Лингвистический анализ стихотворения Н.Т. Старикова «Пора таяния»

3
4
Материал опубликован 8 April 2016 в группе

Лингвистический анализ стихотворения Н.Т.Старикова «Пора таяния».

Текст стихотворения Старикова Николая Терентьевича

«Пора таяния».

Весёлой, ручьистой,

Доверчивой тайной

Приходит пора

Всеобщего таяния.

Как тает земля,

Очищаясь от скверны и снега,

Как тают века,

Наслаждаясь текучестью бега!

Всё тает весною:

Любовь и постыдность греха,

Любимая женщина

Так непривычно тиха.

В истаявших, в синих,

В её просветлённых глазах -

Всё счастье, все муки…

Попробуй о них рассказать!

И трётся о щёки,

И оберегается тайно -

Наше

Таяние.

( Из сборника «Крестный путь», стр.212).

Основная мысль текста стихотворения Н.Т.Старикова определяется в самом названии – «Пора таяния». Уже в первом предложении мы узнаём о том, что речь идёт не только об оттепели в природе, но и о «поре всеобщего таяния», когда душа человека как бы параллельно с природой очищается «от скверны и снега». Природа не может оставить равнодушным человека, любящего её, живущего в гармонии с ней. Но, с точки зрения поэта, любовь эта тайная, сокровенная, скрытая в душе за нагромождением чего-то отрицательного.

В тексте можно выделить три микротемы, связанные между собой по смыслу и тематической лексикой:

1) весеннее таяние в природе;

2) таяние времени (быстротечность);

3) таяние в отношениях между людьми (потепление).

Автор не просто наблюдает картину весеннего потепления, он передаёт чувства, вызванные этой картиной в душах любящих друг друга людей. При этом Н.Стариков не описывает саму картину оттепели конкретно, но, прочитав первую строфу стихотворения, мы представляем себе и журчание бегущих ручьёв, и весёлое настроение автора (он радуется пришедшей весне), и то, что на душе у него какое-то беспокойство. Эпитеты «весёлая», «ручьистая», «доверчивая» по отношению к слову «тайна» создают впечатление того, что для автора пора оттепели играет очень большое значение – это пора очищения, пора покаяния и пора прощения. Тает снег, наступает оттепель – оттепель «всеобщая»: и в природе и в людских душах.

При помощи параллельной связи в тексте автор подчёркивает общность человека и природы, параллельное развитие действий в их жизни, взаимосвязь людских чувств и изменений в природе.

Текст представляет собой лирическое стихотворение, немного философское (об этом говорят метафоры «пора всеобщего таяния», «тают века») и наполненное описанием состояния человека в момент пробуждения природы от зимнего сна.

Основными образами стихотворения стали образ весенней пробуждающейся природы и образ любимой женщины.

Неизбежность прихода весны окружена тайной, но не тёмной, негативной, а тайной, которой хочется с кем-то поделиться с радостью и открытой душой. Хочется думать о чём-то чистом, большом и светлом – так говорят о любви. Тает всё в природе, «очищаясь от скверны и снега». Автор употребляет слово «скверна»(литер., устар.) для создания ощущения возвышенности, ощущения своей причастности к Вечности. Неслучайно сразу же дан переход – сравнение земного таяния и таяния веков, быстротечности времени. Мы с чистыми, светлыми чувствами выше всей этой бытовой «скверны» неурядиц и ссор. Стыдно грешить, хочется всю свою грязь убрать подальше. Пусть она растает так же, как весенний снег. Нас ждёт прощение. Любовь простит всё в это время. Образ любимой женщины вырисовывается несмотря на отсутствие портрета. Она много страдала, но любит и верит во взаимность. Об этом говорят её глаза – «истаявшие», «просветлённые», «синие», как весеннее небо. И пусть пережито много – и счастье, и муки! О них не стоит вспоминать, это тайна, охраняемая тщательно: «Попробуй о них рассказать!» Ведь любовь всё простила, когда оттаяли наши души, поэтому «наше таяние». Природа помогает человеку стать чище, понять нечто главное в этой жизни, её основу. И человек после духовного слияния с природой открывает для себя значимость и величие такого чувства как Любовь.

Для данного стихотворения характерны такие стилевые черты, как эмоциональность, образность, богатство и точность речи, философская направленность. Раскрытию авторского замысла способствует точный подбор слов и выражений, изобразительно-выразительных средств, синтаксических конструкций.

