Публикация «"Лицей.ОНЛАЙН" — образовательная платформа практического применения инноваций в российской школе»
«Лицей.ОНЛАЙН» - образовательная платформа практического применения инноваций в российской школе
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько
к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания»
Федор Иванович Янкович де Мариево (1741–1814 г.г.) [1]
Система российского образования, являясь объективным проецированием уровня развития технологий и эффективностью их использования в обществе, не может не эволюционировать. Этот процесс включает в себя как революционные, так и «спокойные» периоды внедрения с отработкой новых практик, методик и технологий обучения и воспитания. Если вторая половина предыдущего учебного года (2019-2020) оказалась для российской общеобразовательной школы периодом экстремального повсеместного перехода на дистанционное обучение, то прошедший (2020-2021) учебный год, на мой взгляд, стал для учителя периодом анализа и оценки эффективности применяемых методик и технологий в комбинированном очно-дистанционном обучении школьников. Поиск или отбор новых форм работы, апробация методик освоения учебных курсов на различных ступенях общего образования с требуемой адаптационной корректировкой сегодня для учителя стали, безусловно, составляющей его профессиональной деятельности.[2]
Работа над статьей по педагогике предусматривает подбор эпиграфа, соответствующего тематике публикации. В данном случае ставила цель найти цитату человека, высказывавшегося в свое время о необходимости инновационного развития российского общего образования. Повторю эпиграф - мысль Ф. И. Янковича: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания». Прошедшие два столетия не изменили, на мой взгляд, актуальности данного высказывания, поскольку и сегодня основными планируемыми результатами инновационных изменений в общем образовании остаются:
-комплексное «раскрытие» природных способностей каждого ребенка, обучающегося в школе;
-эффективные в конкретных информационно-технологических условиях формы и методы организации образовательного процесса в школе;
-формирование приоритета индивидуального развития каждого ребенка на базе классно-урочной системы включением в систему просвещения внеурочной образовательной деятельности школьников;
-проектирование и достижение максимальных интеллектуально-творческих достижений для одаренных детей, обеспечением которых являются реализуемые в массовой школе индивидуальные образовательные траектории, маршруты.
Об эффективно работающих технологиях в условиях традиционного школьного образования писать в этой статье не буду. Хочу поделиться тем, как инновационные методики были реализованы в лицее в условиях вынужденного дистанционного обучения. В то время перед администрацией и педагогическим коллективом каждой образовательной организацией стоял вопрос: какие технологи и методики, формы и методы работы смогут обеспечить предусмотренные ФГОС требования к процессу обучения, обеспечивая его результативность?
«Человеческая сущность должна преобладать над технологией»- считаю эти слова Альберта Эйнштейна руководством к действию учителя-профессионала. Была высказана идея о создании для лицея собственной системы дистанционного обучения. В течение месяца моим коллегой, Валерием Александровичем, учителем физики и информатики, была с нуля создана уникальная образовательная платформа «Лицей.ОНЛАЙН», работа в которой стала мощной ступенью совершенствования организации образовательного процесса в условиях пандемии.
С помощью уникальной, авторской сетевой платформы «Лицей.ОНЛАЙН» для нас стало возможным:
-используя современные методы образования, обеспечить изучение отдельных тем, серии уроков и целые разделы по любому школьному предмету; для этого учащемуся необходимо иметь доступ к любому устройству с выходом в сеть;
-обеспечение сетевого взаимодействия между учителем и учеником с помощью современных форм обратной связи, конференций, форумов и других средств современной технической связи;
-индивидуально-личностное взаимодействие участников процесса, так как организационно-функциональное наполнение системы «Лицей.ОНЛАЙН» таково, что с ней без проблем разобрались как ученики начальной школы, так и их родители. О старшеклассниках не говорю, они приняли платформу сразу, с одобрением.[4]
Основная информация о платформе приведена на скриншот главной страницы платформы:
Учителя лицея в условиях дистанционного обучения получили возможность не только проектировать уроки, обеспечивая доступ учеников к необходимой информации в назначенное расписанием занятий время, но и осуществлять индивидуальное сопровождение образования школьников.
В качестве примера привожу скриншот страницы пользователя (учителя), позволявшей в период комбинированного режима работы лицея осуществлять дистанционное обучение как в отдельных классах, находившихся на карантине, так и для учащихся, не посещающих учебные занятия в лицее из-за болезни.
На скриншотах страниц указаны даты размещения учебных материалов, формат их представления для учащихся, количество просмотров. Учитель имеет возможность на странице разместить ссылки на интернет-источники, видеоматериалы, прикрепить файлы для скачивания, указать время и форму предъявления отчета по данной теме.
Не только освоение новых тем, но и контроль знаний успешно осуществлялся с помощью платформа «Лицей.ОНЛАЙН». На скриншоте–страница заданий для выполнения контрольной работы по физике в восьмых классах.
Таким образом, у учителя лицея появился инструмент информационно-сетевого "обращения" сразу ко всем ученикам класса, параллели, оставаясь при этом индивидуально востребованным. Конечно, учитель, обозначая временные рамки, понимает, что некоторым учащимся потребуется больше времени для выполнения задания и сдачи отчета, но индивидуальная форма предъявления результатов работы позволяет учитывать психологические особенности личности ребенка, технические возможности семьи.
Новаторская разработка моего коллеги получила высокую оценку среди профессионального сообщества Краснодарского края и города Краснодара, мы же получили инструмент эффективной деятельности в условиях очно-дистанционного формата школьного образования. Все участники образовательного процесса комфортно, в удобном для каждого темпоритме, осуществляют: одни - обучение, другие–познание и развитие с помощью платформы «Лицей.ОНЛАЙН».
Актуальным направлением в современной общеобразовательной школе остается необходимость проектирования любого вида образовательной деятельности с учетом психоэмоциональных, индивидуально-личностных характеристик каждого участника этого процесса. Эффективная работа авторской платформы «Лицей.ОНЛАЙН», не требуя специальных навыков и умений от педагогов и школьников, обеспечила высокую эффективность образовательного процесса в условиях вынужденного дистанционного обучения. А старшеклассники–ученики профильных классов лицея получили наглядный пример творческого использования комплекса умений и навыков для реализации прикладных задач, которые ставит перед каждым из нас жизнь.
Источники информации:
1. Цитаты об образовании: https://www.poznaysebia.com/2012/10/12/zolotyie-tsitatyi-ob-obrazovanii-i-aforizmyi-ob-obuchenii
2. Раимбекова Г.К. Современные инновационные технологии в школьном образовании// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции – Краснодар, 2016 – с. 179-183; https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9554
3. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml
4. Главная страница образовательной платформы «Лицей.ОНЛАЙН»: http://licey.online
Язенина Ольга Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна