Статья «Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций»
Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций
Максименко Н.В.
Максименко Нина Валерьевна / Maksimenko Nina Valerievna – преподаватель математики первой квалификационной категории КГБ ПОУ ХТТТ, г. Хабаровск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что психология и педагогика играют большую роль в становлении подрастающего поколения, формировании общества в целом. Поэтому внедрение инноваций в работу преподавателя является одним из важных аспектов его работы.
Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, обучающийся, деятельность, методы, технологии.
Проблемы педагогического мастерства являются актуальными для теории и практики обучения и воспитания.
Преподаватель реализует цели и задачи обучения и воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, художественно-эстетическую деятельность обучающихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Важнейшая роль отводится педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство – это комплекс профессиональных знаний и умений преподавателя, и как искусство, основанное на проявлении педагогом совокупности способностей и личностных качеств, помогающих ему эффективно решать педагогические задачи, и как уровень педагогической деятельности, позволяющий достигать оптимальных результатов. Педагогическое мастерство в ходе профессиональной деятельности преподавателя позволяет оптимизировать все виды учебно-воспитательной работы, направлять их на всестороннее развитие и совершенствование личности студента, формирование его мировоззрения и способностей. В процессе своей педагогической деятельности я творчески использую методы и приемы обучения, воспитания и развития обучающихся.
В данной статье хочу рассказать, какие новые методики, технологии я внедряю в свою учебную деятельность, каких результатов добилась и с какими трудностями столкнулась на этапе внедрения, а также пути решения возникающих проблем.
Главное внимание обращаю на активные методы обучения.
На аудиторных и внеаудиторных занятиях по математике использую игровые технологии, например, провожу игру «Математический брейн-ринг».
Основная ее цель – создать для студента ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу. К началу игры я подбираю список задач, к которым указаны ответы. Обучающиеся разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи.
Разбор каждой происходит так:
1. Читаю условие задачи командам, после чего обучающиеся приступают к решению.
2. Объявляю цену задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».
3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает мне.
4. Далее собираю ответы, учитывая порядок их поступления.
5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.
6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.
Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени, заранее не объявляется. Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог.
Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов. Такая игра заставляет студентов работать в очень высоком темпе.
Брейн-ринг можно проводить по определенной теме (чаще всего провожу по геометрии, например, по теме «Прямые и плоскости в пространстве»). При этом самые первые задачи темы обучающиеся решают сами, своими методами. Я показываю другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задачах. При повышении сложности заданий студенты пользуются новым методом. Это очень мобильная игра.
Также применяю интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в группах, разработка проекта, проигрывание ситуаций, решение ситуационных задач, выступление в роли обучающего и др.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной. Моя задача:
- регулировать процесс и заниматься его общей организацией;
- готовить заранее необходимые задания;
- формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах;
- давать консультации;
- контролировать время и порядок выполнения намеченного плана.
В условиях учебного общения наблюдается:
- повышение точности восприятия,
- увеличивается результативность работы памяти,
- более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Интерактивные методы обучения использую на этапе актуализации знаний («мозговой штурм», кластеры, обсуждение домашней творческой работы, синквейн).
Синквейн использую на каждом занятии. Например, по теме «Призма»:
Призма Правильная, наклонная
Рисовать, измерять, строить
Мир, как через призму
Радуга
После изучения каждой темы использую прием «Ромашка». Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый обучающийся отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяю как вариант обобщения материала. Например, при изучении темы «Пирамида». Данный прием помогает систематизировать знания обучающихся.
Рис. Прием «Ромашка» при изучении темы «Пирамида»
Необходимо в системе и обоснованно использовать данные приемы (это инструмент, а не развлечение обучающихся). Трудности возникали на первых занятиях, т. к. у обучающихся не было соответствующего опыта. Также надо отметить трудоемкость подготовки к проведению занятий.
Регулярное применение описанных приемов повысило мотивацию студентов к изучению математики, а также улучшилась успеваемость. По отзывам самих обучающихся, данные приемы помогают им лучше разобраться в материале занятия, что у них повысился интерес к математике в целом.
Дистанционное обучение – следующий современный метод обучения, который я активно применяю в своей учебной деятельности. Использую платформу CORE (бесплатная платформа для дистанционного обучения).
На данной платформе мною созданы уроки по всем темам курса Математики. Каждый обучающийся в любой момент времени имеет возможность зайти на урок и ознакомиться с материалам занятия. Удобно для работы с неуспевающими обучающимися, с обучающимися, имеющими пропуски занятий, а также для тех, кто хочет более подробно разобраться в пройденном материале (или при возникновении трудностей при выполнении домашнего задания).
В результате применения дистанционного обучения (его элементов) повысились образовательные результаты обучающихся.
Недостатками можно назвать высокие требования к технической оснащенности педагогического процесса (не у всех обучающихся есть техническая возможность), отсутствие визуального контакта педагога и обучающегося.
Также я использую обучающую среду Moodle, которая является одной из самых популярных платформ электронного обучения. Moodle – система создания и управления курсами.
В Moodle я разработала курсы по учебной дисциплине «Математика». Курсы содержат лекционный и практический материалы. Студенты имеют возможность ознакомиться с теоретическим материалом, выполнить практическую работу, которую они прикрепляют на платформе. Преподавателю на личную почту приходит сообщение о том, что обучающийся отправил ответ на задание. Плюс для студента – может отследить результат проверки, ознакомиться с комментарием преподавателя, сделать работу над ошибками и повторно отправить ответ. Плюс для преподавателя – автоматически формируется отчет по оценкам для каждой группы.
В данной системе я использую разнообразные формы самостоятельной работы студентов: непосредственный диалог, обсуждение проблем, вопросов в интерактивном режиме, подготовка творческих работ (эссе, проектов), и др.
Я размещаю гиперссылки на информационные источники и ресурсы, обучающиеся имеют открытый доступ в Интернет. Это позволяет обучающемуся ознакомиться с материалами видеоуроков, лекционными материалами. Самостоятельное получение знаний и новой информации из первоисточника создает мотивацию на выработку личностного отношения по изучаемой проблеме. Результатом такой работы может стать выполнение различных контрольно-творческих заданий по поиску и размещению новых ссылок и источников (документов, статей, пособий), подготовке сообщений и презентаций по конкретной теме и др.
Одним из достоинств системы Moodle является активное ее использование в тех ситуациях, когда, обучающимся необходимо самостоятельное освоение материала в случае пропуска занятия, а также устранение пробелов путем повторения, предоставляется возможность лучше сориентироваться в общем объеме и содержании изучаемого материала, что обеспечивает своевременное его закрепление.
Использование системы дистанционного обучения Moodle в практической деятельности преподавателя и обучающегося имеет множество преимуществ, обеспечивающих высокое качество учебной информации, широкие возможности, комплексное воздействие; постоянную обратную связь и сокращение рутинных действий; отработку практических умений и навыков в процессе освоения материала.
Хочу также отметить, что использование техники (интерактивная доска, ноутбук и др.) в условиях современности необходимо.
В данной статье я описала некоторые современные методы обучения, которые я использую в педагогической деятельности. Уроки должны давать обучающимся возможность самореализоваться, открывать новые знания; должны быть комфортными. Важным считаю развитие у студентов познавательной активности, творческого мышления, самостоятельности.
Можно сделать вывод: внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.
Список использованных источников
http://psychology.univer.kharkov.ua/dist2020/materialy/Shvedova/PedM.pdf
https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php
http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2020-04-27-1564
http://uu.vlsu.ru/files/Innovachionnie_MO