Выступление «Летняя математическая школа (из опыта работы)»
Летняя математическая школа
В современных условиях развития образования в России актуальным является создание условий для дополнительного образования подростков, ориентированного на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализацию личности.
Летние каникулы – яркий и много определяющий этап в жизни учащихся. Это в первую очередь – промежуток времени для оздоровительных мероприятий, активного отдыха от строго регламентированных учебных занятий, с другой стороны – время для осмысливания пройденного этапа обучения, выявления интересов к тому или иному учебному предмету.
Отсутствие тренировки, снижение интенсивности занятий в этот момент приводит к ослаблению приобретенных навыков и другим последствиям. Поэтому возникает проблема: как в летний период, не нанося вреда здоровью, не создавая перегрузок на нервную систему учащихся, учитывая их личную ориентацию, организовать учебную работу со способными учениками, сочетая ее со спортивными и культурно – массовыми мероприятиями.
В нашей стране получили достаточно широкое распространение такие краткосрочные формы дополнительного образования, как летние школы.
Вопрос о летних школах не является абсолютно новым. Опыт работы одной из первых летних школ изложен в книге известного академика А.Н. Колмогорова и др. «Летняя школа на Рубском озере». Известен опыт работы вологодской ЛМШ, который описан в книге Ю.В. Ломакина, Г.П. Артемьевой и др. «Летний математический лагерь в Юрово». Некоторые вопросы, связанные с организацией летней школы, освещены в статье Л. А. Басова, М.А.Шабурина, Л.А.Эпштейна «Летняя физико-математическая школа в Карелии».
Для решения этой проблемы в нашей школе создаются летние школы, охватывающие самые разные направления.
1.«Школа экспериментов»- 6 класс
Направление работы: развитие познавательного интереса к естественным наукам
2.Спортивно-туристическая школа «Экстрим»-8 класс
Направление работы: повышение роли физкультуры и спорта в формирование ЗОЖ детей и подростков.
3.Лингвистическая школа-7 класс
Направление работы: привитие интереса к изучению различных языков.
4.Математическая школа-5 класс
В ЛМШ учащиеся, объединенные общим интересом к математике, могут сосредоточиться на занятиях любимым предметом в окружении столь же заинтересованных в этом вопросе ребят. Здесь учащиеся могут в полной мере проявить свои творческие способности, пуститься в «свободное плавание», где им представится возможность самостоятельно организовать не только процесс решения определенных, четко сформулированных задач, но и процесс формулирования самих новых задач, выявление того, что еще можно узнать об изучаемом объекте. Такое занятие очень важно для выявления индивидуальных особенностей психологии творчества.
В этом году занятия в МШ проводились по 3 направления;
1.Математические и логические задачи. Головоломки.
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Перед учителем стоит задача: научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Потому, что предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, есть люди способные развивать свое логическое мышление, не соприкасаясь с математикой, однако математика дает возможность делать это гораздо эффективнее и более непринужденно.
2.Робототехника.
Робототехника в школе – это отличный способ для подготовки детей к современной жизни, наполненной высокими технологиями. Знакомство с робототехникой необходимо, так как в нашей жизни присутствует множество различной высокотехнологичной техники. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и делает дальнейшее развитие технологий более стремительным.
3.Cuboro.
Деревянный конструктор «Куборо» способствует развитию пространственного воображения и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.
Цели и задачи программы
способствовать повышению уровня математической культуры учащихся и подготовка их к участию в предметных олимпиадах различного уровня, научно- исследовательской работе, прививать любовь и интерес к предмету;
способствовать формированию у учащихся алгоритмической культуры и навыков программирования;
развивать у учащихся интерес к математике, расширять кругозор;
развивать логическое мышление;
способствовать приобретению навыков сотрудничества и умений справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи;
способствовать, проявлению творческого подхода при решении поставленных задач
Программа летней школы математического цикла
№п\п | Содержание | Количество часов |
1. | В мире чисел. История арабских и римских цифр | 1 |
2 | Мой первый робот. | 1 |
3. | Математический бой. | 1 |
4. | Куборо-что это? | 1 |
5. | Реальная математика. Задачи решаемые с конца | 1 |
6. | Роботы в нашей жизни. | 1 |
7. | Куборо. Дорожки. | 1 |
8. | Задачи в сказках, рассказах и стихах. Математическая викторина | 1 |
9. | Час головоломок «Семь дощечек мастерства» (танграм) | 1 |
10. | Мой первый робот. | 1 |
11. | «В мире логических заданий». Знакомство с методами решения логических задач: таблицы, круги Эйлера | 1 |
12. | Куборо. Башня. | 1 |
13. | Состязание роботов. | 1 |
14. | Геометрия вокруг нас. | 1 |
15. | Числовые ребусы. | 1 |
16. | Куборо. Двойной кубик. | 1 |
17. | Чемпионат по «Куборо» | 1 |
18. | Турнир головоломок. | 1 |
19. | Креатив-бой «Считай. Решай. Отгадывай» | 1 |
20 | Математическое кафе. Заключительное занятие. | 1 |
За время работы школы было проведено много интересных занятий по разным направлениям: занятия по робототехнике и куборо, батлы, чемпионаты, математические викторины, креатив-бой, решение математических задач и головоломок .
Главное не в обучении математике как таковой, а изучение психологии творчества учащихся с тем, чтобы потом, во время учебных занятий, использовать потенциальные возможности каждого.