Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и М.Ю. Лермонтова (10 класс)
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева
«Так, в жизни есть мгновения» и М.Ю. Лермонтова «Звуки».
Мир души как «поэзия сновидений» у М.Ю. Лермонтова и
Ф.И. Тютчева.
Красота музыки и природы.
Цели урока:
проследить как выражается мысль об освобождении человека от бытия реальности и приобщение в моменты самозабвения к внеличностным ценностям: красота музыки, красота природы, стремление к гармонии;
изучить сновидения в творчестве Лермонтова, Тютчева;
показать, какое значение имеет сон для характеристики персонажей, их внутреннего состояния в произведениях поэтов, соотнеся сны с композицией произведений;
развивать умение аргументировано отвечать на вопросы беседы;
развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.
Ход урока.
Лучшие стихи волнуют своей глубиной,
красотой и силой мысли.
Я предлагаю сопоставить стихотворение Ф.И. Тютчева «Так, в жизни есть мгновения...» со стихотворением «Звуки» М.Ю. Лермонтова, прикоснуться к различным граням их творчества.
История создания стихотворений.
Федор Иванович Тютчев в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену Денисьеву и был благодарен судьбе за этот подарок. Понимая, что жизнь скоротечна, и каждый день может стать для него последним, поэт стремился насладиться теми и мгновениями счастья, которое обрел по воле небес. В порыве благодарности им было написано стихотворение «Так, в жизни есть мгновения…» (1855 год), где он попытался передать всю полноту чувств, которые испытал, поняв, что ему еще раз довелось столкнуться с мистической, нежданной и такой волнующей любовью. Он ответил Елене Денисьевой взаимностью и был поражен, сколько самопожертвования, душевной чистоты и искренности в этой девушке. Ведь она сумела подарить умудренному жизненным опытом человеку «самозабвения земного благодать», о которой он не мог и мечтать. Зная цену истинным чувствам и понимая, что, возможно, этот роман будет очень коротким, Ф. Тютчев стремился успеть запомнить каждую секунду, наполненную счастьем общения со своей избранницей. Тютчев знает о том, что его роман с Денисьевой уже стал достоянием общественности, но не реагирует на грязные сплетни и шутки, считая это ниже своего достоинства. Лишь наедине с любимой он осознает, что «все пошлое и ложное ушло так далеко», что уже никогда не коснется его души и не сможет причинить боли той, которая пожертвовала своей репутацией ради высоких чувств. Понимание того, что весь мир сузился до ощущений двух людей, Тютчев испытывает удивительное спокойствие и осознает, что именно это состояние легкой дремоты и является настоящим счастьем. Все проблемы уходят на второй план, и больше ничто не в состоянии разрушить эту волшебную сказку, в которую превратилась жизнь автора, доверившегося собственным чувствам. Тютчев, обращаясь к невидимым силам, просит лишь об одном: «О время, погоди!». Ведь как бы счастлив он ни был в этот момент, рано или поздно наступит новый период в жизни, когда все настоящее станет прошлым и превратиться в сладостные воспоминания, которыми будут заполнены дни, полные тоски и отчаяния.
Михаил Юрьевич Лермонтов
тонко чувствовал музыку, имея к ней способности.
Музыкальность поэта не прошла даром для русской поэзии. Она объясняет нам непостижимое звучание его стихов и поэтической прозы.
Стихотворение «Звуки» написано в 1830 году в Москве под впечатлением от игры гитариста С. Высоцкого, которого Лермонтов ездил слушать
вместе с приятелями-студентами и которому это стихотворение посвятил. Поэт слушает и воспринимает музыку. Она отвечает его душевному настроению, рождает ассоциации, сближает реальную жизнь с воображаемой, «принимает образ». Значительная часть лирических произведений поэта легли в основу более сотни русских романсов и песен, музыку для которых сочиняли. Рубинштейн А. Г., Кюи Ц. А., Балакирев М. А., Римский-Корсаков Н. А. и многие другие русские композиторы.
Вопросы для учащихся:
Что общего и чем отличаются произведения?
Какую классическую музыку вы взяли бы в качестве иллюстрации к данному произведениям? (ориентировочно музыка романтиков 19 века)?
(Например, Шопен «Ноктюрны»)
Мотив сновидений.
Образ пустыни.
Категория времени и пространства в стихотворениях.
Чтобы понять, что такое сон в физиологическом аспекте, обратимся к толковым словарям. В Толковом словаре В.И. Даля слово «сон» обозначает: «Состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противоположность: бдение, бодрость, явь».
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна:
1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
В состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Содержание сна в первую очередь визуально. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой
за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.
У Тютчева и Лермонтова минуты гармонии, в которые забывается всё: слово почти бессильно передать эти сладкие мгновения, они скорее звуки, звуки души — это и есть самозабвение. У Л. - красота музыки, у Т. красота природы раскрываются. Оба поэта ощущают эту красоту лишь в грёзах через поэзию сновидений, но это «мгновение», которое «трудно передать». У Т. и Л. «поэзия сновидений» нередко выражает мысль реальности и приобщении в моменты самозабвения к внеличностным ценностям.
