— Ребята, а что же такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работаем самостоятельно, задания на листах
Кроссворд.
По горизонтали:
Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
По вертикали:
Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Поднимите руку, кто с заданием справился?
Проверьте и поставьте себе оценку.
Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок?
Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».
-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).
( на планшете скрыто слово тигрята).
-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это морфема, и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).
- Здесь вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).
- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), междометия).
А бывают ли нулевые окончания?
Дома вам было задано построить кластер на тему «Нулевое окончание». Ответы учеников.
Рецензия ответа.
Окончание – значимая часть слова, которая образует форму слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении, имеет грамматическое значение.
-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?
(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое корень?
- Может ли быть в слове два корня? (приведите пример)
- А что происходит в корнях слов друг – друзья – дружба; собери – собирай;
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- А что обычно находится после корня? (суффикс)
Для чего он служит? (для образования новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.
Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)
А в глаголах ходил (л – прош. вр.); люби (и – повелит. накл.)
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов, может служить и для образования формы слова.
- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)
-Что такое основа?
-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу?
Основа – это часть изменяемого слова без окончания.
-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)
Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
Докажите это.
Может ли быть в слове две приставки? (переоценили)
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Вывод: морфемы помогают определить часть речи, форму слова и его грамматические признаки.
Постарайтесь сформулировать определение раздела МОРФЕМИКА. Посмотрите в учебник, у нас есть с чем сравнить стр. 52
Докажите, что при разборе слова по составу важно установить, к какой части речи оно относится. Сделайте морфемный разбор слова
стекло (сущ.- корень стекл, окончание – о; глагол – приставка- с, корень – тек, суффикс – л, окончание – о)
|
Белкина Надежда Владимировна
Чебыкина Ирина Ивановна
Сафонова Елена Валерьевна
Чебыкина Ирина Ивановна
Грибанова Ирина Эдуардовна
Чебыкина Ирина Ивановна