12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Потеряхина Ирина Павловна36
1

Статья «Нестандартный урок, как метод развития творческих способностей и интереса учащихся к физике»

Нестандартный урок, как метод развития творческих

способностей и интереса учащихся к физике.

Наше будущее - наши дети: оно будет таковым, каким захотят видеть его наши потомки. Поэтому формированию личности уделяется большое внимание. И особую роль играет школа, поскольку процесс воспитания и обучения охватывает всех без исключения детей ежедневно.

При организации процесса обучения, педагог выступает как организатор мыслительной деятельности учащихся, а учащиеся как активные участники процесса познания. В этой ситуации учитель должен владеть психолого-методологической основой, быть творческой личностью.

В основе современной системы образования лежит обучение мышлению. Для этого нужно систематически и целенаправленно формировать познавательный интерес учащихся.

С точки зрения психологии выделяются следующие уровни развития интереса.

Интерес-любознательность, соответствует рефлексу «Что такое?». Он связан с эмоциями удивления, любопытства, проявляется ярко, но неустойчив.

Аффективный интерес, сильное эмоциональное состояние, тоже нестабилен.

Интеллектуальный интерес, отличается большой осознанностью, устойчивостью, но если будут трудности, может ослабнуть, даже исчезнуть.

Творчески-волевой интерес, высшая стадия развития, на этом этапе интерес становится чертой характера.

Реальной задачей учителя в условиях массового классно-урочного обучения, является формирование познавательного интереса, как минимум до третьего уровня.

С физиологической точки зрения: «Интерес связан с возникновением в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, и поэтому всё, воспринимаемое человеком, усваивается им быстро и прочно»

Интерес также оказывает положительное влияние на работоспособность учащихся, учение без интереса - одна из главных причин утомляемости, составляет 60%.

Источники стимулирования интереса.

Во-первых, содержание материала. Новизна темы, показ практической значимости получаемых знаний.

Во – вторых, правильная организация учебно-познавательной деятельности, разнообразие форм работы, методов и приёмов.

В-третьих, личность учителя: эмоциональность, увлечённость своим предметом, профессионализм.

Но какие бы уникальные методики учитель не использовал, если не будет сформирован положительный эмоциональный фон по отношению к познавательной деятельности и к самому учителю, он не проявит результативности. А этот фон создаётся из урока в урок, пока не станет устойчивым.

Нужно ещё учитывать и возрастные особенности школьников.

У учащихся среднего школьного возраста интерес избирателен. Подростки критически относятся ко всему процессу обучения. Здесь нужно расширить объём их самостоятельной деятельности, используя методы самоконтроля и самооценки.

У старшеклассников проявляется склонность к той или иной деятельности. Здесь интерес эффективнее стимулировать методом показа практической значимости, оригинальностью и разнообразием содержания образования.

Работая над проблемой «Активизация познавательной деятельности, как средство повышения качества обучения», я пришла к выводу, что одним из способов является нестандартный урок физики. Без сомнения можно утверждать - нестандартные формы проведения уроков значительно повышают познавательную активность учащихся, поддерживают стабильный интерес к учебной деятельности и способствуют лучшему усвоению программного материала.

Мною разработана серия таких уроков.

Обобщающие уроки идут во всех классах, как «Уроки знаний, творчества и фантазии».

На таких уроках успеваем заслушать защиту мини-проектов, составить кластеры по основным формулам и понятиям, сочинить стишки, разыграть сценку. Показать упражнение из комплекса ОФП и объяснить с точки зрения физики, делаем фоторепортаж и т.д. Нет границ фантазии учителя и школьников.

Один из таких уроков по теме «Давление в жидкостях и газах». Всем детям предлагается самостоятельно найти познавательную информацию, интересные факты, связанные с этой темой в области других наук (предметов), попробовать поставить опыты. В результате - неожиданно яркий урок: «присутствует» скелет человека (биология и медицина). Кружки «Напейся не облейся», шприцы, насосы, атрибуты альпинистского снаряжения (связали с географией).

Даже придумали и разыграли что-то подобное выпуску «Ералаш» под названием «Флюс». Конечно же такие уроки детей интересом к предмету, что способствует эффективности дальнейших уроков.

Снова внедряю когда-то популярную форму «Общественный смотр знаний». Это стало возможным в наше время, благодаря активности большей части родителей. Они хотят видеть успехи своих детей. Живое общение, совместное творчество, практическая направленность –это далеко не все плюсы такого урока.

Уроки-конференции приобрели другую «окраску»: школьники используют электронные ресурсы и выступления яркие, презентабельные. Совместные проекты, исследования: это даёт возможность проявить своё «Я», «Мы». На таких занятиях учащиеся принимают активное участие в ходе урока, вместе с учителем пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций вместе основной материал урока. Темы наиболее ярких совместных проектов: «Ядерная энергия - за и против» 11 класс, «Боль планеты», «Глаз и световые ощущения»-8 класс, «Солнце», «Время и мы» астрономия 11 класс.

Уроки в виде деловой игры по темам: «Сила трения», «Сила Архимеда», «Плавание тел» в 7 классе, способствуют возрастанию интереса к физике и ощутимо.

«Круглый стол» - эта форма урока приемлема в каждом классе. Я использую при изучении тем «Тепловые явления», «Электрические явления» в 8 классе, «Электрический ток в различных средах» в 10 классе.

Подготовка таких уроков требует кропотливой работы школьников, умелого ненавязчивого руководства со стороны учителя. И когда результат но «хорошо» или «отлично», можно с облегчением вздохнуть: ещё один этап по активизации познавательной деятельности, развитию интереса к предмету пройден.

Нестандартный урок свою функцию выполнил!

 

 

Список литературы:

1.http://u4isna5.ru/pedagogika/4-pedfizika/736-organizatsiya-urokov-fiziki-novykh-tipov

2.https://www.kazedu.kz/referat/129156/1

3.http://schooled.ru/lesson/physics/alternative/index.htm

4.Конспекты разработанных уроков физики из личной методической копилки

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.