с гостя. Если гость не называет правильного ответа в течение 10 секунд, эрудиту также даётся 10 секунд на ответ. Затем на следующий вопрос пробует ответить сначала эрудит, затем гость. Тот, кто правильно угадывает загаданный ответ, получает 1000 р. на свой счёт.
Вопросы 3 раунда:
1. Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан, свинья)
2. А это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле это не так. Оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, умеет лазать по деревьям и прекрасно плавать. (бурый медведь).
3. Этот лесной зверек с пушистым хвостом очень быстрый и проворный. Ловко умеет прыгать по веткам деревьев, очень любит орехи и семена шишек ели или сосны. (белка).
4. Этот зверек похож на белку, только меньше ее. Уши у него короткие, без кисточек. На спине и по бокам черные полосы, расположенные вдоль тела. Кто это? (бурундук)
5. Зверек с очень ценным мехом. Этот хищник – враг белок, потому что ведет ночной образ жизни и в то время, когда белка спит в своем гнездышке, может подобраться к гнезду и схватить спящее животное. (куница)
6. Хищница, внешне похожа на кошку, но гораздо крупнее. Свою добычу подстерегает в засаде, а увидев поблизости – бесшумно подкрадывается и прыгает на нее. (рысь)
7. Хищная птица, которую в народе называют «лесной кошкой». (сова)
8.Самый лучший певец в лесу. (певчий дрозд)
9. Назовите лесную птицу, которая способна ловко передвигаться по стволу деревьев вниз головой. (поползень)
10. Эту птицу называют «лесным доктором». Сильными ударами своего клюва она способна разбить кору деревьев и извлекать из-под коры различных насекомых и их личинок. (дятел)
По итогам трёх раундов, игрок, набравший большее количество денег, выходит в суперигру, а его соперник уходит ни с чем.
СупериграУчитель: В финале на кон ставится сумма, равная удвоенному результату победителя. «Деньги» располагаются перед игроком в счётчике для банкнот. В нашем случае- это учитель математики, отсчитывающий условные купюры. После того, как ведущий даёт категорию и первую подсказку к загаданному ответу, запускается «деньгопожирательный автомат», который в течение 10 секунд «съедает» пятую часть выигрыша. Пока финалист не остановит автомат словом «стоп» и не даст ответ, ведущий будет продолжать давать подсказки, и автомат вновь будет уничтожать выигрыш по 20% от изначальной суммы каждые 10 секунд. Если ответ оказывается верным - финалист забирает всю сумму, оставшуюся перед ним.
1 подсказка. Чтобы уберечься от клещей и иных насекомых, желательно, надеть шапку или панаму, куртку или свитер с длинными рукавами, плотные штаны, их следует заправить в обувь, лучше обуть резиновые сапоги. Также нужно воспользоваться специальными кремами и мазями от укусов насекомых.
2 подсказка. Обязательно иметь при себе запас воды, хотя бы на сутки. Не стоит забывать о средствах личной гигиены.
3 подсказка. В полдень встаньте спиной к солнцу, ваша тень будет указывать на север, восток окажется по правую руку, а запад – по левую. Следуйте указаниям специалиста МЧС.
4 подсказка. Не ходите в лес одни, только со взрослыми;
возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
вернуться из леса надо до наступления темноты
5 подсказка. Оповещайте родных и близких о своём уходе на «природу». О чём идёт речь? (О правилах поведения в лесу)
Используемая литература
1. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России. "Лесной бюллетень", № 8-9 1998 г.
2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001;
3. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Самыгин С.И. и др. (1996)
4. Школа выживания в природных условиях. Ильин А.А. (2003)
5. Н. М. Истратова. “Когда окончены уроки”. БГПИ им. ак. И.Г.Петровского. 1991.
Электронные ресурсы:
https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-lies-nashie-boghatstv.html
https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-lies-nashie-boghatstv.html