12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нилова Ольга Александровна731
"Я не знаю другого превосходства,кроме доброты". Учитель русского языка и литературы.Стаж работы 25 лет.Цель моей педагогической деятельности-развитие творческих способностей и орфографической зоркости обучающихся,привитие любви к родному языку.
Россия, Рязанская обл., с.Польное Ялтуново
2

Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и внеклассных мероприятиях по предмету»

Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы и внеклассных

мероприятиях по предмету.

  В настоящее время необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся.

  Обновление работы школы рождает много учительских открытий, больших и малых, важных для самого учителя и общеинтересных.

  Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю- словеснику активные формы обучения.  

  Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

  Учитель стремится реализовать свое право на творчество, ищет конкретные пути обновления урока, улучшения результатов обучения и воспитания.

  И все это в далеко не простой обстановке потока новых и возвращенных к жизни литературных имен, художественных произведений, литературоведческих публикаций, столкновения мнений, неоднозначности оценок.

  Просветление души - вот как расценивают влияние учителя литературы ученики. Лучшие учителя создают целостную систему нравственного воспитания и эстетического развития учащихся средствами художественного слова, и каждый урок литературы - неотъемлемая часть этой системы. Талант учителя, педагогическое мастерство и проявляется в умении выбрать время и место на уроке, чтобы ненавязчиво поделиться своими мыслями и чувствами,"высветить" сложную проблему через один интересный эпизод, подвести учеников к желанию самостоятельно поработать над поставленным вопросом, читать и перечитывать текст.

  Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма реализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

  Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагает активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

  Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы.

  В своей практике использую разнообразные приемы развития речевого творчества, умение грамотно и эмоционально высказывать свои мысли, опираясь на "сотворчество" при чтении и осмыслении произведения. В процессе вдумчивого чтения и активного обсуждения художественного текста воспитывается читательская культура школьников, внимание к слову, самостоятельность суждений.

  Сочетание устных и письменных сочинений - один из приемов системы работы по развитию связной речи. Так, пятиклассники тренируются в составлении устных рассказов по рисункам, делятся интересными историями из жизни, продолжают рассказ по данному началу.

  Особое внимание на уроках необходимо также уделять культуре устного общения. Причем, это должно быть не только напоминание о "волшебных" (вежливых) словах, о"формулах" речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, извинения),но и предлагаемые ситуации ,характерные для реальной речевой практики (обращение с просьбой к незнакомому человеку в транспорте или на улице, телефонный разговор), отбор языковых средств, уместных для данной конкретной ситуации.

  В системе работ по развитию речи важное место занимает творчество самих ребят. Это могут быть рассказы, сказки, этюды, очерки, стихи.

  Так, в 6 классе после изучения творчества А.П.Чехова, М.М.Зощенко, ребятам было предложено попробовать себя в роли писателей-юмористов. Для ребят особенно трудным является сочинение собственных рассказов, когда они самостоятельно должны найти тему, без посторонней помощи собрать необходимый материал, придумать композицию рассказа и его речевое оформление. Думаю ,учащиеся справились с этим заданием. В рассказах детей были и юмористические сюжеты, и смешные герои, присутствовали средства и приемы создания комической ситуации.

  Результаты детского творчества - сочинения, стихи, рисунки помещаются в уголке под названием "Наше творчество".Наиболее интересными являются этюды о природе, сочинение-рассуждение "Что такое счастье?","Как я помогаю дома", стихотворения "Другу", "Лесные жители".

  Вырабатывать самостоятельный взгляд на литературные явления, умение личностно оценивать произведения литературы и искусства, помогает делать сопоставительный анализ художественных произведений, который учит видеть развитие главных проблем в творчестве писателя, понимать сущность творческих направлений, выявлять особенности языка и стиля художника слова.

  Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы , рассчитанные на один урок или часть урока. Они дают возможность ученику чаще высказывать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание к художественной детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

  Неоднократно замечалось, что поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" трудно воспринимается учащимися. Вчитаться в текст поэмы, ощутить богатство, разнообразие и емкость художественных деталей помогают небольшие сочинения. Это может быть письменный ответ на вопрос (Какие эпизоды из детства Павлуши Чичикова вам особенно запомнились? Что вас удивило в обстановке дома Манилова? Как, по-вашему, относился к Чичикову Ноздрев? Добр ли Манилов?),анализ портрета героя (Что можно сказать о Собакевиче по его портрету? Раскройте ваше отношение к нему. Покажите ,какими средствами Гоголь достигает такого впечатления).