В стихотворении Лермонтова: «Забываю небо, вечность, самого себя». Это состояние передаётся через сладкие звуки музыки: («Всемогущий! что за звуки! жадно/Сердце ловит их...). И обращение, и восклицательная интонация передаёт особое состояние души человека, отрешенной от всего земного, однако отношение Лермонтова к грёзам самозабвения двойственно. С одной стороны, это желание уйти от толпы (отсюда образ путника в пустыни), с другой стороны, - лирический герой в мыслях полагается «на слова людей». Душевные движения лирического героя отражены в глагольных формах - внемлю, забываю, слышу, упиваюсь, полагаюсь. Практически в каждом предложении инверсия. Сравнение магии звуков с живой водой в пустыне. Метафоры - одежда жизни, душа в огне. Эпитет - сладкие звуки. Оксюморон - упиваюсь ядом. Аллитерация - [з], [с] проходит через всё стихотворение словно звон колокольчика или звенящие струны гитары.
Главный звукообраз стихотворения - музыка, сами звуки - живые, подобные воде в "безотрадной пустыне", рождающие сны, возрождающие к жизни из небытия, принимающие милые образы. Даже название стихотворения "Звуки" содержит звенящее сочетание [з], [в]. Доминирующие звуки [з], [с] слышны попеременно, словно переливы мелодии, разные ноты, составляющие единое целое. В восприятии звуков слышится так же изменение экспрессии - внемлю, забываю, рождают (повышение); одевают, принимают, слышу (понижение); упиваюсь, полагаюсь (повышение). Кроме того, в восприятии из гласных доминирует звук [у], обычно подчёркивающий чувственность. Можно предположить, что звукообраз музыки имеет чувственное начало.
У Тютчева эти мгновения связаны с образами природой, с земною благодатью- «шумят верхи древесные..., и птицы лишь небесные беседуют со мной». Состояние души лирического героя воплощено прямо - восторженный монолог.
Стихотворение музыкально, благодаря многосоюзию: «И любо, и сладко мне, и мир в моей груди, и птицы…».
Поэт использует ассонанс «небесные, беседуют, древесные», что придает ощущение нежности, лёгкости.
Лирический герой Тютчева, как и Лермонтова, уходит от всего ничтожного и пошлого, связанного с земным бытием. Поэзия грёз воплощается у Тютчева в образах одухотворенной и обожествленной природы. Душа человека в неразрывной связи с этим миром, стремление к гармонии, это объединяет лирических героев обоих стихотворений. Образ гармоничного мира у Тютчева связан с миром в душе «и мир в моей груди» через мгновение сновидений.
У Лермонтова звуки музыки рождают «сны весёлых лет», образ «милый», однако истинной гармонии герой не постигает: «яд прежних дней», то есть всего пережитого, «тихий плач разлуки» - разрушают эту гармонию сновидений. Более того, умиротворенности ждать не приходится, ведь лирический герой - мятежник, «душа его в огне». В стихотворении лирический герой сравнивается с путником в безотрадной пустыне. Музыка сравнивается с живой водой, несущей миру гармонию. Звуки способны принять образ любимой и вот уж слышен тихий плач разлуки. В романтизме холодный разум отступает перед яркой жизнью души. Неразумно бередить былые раны и доверять людским словам, однако, только "душа в огне" через восторг и страдание способно ощутить гармонию. Повторы в начале предложений "и опять" вероятно символизируют духовное возрождение.
У Тютчева этот гармоничный мир тоже хрупок, он подобен мимолетности. Отсюда образ времени, к которому поэт обращается в финале стихотворения:
Дремотою обвеян я –
О время, погоди!
Итак, сон обладает различными функциями, например, по аналогии с «зеркалом» он выступает в текстомоделирующей функции, порождая зеркальную симметрию, принцип повтора и отражения, и тем самым позволяет интерпретировать сюжет на более высоком уровне смыслообразования. Сон непосредственно связан с воспоминаниями, памятью. Сны часто выступают в роли предупреждений. Сон — это как бы испытание героя на способность понять намек сна и изменить судьбу; то есть судьба дает некий шанс герою.
Итог проведенной работы
Контрольная работа.
(см. ниже)
Сопоставительный анализ как метод способа познания творчества того или иного художника (на примере двух стихотворений).
Есть в светлости осенних вечеров | Осенний вечер… Небо ясно, А роща вся обнажена — Ищу глазами я напрасно: Нигде забытого листа Нет — по песку аллей широких Все улеглись — и тихо спят, Как в сердце грустном дней далеких Безмолвно спит печальный ряд. |
План.
1. Продолжите работу в форме таблицы на основе сопоставления.
2. Установить авторство.
3. Доказать свою точку зрения на основе компонентов лингвистического анализа.
Критерии анализа | 1 автор (?) | 2 автор (?) |
Настроение стихотворения | ||
Картины природы | ||
Особенности языка автора | ||
Приложение №1
И.С. Тургенев «Осенний вечер» Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
Горбачёва Марина Юрьевна