12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ольга79
Русская филология
Казахстан, Костанайская область, Рудный

Разработала Капитанова О.М.

Урок-викторина по русскому языку, литературе в 6 классе. Игра «Юные филологи».

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся через внеклассную работу по литературе, русскому языку, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предметам, развитие у учащихся творческой активности, смекалки, чувства коллективизма, мероприятие направлено на развитие у обучающихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Правила игры: каждая команда выполняет задание, за которое получает Ключ. Победителем становится команда, собравшая как можно больше Ключей. В качестве экспертов в игре принимают участие учителя, библиотекарь.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
Ведущий:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем вместе ты и я,
Что есть она, страна Филология!

1. Представление команд.

Команда «Пятачки». Девиз «Пятачок бежит всегда вперед и никогда не отстает.»

Команда «Винни Пухи». Девиз «Хоть ты лопни, хоть ты тресни: Винни Пух на первом месте.»

2. Знакомство с Картой путешествия:

полянка Заклинаний, домик Всезнайки, дупло Совы, гнездо Потерянных вещей, полянка Творчества, привал у старого Дуба.

3. Старт (определение наиболее активной команды). Командам предлагается отгадать загадки. Кто больше набирает очков, тот получает Ключ.

Какую траву и слепой узнает? крапива

Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет? школа

Что с земли не поднимешь? тень

Белая чайка по черному полю скакала, след за собой оставляла. мел,доска

Гуляет в поле , а не конь. Летает на воле , а не птица. ветер

Я весь мир слепить готов - дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин - у меня есть...пластилин

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. язык

Слушайте внимательно, очень занимательно: чего нет в капусте, ни в свекле, ни в репе, 
А есть в моркови, огурце, помидоре?  буквы "О"

4. Полянка Заклинаний. В этом городе живут волшебные заклинания, нужно вспомнить, кому они принадлежат и произнести их нужным образом. Что должно потом произойти?

По щучьему велению, по моему хотению… «По щучьему велению», Емеля. Выполнение желания.

Сивка- бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! «Конек-Горбунок»,3-ий сын,вызов Конька -Горбунка

Раз, два, три, горшочек, вари! бр.Гримм, "Горшок каши". Заставляет горшок варит кашу.

Крекс, пекс, фекс! «Приключения Буратино»,лиса Алиса,кот Базилио. Заставляет расти дерево.

Лети, мой лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг…

Катаев «Цветик-Семицветик».Девочка Женя. Загадывание желания.

Избушка, избушка повернись к лесу задом, ко мне передом...

«Морозко»,Иван-царевич.Обращение к избушке.

Остолбеней; Окулюс репаро; Экспекто Патронум! Дж.Роулинг «Гарри Поттер». Окаменеть, восстановление предметов, заклинание, вызывающее  существо, которое защищает от дементоров.

5. Домик Всезнайки. Путешественников встречает Знайка: «Здравствуйте, дорогие 6-классники! У меня случилась беда: Винни Пух Приходил в гости и порвал мои книги. Помогите мне!»

«Айболит» К. Чуковский

«Незнайка» Н.Носов

«Зима в Простоквашино» Э. Успенский

«Чиполлино» Д.Родари

«Кот в сапогах» Ш. Перро

«Алиса в Стране чудес» Л. Кэролл

«Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен
«Дядя Стёпа» С.Михалков
«Квартет» И.Крылов
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстой

«Аргонавты» мифы Древней Греции

6. Гнездо Потерянных вещей (на полочках лежат разные сказочные предметы) вернуть вещь хозяину.

Золотой ключик («Приключения Буратино») Статоскоп,термометр («Айболит»)

Яблоко («Спящая царевна») Кольцо («Двенадцать месяцев» и др.)

Кусочки зеркальца («Снежная королева») Апельсины («Крокодил Гена и его друзья»)

Клубочек («Василиса Прекрасная») Горошинка («Принцесса на горошине»)

Иголка («Кощей Бессмертный") Корзинка с пирожками («Красная шапочка»)

7. Дупло Совы:

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 русские буквы? ( аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).

Из каких букв можно приготовить вкусный суп? (У-ха).

Игра « Эрудит»: угадай слово по его лексическому значению.

Сосуд, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении награды на конкурсах. (Жюри)

Устное народное творчество народа (Фольклор)

8. Полянка творчества. Задания выполняются одновременно (подгруппами)

Задание 1. Придумайте буриме на рифмы:

роса – небеса пес – принес краски-сказки ветерки-мотыльки

Задание 2. Нарисовать по предложенному шаблону иллюстрацию к сказке, работы отправляют жюри.

9. Привал у старого Дуба.

Игра «Говори по-русски!»: поставить ударения в словах.

Рассказ школьного портфеля: “Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»,«Закрыт магазин на обед…»,«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу…»,«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:меня он «портфелем» зовёт.” (Ю.Тимянский)

Алфавит, документ, портфель, километр, красивее, положить, цемент, красивее, звонит, свекла, шофер,

щавель, торты, поняла, инструмент, каталог, баловать, столяр, щавель, углубить, творог, жалюзи.

Игра «Эти забавные животные» :вспомнить фразеологизмы с животными, объяснить их значения.

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Медведь на ухо наступил).

Ведущий:- Молодцы! Знаете много фразеологизмов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки, - язык нашей с вами культуры. Пословицы и

поговорки создавались людьми на самые разные темы.

Игра «Пословица не зря молвится»: собери пословицу по началу и концу.

Делу время……. Гуляй смело.

Труд человека кормит… потехе час.

Что посеешь, то… а лень портит.

Кончил дело… и пожнешь.

Поспешишь… коли делать нечего.

Скучен день до вечера… торопись делом

Не спеши языком… а человек знанием.

Земля освещается солнцем… людей насмешишь

10. Подведение итогов путешествия. Победители награждаются грамотами.

 

Использованная литература:

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык.-Москва,1999г
  2. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5-11 кл.- Волгоград, 2013 г
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.