  Коллективное обсуждение работ, рецензирование, обмен мнениями, повторное чтение "загадочных" мест приближают учащихся к пониманию внутреннего мира героев Гоголя.

  Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

  Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают стимул и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли (Что произойдет в доме Фамусова после отъезда Чацкого? Какой вам представляется судьба Евгения Онегина? Возродиться ли Раскольников для новой жизни?).

  Проявляя доверие и уважение к ученикам, учитель привлекает их к составлению тем сочинения, организует коллективное обсуждение и уточнение формулировок тем ,помогает определить их границы, рекомендует литературу.

  Темы, предложенные для домашнего сочинения после изучения творчества А.С.Пушкина:"Моя первая встреча с Пушкиным","Лицейские друзья Пушкина","Осень - любимое время года Пушкина","Михайловские рощи" Паустовского","За что я люблю стихи Пушкина."

  Постановка в сочинениях интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы.

  В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающей духовный мир ребенка.

  Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

  Например, учащимся 5 - 7 классов после поездки в Желанновский музей было предложено написать творческие работы: сочинения, рассказы, репортажи. Ребята с удовольствием отразили свои впечатления от поездки в музей.

  Учащиеся 8 класса, посетив Старо-Чернеевский монастырь, выразили свои чувства в рисунках, заинтересовались исследовательской работой, подготовили фотоматериал для школьной выставки.

  Несколько лет в нашей школе ведется курс "Основы православной культуры." Совместно с уроками литературы это способствует укреплению нравственных начал в душах детей, помогает им другими глазами смотреть на окружающий мир, учит добру, пониманию, состраданию.

  Выпуск литературной газеты, чтение и обсуждение книг, беседа о том, как развивать дар слова, - все это и многое другое у одних - останется светлой памятью о школе и учителе, а другим - действительно поможет найти свой путь в большую литературу.

  Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, педагог учит "мыслить с пером в руках",формирует творческую личность.

  От общей литературно-творческой подготовки школьников зависит, как правило, и успех таких событий в жизни школы, как конкурсы, олимпиады, литературные праздники и юбилеи.

  Решая проблемы нравственного воспитания через литературное творчество, мы учим школьников наблюдать, вдумываться в жизненные факты. Помнить слова М Горького о том, что "все великое и прекрасное в мире нашего творчества создано и создается из мельчайших наблюдений."

  Огромную роль в формировании гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями играет внеклассная работа по литературе. Использование в работе со школьниками различных форм и методов внеурочной деятельности :литературные вечера, спектакли, конкурсы; исследовательские и проектные работы; литературное краеведение, работа кружков и школьных музеев.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

  Традиционными стали литературные праздники, вечера, приуроченные к юбилеям писателей, конкурсы чтецов, инсценировки, литературно-музыкальные композиции, тематические классные часы по предмету.

  Так, к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина был подготовлен и проведен целый блок мероприятий: литературно-музыкальная композиция "Я сердцем никогда не лгу...",действующими лицами которой были ведущие, поэт, актер Качалов, мать поэта, сестра, любимая.Сценарий создавался в результате совместных раздумий учителя и учащихся.Конкурс чтецов по стихотворениям С.Есенина; заочная экскурсия по малой родине поэта; конкурс школьных и районных сочинений по творчеству С.Есенина.

  Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества.

  Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки, и внеклассные мероприятия по предмету.

  Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

  Очень важно поддерживать творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой: доверием и интересом к ученику. И в этой связи общение учителя и ученика - это прежде всего духовный контакт, дефицит которого особенно остро ощущает школьник.

Общение - это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства; урок Свободы, где каждый может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого - то.

  В школьнике нужно увидеть прежде всего то, что его отличает от других. Не безликого "учащегося",а думающего, творчески мыслящего ученика. Только в этом случае можно надеяться на то, что уроки словесности помогут юному человеку достойно выйти в жизнь, не растеряв человечности и нравственности.

  Отношение учителя к результатам детского творчества - тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создается детьми. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные отношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполнение заданий с поставленной творческой задачей.

  Необходимо помнить главное:"Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов."

Использованная литература:

1.Громцева С.Н.Поиск новых путей: Из опыта работы. - М.,1990.

2.Бершадская Н.Р., Халимова В.З.Литературное творчество учащихся в школе. - М.,1986.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.