12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск



Обобщающие упражнения по морфологии и синтаксису на основе текста

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Повторение изученного в 6 классе по теме «Морфология и синтаксис».

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса, на этапе повторения изученного –семиклассники.

Цель

Повторить и обобщить изученное в 6 классе по морфологии и синтаксису, формировать умение распознавать части речи в предложении и определять их синтаксическую функцию.

Основные лингвистические понятия

Морфология, система частей речи, самостоятельные и служебные части речи, грамматические признаки, синтаксис, предложение простое осложненное, предложение сложное, грамматика.

Развитие речи

Тема и идея текста, тип и стиль речи, умение использовать в письменной речи различные тропы, составлять письменный ответ на проблемный вопрос.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1.Ю. Лотман «Беседы о русской культуре». https://imwerden.de/pdf/lotman_besedy_o_russkoj_kulture_1994__ocr.pdf


2. К.Васильев. Бой Добрыни со Змеем. https://www.konstantinvasiliev.ru/kartiny-i-grafika/bylinas-cycle/




1. Прочитайте отрывок из книги Ю.Лотмана «Беседы о русской культуре». Какие мысли он у вас вызвал?

Прочитав данный текст, я подумал(а) о том, что

_______________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

1) Меч не более чем предмет. 2) Он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. 3) Это все примеры употребления его как предмета. 4) Когда он прикреплен к поясу, меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

5) В восемнадцатом веке русский и европейский дворянин не носит меча, на боку его висит шпага, которая означает принадлежность к привилегированному сословию.

6) Принадлежность к дворянству означает и обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя повседневной и праздничной одежды. 7) Шпага как оружие, шпага как часть одежды, шпага как символ, знак дворянства — всё это различные функции предмета в общем контексте культуры.


2. Определите тип текста________________________________________


3. Определите стиль речи ______________________________________


4. Укажите верные высказывания:

1) меч-это предмет, которым можно убить

2) меч, прикрепленный на поясе, свидетельствует о силе и мужестве

3) слово меч многозначное

4) шпага может заменить меч в качестве символа

5) слово шпага во всех значениях является частью культуры.

_____________________________________________________________


5. В каких утверждениях допущены ошибки в определении грамматических признаков. Запишите номера этих утверждений.

1) местоимение ЕГО (предложение 2) притяжательное

2) глагол ПОМЕСТИТЬ (предложение 2) свершенного вида, переходный

3) союз КОГДА (предложение 4) подчинительный

4) прилагательное СВОБОДНОГО (предложение 4) качественное, в среднем роде, родительном падеже, единственном числе

5) числительное ВОСЕМНАДЦАТОГО СЛОВА (предложение 5) порядковое, простое, собирательное.

___________________________________________________________

6. Укажите номера верных утверждений.

1) грамматическая основа предложения 1 МЕЧ ПРЕДМЕТ

2) слово ЧЕЛОВЕКА в предложении 2 является дополнением

3) одна из грамматических основ предложения 4 МЕЧ СИМВОЛИЗИРУЕТ

4) слово привилегированному в предложении 5 является определением

5) предложение 6 сложное.


7. Выпишите все местоимения из предложений 5 и 7, укажите их разряд по значению.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Укажите все постоянные признаки глаголов из предложений 4 и 5.

глагол

вид

спряжение

переходность

возвратность
































9. Из предложения 7 выпишите все существительные 2 склонения.

____________________________________________________________

10. Образуйте все возможные степени сравнения от качественных прилагательных предложения 6.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Рассмотрите картину К.Васильева «Бой Добрыни со Змеем» из былинного цикла. Какую роль играет на ней меч?

Я думаю, что меч на картине обозначает ________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


t1688491625aa.jpg





Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.