Текст состоит из 6 предложений, из них – 2 сложных, а остальные 4 предложения простые. Синтаксис простых предложений (и находящихся в составе сложных предложений) отличается осложнёнными конструкциями: наличием однородных членов предложения в первом, третьем, четвёртом и шестом предложении, деепричастного оборота во втором, обобщающего слова при однородных членах предложения в третьем. Автор использует обратный порядок слов для придания значимости своим словам. Наиболее важные фразы находятся в конце предложений: «…приходит пора всеобщего таяния», «…и оберегается тайно – наше таяние». Поэт намекает на объединение человека и природы, их общность. Только в близости к природе духовное и физическое спасение человека, и необходимо об этом говорить. В этом видят своё предназначение такие поэты, как Николай Стариков.

Николай Терентьевич Стариков.

Биографический очерк.

Николай Терентьевич Стариков – родился на Ставрополье, автор десяти поэтических книг, лауреат литературной премии Министерства Обороны СССР, член союза писателей России, награждён медалью и премией Константина Симонова за сборник стихотворений «Избранное». Стариков родился в селе Камбулат. Семья Старикова является коренными жителями села Камбулат. Семья состояла из 9 человек: отец, мать и семеро детей. Отец Терентий Харитонович, мать Мария Тимофеевна. Дети: Иван – писатель, Мария, Надежда, Полина, Степан, Павел – живёт в Камбулате. Самым младшим и любимым ребёнком в семье был Николай Терентьевич. Он родился в 1939г, живет и работает в Москве. Родившись в 1939г, Николай Терентьевич пережил голод.

В 1945-1946гг Николай Терентьевич с родителями едет в Нальчик на заработки, чтобы не умереть от голода. С 5 класса Николай начинает писать стихи.

Позже Николай Терентьевич уехал на Украину и поступил в профтехникум и получил специальность электросварщик 6 разряда. Он работал на сахарных заводах на Украине, но всё-таки его тянуло домой. В 1958 Николая Терентьевича призвали в армию. После армии поступил в Саратовское военное технологическое училище. Николай начинает печатать свои произведения в Саратове, в местной газете. Через некоторое время Старикова переводят в ракетные войска под Нижним Новгородом. Своим сослуживцам он посвятил стихотворения: «Лейтенанты», «Аты-баты», «За общим столом нам уже никогда не собраться», «Кузьминские баллады», «Баллады о комбате».

Николай Терентьевич Стариков продолжает писать новые стихи, отсылает их в Москву на конкурс. На конкурсе его стихи занимают первое место. Старикова приглашают в Москву для сдачи экзаменов в Литературный институт имени Н.Т. Горького. Будучи капитаном и студентом, Стариков едет по призыву на Тихоокеанский флот, там он тоже продолжает публиковать свои стихи.

В1985 Стариков Николай Терентьевич переведён на службу в город Москву. Москва встретила Николая недружелюбно. Но талант, желание идти навстречу не оставили без внимания нового в Москве человека, поэта Старикова Николая Терентьевича. В 1987 году Стариков становится главным редактором «Воениздата».

В 1984 г выходит его новая книга «Тем жив и счастлив», за которую ему присудили литературную премию Министерства Обороны СССР в области поэзии. Книга «Избранное» вышла в 1999, за эту книгу Николая Старикова наградили медалью и премией Константина Симонова.

Сейчас поэт живёт и работает в Москве, но всегда помнит о своей маленькой родине – селе Камбулат. 

Поэзия Николая Старикова всегда отличалась любовью к своей родной земле – Ставрополью, к своему селу, к природе родного края, уважением к землякам, которым поэт посвятил много произведений.
Комментарии

За материал об интересном поэте с непростой судьбой огромное спасибо! А имя и отчество после фамилии лучше не писать. Разве что в графе официального документа. Или на памятнике.

20 November 2017

Если захотите, можете посмотреть научную работу о творчестве Старикова, там много отрывков его стихов. https://урок.рф/library/«hudozhestvennij_obraz_rodnogo_kraya_v_tvorchestve_po_210205.html

21 November 2017

Спасибо за замечание, учту.

21 November 2017

Поэт, действительно, замечательный. У него очень много хороших стихов.

21 November 2017