12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Воропаев Владислав Олегович128 Россия, Москва, Москва |
Лингвистическая викторина!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 города Мичуринска
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе
«Лингвистическая викторина!»
Подготовил:
Учитель русского языка и литературы
Воропаев Владислав Олегович
2017 г.
Участники: учащиеся 6 классов.
Задачи внеклассного мероприятия:
развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
воспитывать потребность и умение работать в команде, подчиняться заданным правилам игры;
формировать культуру отношений в процессе соревнования.
Подготовительная работа и оборудование:
формирование команд;
подготовка команд;
подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;
секундомер;
Актуальность выбранной формы для проведения внеклассного мероприятия: учащиеся 12-13 лет продолжают испытывать потребность в игровой деятельности, поэтому антураж игры с определенными правилами, атрибутами позволяет компенсировать недостаток игры в обучении и общении, при этом идет воспитание потребности в знании русского языка за рамками школьного предмета.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Добрый день! Я рад приветствовать всех присутствующих на лингвистической викторине! Сегодня мы собрались здесь, чтобы проверить глубину ваших знаний в русском языке и литературе. В нашей игре участвуют команды (представление команд). А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на наших уроках.
Начнём нашу игру с разминки. Вам нужно продолжить мои строчки:
На обед сыночку Ване
Мама варит суп в…(не в стакане, а в кастрюле)
Просит бабушка Аркашу
Из редиска скушать…(не кашу, а салат)
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в…(не кастрюлю, а в чашку)
И в Воронеже, и в Туле,
Дети ночью спят на…(не на стуле, а на кровати)
На дорогах стало суше — У меня сухие… (не уши, а ноги)
В ползунках всегда одет
Спит в саду с пустышкой… (не дед, а братик)
Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят… (не мамы, а папы)
Куклам платьица, штанишки
Любят шить всегда…(не мальчишки, а девчонки)
Моим сестричкам маленьким
Купили к лету…(не валенки, а босоножки)
Наберем цветов охапку
И сплетем сейчас мы…(не шапку, а венок)
На базар идут старушки
Покупать себе…(не игрушки, а продукты)
Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их…(не мяч, а шайбу)
У Иринки и Оксанки
Трехколесные есть…(не санки, а велосипеды)
На уроках будешь спать — за ответ получишь…(не пять, а два)
В следующем конкурсе вам нужно отгадать загадки или шарады. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Мой первый слог растёт в дубраве,
Второй - глубокая канава,
Добавьте букву иль предлог.
Затем найдите третий слог:
Его отлично знает,
Кто в бильярд играет.
А в целом - повесть это
Великого поэта.
Ответ: Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».
Кто части мотоцикла знает,
Тот слово это отгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
Ответ: Рама - драма.
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
Ответ: Елисей - Енисей.
С буквой «Я» - это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» - то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.
Ответ: Стихия - стихи.
Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем -
Предприятье получаем.
Ответ: Рифма - фирма.
На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ её весь выбирает.
А третью в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте.
Ответ: Глава.
Следующее задание называется «Художник все понял буквально» (командам раздаются карточки с изображением). К некоторым фразеологическим оборотам, имеющим переносный смысл, художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, т.е. в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ответ:
Стоять на часах – нести караул.
Сидеть под замком – сидеть взаперти.
Камень на сердце – так говорят о тяжёлом душевном состоянии человека.
С головой уйти (погрузиться) – целиком, совершенно отдаться чему-нибудь (каким-нибудь делам, занятиям).
Сидеть на шее – кого-либо обременять собой, заботами о себе.
Сесть в калошу – потерпев неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.
А теперь проверим, как справилась каждая из команд с этим заданием.
В следующем конкурсе команды продемонстрируют свою эрудицию и смекалку. Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. Но! Время на решение ограничено! Будьте внимательны!
Вопрос: Язык гренландских эскимосов очень выразителен. Так, слово "окалуффик" означает "дом, где много говорят и где только один говорящий". А как мы называет такой дом? Ответ: Школа.
Вопрос: 8 июля 1999 года в британских магазинах появилась книга "Гарри Поттер и узник Азкабана". Однако продажа началась не с утра, а только в 15:45. А почему не с утра, а в 15:45? Ответ: Чтобы школьники не прогуливали занятия, отправившись в магазины.
Вопрос: Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга? Ответ: "Колобок".
Вопрос: В этом известном вам с детства произведении слово «за» повторяется 2, потом 3, потом 4, потом 5, потом 6 раз. А что это за произведение? Ответ: «Репка».
Вопрос: Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина? Ответ: Му-Му.
Вопрос: Это популярное растение родом из Южной Америки. В Европе не знали о его съедобных качествах и сажали это растение на клумбах для красоты. Итальянцы дали ему звучное название, что в переводе означает «золотое яблоко». Португальцы, попробовав «золотое яблоко», переселили это растение в огород. Ответ: помидор.
Вопрос: Полицейские из города Филадельфия по вечерам в основном ловят преступников. А по утрам они обычно ловят тех, кто виновен в проступке, который наверняка хотя бы раз в жизни совершал каждый из вас. Что же это за проступок? Ответ: Прогул уроков.
Вопрос: Перед вами марка, выпущенная почтой Беларуси. Какую фразу из трех слов, представляющую собой народную пословицу, мы закрыли белой полоской? Ответ: "Хлеб — всему голова".
Вопрос: Недавно в одной деревне молодая медведица пробралась в деревню и несколько дней воровала еду, спала на повозке с сеном и всячески пользовалась чужими благами. Какое имя дали ей жители деревни? Ответ: Маша.
Вопрос: Вспомните стихотворение С.Я. Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Расположите названия вещей в алфавитном порядке. Ответ: Диван, картина, картонка, корзина, саквояж, собачонка, чемодан.
Вопрос: Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, употребляющееся как спортивный термин? Ответ: Ничья.
Вопрос: Какое различие между словами одеть и надеть? Ответ: Одеть – о предметах одушевленных: кого-то; надеть – о предметах неодушевленных: что-то.
Заключительное слово учителя: подведение итогов, награждение.