Методическая разработка «Летняя математическая школа» (4–10 класс)
Метельская Татьяна Александровна – учитель математики высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицей № 7 г. Саяногорска
Летняя математическая школа
Содержание.
1.Введение.
1.1.Задачи ЛМШ.
1.2.Комплектование ЛМШ.
1.3.Организация учебной работы.
1.4. «М-шата».
1.5. Отряд старших школьников.
1.6.Математическая регата.
2. Заключение.
3.Литература.
Введение.
Интеллект является достоянием нации. Разыскать таланты, помочь им раскрыться и подготовить их к овладению вершинами профессиональной деятельности – это стратегическая задача для страны. В решении этой задачи большая роль отводится школе.
В последние годы российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности мышления, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодёжи»1.
Одной из форм реализации этой задачи являются также летние математические школы.
На кафедре математики Лицея №7 города Саяногорска было принято решение о создании летней математической школы (ЛМШ), как одной из форм образовательной и оздоровительной деятельности творчески одаренных детей в период летних каникул.
Целесообразность этого решения обосновывается тем, что обучать математике, воспитывать математическую культуру можно не только на уроках математики, но и через систему внеклассных мероприятий, одной из составляющих которой может стать ЛМШ, где можно эффективно организовать взаимодействие учителей и учащихся, используя формы обучения с элементами соревнования и игры.
1 Фурсенко А.А. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».- М., 2004, с.18.
- Повысить познавательную активность учащихся;
- Пробудить интерес школьников к новым знаниям и новым научным достижениям, показать им красоту и изящество научной формы мышления, расширить их кругозор и рассказать о современных научных достижениях.
-Организовать различные виды учебной деятельности в группах вне классно-урочной системы.
- Формировать навыки решения олимпиадных задач.
- Углубить знания учащихся в некоторых разделах математики.
1.2.Комплектование ЛМШ.
ЛШ для учеников 4-6 классов создается при летнем пришкольном лагере (М-шата), для учеников 8-9, 9-10 классов формируются самостоятельные отряды.
Комплектование отрядов осуществляется в первую очередь из победителей и призеров предметных школьных, городских олимпиад, призеров конкурса «Кенгуру» и других математических конкурсов, проводимых в школе и городе.
1.3.Организация учебной работы.
Продолжительность смены летней математической школы 12-18 дней.
Деятельность учащихся организована по следующей схеме:
- ежедневно проводятся 3 занятия по 40 минут в отряде младших школьников;
-оставшееся время по плану работы лагеря;
- 4 занятия по 40 минут в отряде старших школьников;
- при выборе формы и методов работы приоритетными являются оздоровительная и образовательная деятельность. Значительное место и время отводится соревнованиям по предмету: математическим боям, олимпиадам, регатам, конкурсам по решению задач, а в младших классах – разнообразным математическим играм. Темы подбираются так, чтобы по возможности не дублировать школьную программу.
Занятия в ЛШ ведут учителя математики и информатики высшей и первой категории.
1.4. «М-шата».
«М-шата» - это отряд младших школьников(4-6кл), сформированный из победителей и призеров школьных олимпиад, конкурса- игры «Кенгуру», а также из учеников, проявляющих интерес к математике. Обучение учащихся дифференцировано по степени подготовленности, но при этом во главу угла ставится обучение не фактам, а идеям и методам их применения.
Кроме занятий математикой, «М-шата» путешествовали в электронный мир головоломок, логических игр, которые были специально подобраны для ЛШ.
План занятий отряда «М-шата» (4-6 кл)
Июнь
4 июня. 1.Числовые ребусы. Головоломки.-2ч.
2. Мир головоломок - занятие в компьютерном классе.-1ч.
5 июня. 1.Четность.-2ч.
2.Спички детям не игрушка. (Задачи со спичками).-1ч.
6 июня. 1. «Одним росчерком»-1ч.
2.Командные бои по разгадыванию ребусов.-2ч.
7 июня. 1.Задания на тренировку внимания.-1ч. - компьютерный класс
2. Задачи на переливания.-2ч.
8 июня. 1.Взвешивания.-2ч.
2. Геометрия на клетчатой бумаге.-1ч.
11 июня. Математическая регата.-3ч.
13 июня.1.Голая логика. (Логические задачи).-2ч.
2. Логические игры.-1ч. - компьютерный класс. (Конкурс)
14 июня. 1.Принцип Дерихле.-2ч.
2.Задачи игры «Кенгуру»-1ч.
15 июня. Лично-командная олимпиада.3ч.
1.5.Отряд старших школьников.
Занятия в отряде старших школьников (9-10кл) отличаются большей продолжительностью, тематикой, формами и методикой проведения.
Вот некоторые из тем, рассмотренных в ЛШ: «Техника счета», «Логические задачи», «Круги Эйлера», «Квадратный трехчлен и параметр», «Самый простой способ решения непростых неравенств», «Уравнения и неравенства с модулем», «Проекты и исследования», «Вероятность в играх», «Огонь математических олимпиад» и т.д. Кроме того, старшие школьники учатся писать проектные и исследовательские работы, встречаются с выпускниками Лицея, победителями и призерами республиканских олимпиад, ныне студентами ВУЗов, учащимися ФМШ при НГУ.
Чтобы научиться решать задачи, надо их решать, поэтому в МШ проводится много различных математических соревнований: письменные и устные, личные и командные олимпиады, математические бои, регаты, аукционы. Наиболее понравившейся формой соревнования старшеклассников оказалась математическая регата.
1.6.Математическая регата.
Математическая регата является командным соревнованием. Состав команды 4-5 человек. Соревнование проводится в 3-4 тура. В каждом туре участникам предлагается решить 3 задачи. Решив и оформив задачу на листочке, команда сдает её на проверку жюри.
Особенности задач регаты:
- решение их краткое;
- задачи одного тура должны быть одинаковой сложности, но на разные темы;
- сложность задач от тура к туру должна возрастать.
Время каждого этапа заранее оговорено, оно колеблется от 10 до 25 минут. Число баллов за правильное решение задачи на каждом этапе одно и тоже, но с каждым этапов увеличивается. Жюри проверяет работы после каждого тура, но результаты объявляются только после разбора задач. Если команда не согласна с результатами проверки, она может апеллировать к жюри, которое перепроверяет решение и вносит коррективы (если они есть) в итоги тура. В случае споров и разногласий окончательное решение принимает председатель жюри.
Победители и призеры определяются по наибольшему числу баллов.
Один из вариантов регаты 8-10 классов:
Математическая регата МШ Лицея №7
1 тур.10 минут.
1. Чему равно значение выражения:
КАНГАРОО +10000 АРОО – 10000 КАНГ?
2. Решить уравнение: = - х2 + 4х – 3.
3.Из сотрудников фирмы 16 побывали во Франции, 10- в Италии,6 – в Англии; в Англии и Италии – 5;в Англии и Франции – 6; во всех трех странах- 5 сотрудников. Сколько человек посетили и Италию и Францию, если всего в фирме работают 19 человек и каждый из них побывал хотя бы в одной из названных стран?
5 баллов за каждую задачу.
2 тур. 15 минут.
1.Доказать, что выражение – целое число.
2.Существует ли выпуклый четырехугольник, у которого срединный перпендикуляр к каждой стороне не пересекает противоположную сторону?
3.На чудо - дереве растут бананы и ананасы. За один раз разрешается сорвать с него 2 плода. Если сорвать 2 банана или 2 ананаса, то вырастет еще 1 ананас. Если сорвать 1 банан и 1 ананас, то вырастет 1 банан. В итоге на дереве остался один плод. Что это за плод, если вначале на дереве было 12 бананов и 13 ананасов?
Каждая задача 6 баллов.
3 тур. 20 минут
1.Решить неравенство:
2.До отхода поезда остается 2 минуты. Расстояние до вокзала- 2 километра. Если первый километр бежать со скоростью 30 км/ч, то можно ли успеть на поезд?
3.Александр, Борис, Виктор и Григорий – друзья. Один из них – врач, другой – журналист, третий – спортсмен, четвертый – строитель. Журналист написал статьи об Александре и Григории. Спортсмен и журналист вместе с Борисом ходили в поход. Александр и Борис были на приеме у врача. У кого какая профессия?
Каждая задача 7 баллов
Заключение.
Летняя школа служит важным звеном всей системы внешкольной работы с одаренными детьми.
Интеллектуальная и творческая атмосфера, повседневное сотрудничество и соперничество побуждают учеников к интенсивной работе. А учебные занятия ориентированы на их активность и самостоятельность.
Очевидный результат работы летней школы – поддержка, образование и развитие талантов, помощь в профессиональном самоопределении.
Литература.
1. Гаврилова Т.Д.Занимательная математика. - Волгоград: Учитель, 2006.
2. Никитин А.А., Силантьев И.В.Специализированное обучение: опыт 40 лет деятельности. – Новосибирск: Научное издание/НГУ, 2004.
3.Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми.- Волгоград: Учитель, 2007.
4. Рубанов И. ЛМШ: вчера, сегодня, навсегда…//Математика.-2007.-№15.
5. Фарков А.В.Внеклассная работа по математике. - М.: Айрис – пресс, 2006
6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В.Задачи на смекалку.- М: Просвещение, 2006