Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и М.Ю. Лермонтова (10 класс)

5
1
Материал опубликован 11 January 2020 в группе

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева

«Так, в жизни есть мгновения» и М.Ю. Лермонтова «Звуки».

Мир души как «поэзия сновидений» у М.Ю. Лермонтова и

Ф.И. Тютчева.

Красота музыки и природы.

Цели урока:

проследить как выражается мысль об освобождении человека от бытия реальности и приобщение в моменты самозабвения к внеличностным ценностям: красота музыки, красота природы, стремление к гармонии;

изучить сновидения в творчестве Лермонтова, Тютчева;

показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений;

развивать умение аргументировано отвечать на вопросы беседы;

развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.



Ход урока.

Лучшие стихи волнуют своей глубиной,

красотой и силой мысли.

Я предлагаю сопоставить стихотворение Ф.И. Тютчева «Так, в жизни есть мгновения...» со стихотворением «Звуки» М.Ю. Лермонтова, прикоснуться к различным граням их творчества.

История создания стихотворений.

t1578735897aa.jpgФедор Иванович Тютчев в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену Денисьеву и был благодарен судьбе за этот подарок. Понимая, что жизнь скоротечна, и каждый день может стать для него последним, поэт стремился насладиться теми и мгновениями счастья, которое обрел по воле небес. В порыве благодарности им было написано стихотворение «Так, в жизни есть мгновения…» (1855 год), где он попытался передать всю полноту чувств, которые испытал, поняв, что ему еще раз довелось столкнуться с мистической, нежданной и такой волнующей любовью. Он ответил Елене Денисьевой взаимностью и был поражен, сколько самопожертвования, душевной чистоты и искренности в этой девушке. Ведь она сумела подарить умудренному жизненным опытом человеку «самозабвения земного благодать», о которой он не мог и мечтать. Зная цену истинным чувствам и понимая, что, возможно, этот роман будет очень коротким, Ф. Тютчев стремился успеть запомнить каждую секунду, наполненную счастьем общения со своей избранницей. Тютчев знает о том, что его роман с Денисьевой уже стал достоянием общественности, но не реагирует на грязные сплетни и шутки, считая это ниже своего достоинства. Лишь наедине с любимой он осознает, что «все пошлое и ложное ушло так далеко», что уже никогда не коснется его души и не сможет причинить боли той, которая пожертвовала своей репутацией ради высоких чувств. Понимание того, что весь мир сузился до ощущений двух людей, Тютчев испытывает удивительное спокойствие и осознает, что именно это состояние легкой дремоты и является настоящим счастьем. Все проблемы уходят на второй план, и больше ничто не в состоянии разрушить эту волшебную сказку, в которую превратилась жизнь автора, доверившегося собственным чувствам. Тютчев, обращаясь к невидимым силам, просит лишь об одном: «О время, погоди!». Ведь как бы счастлив он ни был в этот момент, рано или поздно наступит новый период в жизни, когда все настоящее станет прошлым и превратиться в сладостные воспоминания, которыми будут заполнены дни, полные тоски и отчаяния.



t1578735897ab.jpgМихаил Юрьевич Лермонтов

тонко чувствовал музыку, имея к ней способности.

Музыкальность поэта не прошла даром для русской поэзии. Она объясняет нам непостижимое звучание его стихов и поэтической прозы.

Стихотворение «Звуки» написано в 1830 году в Москве под впечатлением от игры гитариста С. Высоцкого, которого Лермонтов ездил слушать

вместе с приятелями-студентами и которому это стихотворение посвятил. Поэт слушает и воспринимает музыку. Она отвечает его душевному настроению, рождает ассоциации, сближает реальную жизнь с воображаемой, «принимает образ». Значительная часть лирических произведений поэта легли в основу более сотни русских романсов и песен, музыку для которых сочиняли. Рубинштейн А. Г., Кюи Ц. А., Балакирев М. А., Римский-Корсаков Н. А. и многие другие русские композиторы.

Вопросы для учащихся:

Что общего и чем отличаются произведения?

Какую классическую музыку вы взяли бы в качестве иллюстрации к данному произведениям? (ориентировочно музыка романтиков 19 века)?

(Например, Шопен «Ноктюрны»)

Мотив сновидений.

Образ пустыни.

Категория времени и пространства в стихотворениях.

Чтобы понять, что такое сон в физиологическом аспекте, обратимся к толковым словарям. В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь».

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:

1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

В состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Содержание сна в первую очередь визуально. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой

за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.

У Тютчева и Лермонтова минуты гармонии, в которые забывается всё: слово почти бессильно передать эти сладкие мгновения, они скорее звуки, звуки души — это и есть самозабвение. У Л. - красота музыки, у Т. красота природы раскрываются. Оба поэта ощущают эту красоту лишь в грёзах через поэзию сновидений, но это «мгновение», которое «трудно передать». У Т. и Л. «поэзия сновидений» нередко выражает мысль реальности и приобщении в моменты самозабвения к внеличностным ценностям.

