Лингвистический анализ стихотворения «М.Ю. Лермонтова. "Нет, не тебя так пылко я люблю..."» (10 класс)
Валеева Ф.Р.
МАОУ «МСОШ№16»
Урок-практикум
Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."
М.Ю. Лермонтова, (10 класс)
Цели:
Образовательные:
- учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;
- готовить к успешной сдаче ЕГЭ;
Развивающие:
- развивать умение анализировать;
- развивать мышление;
- развивать речь и воображение;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать нравственность;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
- проектор
- текст стихотворения на слайде
- текст стихотворения на столах учащихся
- раздаточный материал (тест)
Ход урока.
I. Организационный этап.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.
II. Вводно-мотивационный этап.
1.Знакомство с текстом.
- Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.
2. Историческая справка.
Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.
III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.
Работа в группах.
1 группа. Определите ключевые образы стихотворения.
(Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")
2 группа. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?
(По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")
3 группа.
Как понять две последние строки стихотворения?
(Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)
4 группа. Проанализируйте глагольную лексику текста.
(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)
5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.
( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей")
Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы.
IV.Вывод по работе групп.
Слово учителя
Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.
Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.
Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.
В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.
Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.
V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.
Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза, вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)
К какому роду оно относится? (лирика)
Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) (эпитет)
Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:
«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей». (антитеза)
«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов?
(инверсия)
Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)
Каким размером написано стихотворение? ( ямб)
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Подведение итогов урока.
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?