12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воропаев Владислав Олегович128
Россия, Москва, Москва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 города Мичуринска








Внеклассное мероприятие

по русскому языку и литературе

«Лингвистическая викторина!»








Подготовил:

Учитель русского языка и литературы

Воропаев Владислав Олегович






2017 г.

Форма проведения мероприятия: лингвистическая игра.

Участники: учащиеся 6 классов.

Задачи внеклассного мероприятия:

развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

воспитывать потребность и умение работать в команде, подчиняться заданным правилам игры;

формировать культуру отношений в процессе соревнования.

Подготовительная работа и оборудование:

формирование команд;

подготовка команд;

подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;

секундомер;

Актуальность выбранной формы для проведения внеклассного мероприятия: учащиеся 12-13 лет продолжают испытывать потребность в игровой деятельности, поэтому антураж игры с определенными правилами, атрибутами позволяет компенсировать недостаток игры в обучении и общении, при этом идет воспитание потребности в знании русского языка за рамками школьного предмета.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Добрый день! Я рад приветствовать всех присутствующих на лингвистической викторине! Сегодня мы собрались здесь, чтобы проверить глубину ваших знаний в русском языке и литературе. В нашей игре участвуют команды (представление команд). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на наших уроках.

Начнём нашу игру с разминки. Вам нужно продолжить мои строчки:

На обед сыночку Ване
Мама варит суп в…(не в стакане, а в кастрюле)


Просит бабушка Аркашу
Из редиска скушать…(не кашу, а салат)


Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в…(не кастрюлю, а в чашку)

И в Воронеже, и в Туле,
Дети ночью спят на…(не на стуле, а на кровати)

На дорогах стало суше — У меня сухие… (не уши, а ноги)

В ползунках всегда одет
Спит в саду с пустышкой… (не дед, а братик)

Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят… (не мамы, а папы)

Куклам платьица, штанишки
Любят шить всегда…(не мальчишки, а девчонки)


Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…(не валенки, а босоножки)

Наберем цветов охапку
И сплетем сейчас мы…(не шапку, а венок)

На базар идут старушки
Покупать себе…(не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их…(не мяч, а шайбу)


У Иринки и Оксанки
Трехколесные есть…(не санки, а велосипеды)


На уроках будешь спать — за ответ получишь…(не пять, а два)


В следующем конкурсе вам нужно отгадать загадки или шарады. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.

Ответ: Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».

 

Кто части мотоцикла знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить.

Ответ: Рама - драма.


Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

Ответ: Елисей - Енисей.


С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.

Ответ: Стихия - стихи.


Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем -

Предприятье получаем.

Ответ: Рифма - фирма.


На церкви первая блестит,

И крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая,

Народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте

И за полчасика прочтёте.

Ответ: Глава.

Следующее задание называется «Художник все понял буквально» (командам раздаются карточки с изображением). К некоторым фразеологическим оборотам, имеющим переносный смысл, художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, т.е. в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните их значение. За каждый правильный ответ t1572705779aa.pngt1572705779ab.png команда получает 1 балл.

Ответ:

Стоять на часах – нести караул.

Сидеть под замком – сидеть взаперти.

Камень на сердце – так говорят о тяжёлом душевном состоянии человека.

С головой уйти (погрузиться) – целиком, совершенно отдаться чему-нибудь (каким-нибудь делам, занятиям).

Сидеть на шее – кого-либо обременять собой, заботами о себе.

Сесть в калошу – потерпев неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.

А теперь проверим, как справилась каждая из команд с этим заданием.

В следующем конкурсе команды продемонстрируют свою эрудицию и смекалку. Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Но! Время на решение ограничено! Будьте внимательны!

Вопрос: Язык гренландских эскимосов очень выразителен. Так, слово "окалуффик" означает "дом, где много говорят и где только один говорящий". А как мы называет такой дом? Ответ: Школа.

Вопрос: 8 июля 1999 года в британских магазинах появилась книга "Гарри Поттер и узник Азкабана". Однако продажа началась не с утра, а только в 15:45. А почему не с утра, а в 15:45? Ответ: Чтобы школьники не прогуливали занятия, отправившись в магазины.

Вопрос: Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга? Ответ: "Колобок".

Вопрос: В этом известном вам с детства произведении слово «за» повторяется 2, потом 3, потом 4, потом 5, потом 6 раз. А что это за произведение? Ответ: «Репка».

Вопрос: Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина? Ответ: Му-Му.

Вопрос: Это популярное растение родом из Южной Америки. В Европе не знали о его съедобных качествах и сажали это растение на клумбах для красоты. Итальянцы дали ему звучное название, что в переводе означает «золотое яблоко». Португальцы, попробовав «золотое яблоко», переселили это растение в огород. Ответ: помидор.

Вопрос: Полицейские из города Филадельфия по вечерам в основном ловят преступников. А по утрам они обычно ловят тех, кто виновен в проступке, который наверняка хотя бы раз в жизни совершал каждый из вас. Что же это за проступок? Ответ: Прогул уроков.

t1572705779ac.gif

Вопрос: Перед вами марка, выпущенная почтой Беларуси. Какую фразу из трех слов, представляющую собой народную пословицу, мы закрыли белой полоской? Ответ: "Хлеб — всему голова".

Вопрос: Недавно в одной деревне молодая медведица пробралась в деревню и несколько дней воровала еду, спала на повозке с сеном и всячески пользовалась чужими благами. Какое имя дали ей жители деревни? Ответ: Маша.

Вопрос: Вспомните стихотворение С.Я. Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Расположите названия вещей в алфавитном порядке. Ответ: Диван, картина, картонка, корзина, саквояж, собачонка, чемодан.

Вопрос: Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, употребляющееся как спортивный термин? Ответ: Ничья.

Вопрос: Какое различие между словами одеть и надеть? Ответ: Одеть – о предметах одушевленных: кого-то; надеть – о предметах неодушевленных: что-то.

Заключительное слово учителя: подведение итогов, награждение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.