Лингвистический анализ стихотворения Н.Т. Старикова «Пора таяния»
Лингвистический анализ стихотворения Н.Т.Старикова «Пора таяния».
Текст стихотворения Старикова Николая Терентьевича
«Пора таяния».
Весёлой, ручьистой,
Доверчивой тайной
Приходит пора
Всеобщего таяния.
Как тает земля,
Очищаясь от скверны и снега,
Как тают века,
Наслаждаясь текучестью бега!
Всё тает весною:
Любовь и постыдность греха,
Любимая женщина
Так непривычно тиха.
В истаявших, в синих,
В её просветлённых глазах -
Всё счастье, все муки…
Попробуй о них рассказать!
И трётся о щёки,
И оберегается тайно -
Наше
Таяние.
( Из сборника «Крестный путь», стр.212).
Основная мысль текста стихотворения Н.Т.Старикова определяется в самом названии – «Пора таяния». Уже в первом предложении мы узнаём о том, что речь идёт не только об оттепели в природе, но и о «поре всеобщего таяния», когда душа человека как бы параллельно с природой очищается «от скверны и снега». Природа не может оставить равнодушным человека, любящего её, живущего в гармонии с ней. Но, с точки зрения поэта, любовь эта тайная, сокровенная, скрытая в душе за нагромождением чего-то отрицательного.
В тексте можно выделить три микротемы, связанные между собой по смыслу и тематической лексикой:
1) весеннее таяние в природе;
2) таяние времени (быстротечность);
3) таяние в отношениях между людьми (потепление).
Автор не просто наблюдает картину весеннего потепления, он передаёт чувства, вызванные этой картиной в душах любящих друг друга людей. При этом Н.Стариков не описывает саму картину оттепели конкретно, но, прочитав первую строфу стихотворения, мы представляем себе и журчание бегущих ручьёв, и весёлое настроение автора (он радуется пришедшей весне), и то, что на душе у него какое-то беспокойство. Эпитеты «весёлая», «ручьистая», «доверчивая» по отношению к слову «тайна» создают впечатление того, что для автора пора оттепели играет очень большое значение – это пора очищения, пора покаяния и пора прощения. Тает снег, наступает оттепель – оттепель «всеобщая»: и в природе и в людских душах.
При помощи параллельной связи в тексте автор подчёркивает общность человека и природы, параллельное развитие действий в их жизни, взаимосвязь людских чувств и изменений в природе.
Текст представляет собой лирическое стихотворение, немного философское (об этом говорят метафоры «пора всеобщего таяния», «тают века») и наполненное описанием состояния человека в момент пробуждения природы от зимнего сна.
Основными образами стихотворения стали образ весенней пробуждающейся природы и образ любимой женщины.
Неизбежность прихода весны окружена тайной, но не тёмной, негативной, а тайной, которой хочется с кем-то поделиться с радостью и открытой душой. Хочется думать о чём-то чистом, большом и светлом – так говорят о любви. Тает всё в природе, «очищаясь от скверны и снега». Автор употребляет слово «скверна»(литер., устар.) для создания ощущения возвышенности, ощущения своей причастности к Вечности. Неслучайно сразу же дан переход – сравнение земного таяния и таяния веков, быстротечности времени. Мы с чистыми, светлыми чувствами выше всей этой бытовой «скверны» неурядиц и ссор. Стыдно грешить, хочется всю свою грязь убрать подальше. Пусть она растает так же, как весенний снег. Нас ждёт прощение. Любовь простит всё в это время. Образ любимой женщины вырисовывается несмотря на отсутствие портрета. Она много страдала, но любит и верит во взаимность. Об этом говорят её глаза – «истаявшие», «просветлённые», «синие», как весеннее небо. И пусть пережито много – и счастье, и муки! О них не стоит вспоминать, это тайна, охраняемая тщательно: «Попробуй о них рассказать!» Ведь любовь всё простила, когда оттаяли наши души, поэтому «наше таяние». Природа помогает человеку стать чище, понять нечто главное в этой жизни, её основу. И человек после духовного слияния с природой открывает для себя значимость и величие такого чувства как Любовь.