В стихотворении Лермонтова: «Забываю небо, вечность, самого себя». Это состояние передаётся через сладкие звуки музыки: («Всемогущий! что за звуки! жадно/Сердце ловит их...). И обращение, и восклицательная интонация передаёт особое состояние души человека, отрешенной от всего земного, однако отношение Лермонтова к грёзам самозабвения двойственно. С одной стороны, это желание уйти от толпы (отсюда образ путника в пустыни), с другой стороны, - лирический герой в мыслях полагается «на слова людей». Душевные движения лирического героя отражены в глагольных формах - внемлю, забываю, слышу, упиваюсь, полагаюсь. Практически в каждом предложении инверсия. Сравнение магии звуков с живой водой в пустыне. Метафоры - одежда жизни, душа в огне. Эпитет - сладкие звуки. Оксюморон - упиваюсь ядом. Аллитерация - [з], [с] проходит через всё стихотворение словно звон колокольчика или звенящие струны гитары.

Главный звукообраз стихотворения - музыка, сами звуки - живые, подобные воде в "безотрадной пустыне", рождающие сны, возрождающие к жизни из небытия, принимающие милые образы. Даже название стихотворения "Звуки" содержит звенящее сочетание [з], [в]. Доминирующие звуки [з], [с] слышны попеременно, словно переливы мелодии, разные ноты, составляющие единое целое. В восприятии звуков слышится так же изменение экспрессии - внемлю, забываю, рождают (повышение); одевают, принимают, слышу (понижение); упиваюсь, полагаюсь (повышение). Кроме того, в восприятии из гласных доминирует звук [у], обычно подчёркивающий чувственность. Можно предположить, что звукообраз музыки имеет чувственное начало.

У Тютчева эти мгновения связаны с образами природой, с земною благодатью- «шумят верхи древесные..., и птицы лишь небесные беседуют со мной». Состояние души лирического героя воплощено прямо - восторженный монолог.

Стихотворение музыкально, благодаря многосоюзию: «И любо, и сладко мне, и мир в моей груди, и птицы…».

Поэт использует ассонанс «небесные, беседуют, древесные», что придает ощущение нежности, лёгкости.

Лирический герой Тютчева, как и Лермонтова, уходит от всего ничтожного и пошлого, связанного с земным бытием. Поэзия грёз воплощается у Тютчева в образах одухотворенной и обожествленной природы. Душа человека в неразрывной связи с этим миром, стремление к гармонии, это объединяет лирических героев обоих стихотворений. Образ гармоничного мира у Тютчева связан с миром в душе «и мир в моей груди» через мгновение сновидений.

У Лермонтова звуки музыки рождают «сны весёлых лет», образ «милый», однако истинной гармонии герой не постигает: «яд прежних дней», то есть всего пережитого, «тихий плач разлуки» - разрушают эту гармонию сновидений. Более того, умиротворенности ждать не приходится, ведь лирический герой - мятежник, «душа его в огне». В стихотворении лирический герой сравнивается с путником в безотрадной пустыне. Музыка сравнивается с живой водой, несущей миру гармонию. Звуки способны принять образ любимой и вот уж слышен тихий плач разлуки. В романтизме холодный разум отступает перед яркой жизнью души. Неразумно бередить былые раны и доверять людским словам, однако, только "душа в огне" через восторг и страдание способно ощутить гармонию. Повторы в начале предложений "и опять" вероятно символизируют духовное возрождение.

У Тютчева этот гармоничный мир тоже хрупок, он подобен мимолетности. Отсюда образ времени, к которому поэт обращается в финале стихотворения:

Дремотою обвеян я –

О время, погоди!

Итак, сон обладает различными функциями, например, по аналогии с «зеркалом» он выступает в текстомоделирующей функции, порождая зеркальную симметрию, принцип повтора и отражения, и тем самым позволяет интерпретировать сюжет на более высоком уровне смыслообразования. Сон непосредственно связан с воспоминаниями, памятью. Сны часто выступают в роли предупреждений. Сон — это как бы испытание героя на способность понять намек сна и изменить судьбу; то есть судьба дает некий шанс герою.

Итог проведенной работы

Контрольная работа.

(см. ниже)

Сопоставительный анализ как метод способа познания творчества того или иного художника (на примере двух стихотворений).





Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.




Осенний вечер… Небо ясно,

А роща вся обнажена —

Ищу глазами я напрасно:

Нигде забытого листа

Нет — по песку аллей широких

Все улеглись — и тихо спят,

Как в сердце грустном дней далеких

Безмолвно спит печальный ряд.

План.

1. Продолжите работу в форме таблицы на основе сопоставления.

2. Установить авторство.

3. Доказать свою точку зрения на основе компонентов лингвистического анализа.

Критерии анализа

1 автор (?)

2 автор (?)

Настроение стихотворения



Картины природы



Особенности языка автора









Приложение №1

И.С. Тургенев «Осенний вечер» Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу! Заходите в гости!

17 January 2020