Для данного стихотворения характерны такие стилевые черты, как эмоциональность, образность, богатство и точность речи, философская направленность. Раскрытию авторского замысла способствует точный подбор слов и выражений, изобразительно-выразительных средств, синтаксических конструкций.
Текст состоит из 6 предложений, из них – 2 сложных, а остальные 4 предложения простые. Синтаксис простых предложений (и находящихся в составе сложных предложений) отличается осложнёнными конструкциями: наличием однородных членов предложения в первом, третьем, четвёртом и шестом предложении, деепричастного оборота во втором, обобщающего слова при однородных членах предложения в третьем. Автор использует обратный порядок слов для придания значимости своим словам. Наиболее важные фразы находятся в конце предложений: «…приходит пора всеобщего таяния», «…и оберегается тайно – наше таяние». Поэт намекает на объединение человека и природы, их общность. Только в близости к природе духовное и физическое спасение человека, и необходимо об этом говорить. В этом видят своё предназначение такие поэты, как Николай Стариков.
Николай Терентьевич Стариков.
Биографический очерк.
Николай Терентьевич Стариков – родился на Ставрополье, автор десяти поэтических книг, лауреат литературной премии Министерства Обороны СССР, член союза писателей России, награждён медалью и премией Константина Симонова за сборник стихотворений «Избранное». Стариков родился в селе Камбулат. Семья Старикова является коренными жителями села Камбулат. Семья состояла из 9 человек: отец, мать и семеро детей. Отец Терентий Харитонович, мать Мария Тимофеевна. Дети: Иван – писатель, Мария, Надежда, Полина, Степан, Павел – живёт в Камбулате. Самым младшим и любимым ребёнком в семье был Николай Терентьевич. Он родился в 1939г, живет и работает в Москве. Родившись в 1939г, Николай Терентьевич пережил голод.
В 1945-1946гг Николай Терентьевич с родителями едет в Нальчик на заработки, чтобы не умереть от голода. С 5 класса Николай начинает писать стихи.
Позже Николай Терентьевич уехал на Украину и поступил в профтехникум и получил специальность электросварщик 6 разряда. Он работал на сахарных заводах на Украине, но всё-таки его тянуло домой. В 1958 Николая Терентьевича призвали в армию. После армии поступил в Саратовское военное технологическое училище. Николай начинает печатать свои произведения в Саратове, в местной газете. Через некоторое время Старикова переводят в ракетные войска под Нижним Новгородом. Своим сослуживцам он посвятил стихотворения: «Лейтенанты», «Аты-баты», «За общим столом нам уже никогда не собраться», «Кузьминские баллады», «Баллады о комбате».
Николай Терентьевич Стариков продолжает писать новые стихи, отсылает их в Москву на конкурс. На конкурсе его стихи занимают первое место. Старикова приглашают в Москву для сдачи экзаменов в Литературный институт имени Н.Т. Горького. Будучи капитаном и студентом, Стариков едет по призыву на Тихоокеанский флот, там он тоже продолжает публиковать свои стихи.
В1985 Стариков Николай Терентьевич переведён на службу в город Москву. Москва встретила Николая недружелюбно. Но талант, желание идти навстречу не оставили без внимания нового в Москве человека, поэта Старикова Николая Терентьевича. В 1987 году Стариков становится главным редактором «Воениздата».
В 1984 г выходит его новая книга «Тем жив и счастлив», за которую ему присудили литературную премию Министерства Обороны СССР в области поэзии. Книга «Избранное» вышла в 1999, за эту книгу Николая Старикова наградили медалью и премией Константина Симонова.
Сейчас поэт живёт и работает в Москве, но всегда помнит о своей маленькой родине – селе Камбулат.
Поэзия Николая Старикова всегда отличалась любовью к своей родной земле – Ставрополью, к своему селу, к природе родного края, уважением к землякам, которым поэт посвятил много произведений.
Василий Михайлович Савин
Грибанова Ирина Эдуардовна
Грибанова Ирина Эдуардовна
Грибанова Ирина Эдуардовна