МАОУ «МСОШ №16»
Валеева Ф.Р.
Материалы для подготовки к ЕГЭ
I РАЗМИНКА
Определите стихотворный размер.
1. Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. (А. Фет) |
2. Запевающий сон, зацветающий цвет, (А. Блок) |
3. Плачет старуха. А мне что за дело? Что и жалеть, коли нечем помочь?.. Слабо мое изнуренное тело, Время ко сну. Недолга моя ночь. (Н. Некрасов) |
4. Как страшно жизни сей оковы (М. Лермонтов) |
5. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. (В. Жуковский) |
Определите размер ( поэзия А.Фета)
Какая ночь! На всем какая нега! |
Это утро, радость эта, |
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. |
Буря на небе вечернем, |
Густая крапива шумит под окном. |
Соотнесите литературный термин и определение.
1)ПЕРСОНАЖ |
острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. |
2)ПЕЙЗАЖ |
Система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. |
3)Композиция |
Круг событий и явлений, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то о чём повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей. |
4)КОНФЛИКТ |
Действующее лицо художественного произведения или сценического представления |
5)СЮЖЕТ |
Изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя. |
6)ТЕМА |
Введение в действие, изложение сведений необходимое для понимания в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действия. |
7)ЭКСПОЗИЦИЯ |
Последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения, построение произведения в связи с его содержанием и жанровой формой. |
По определению восстановите название литературного направления.
классицизм |
Художественное авангардистское движение. Основные признаки: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее и т.д. |
сентиментализм |
Литературное направление серебряного века. Основные принципы: отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определённое, точное значение; предметность и чёткость образов, отточенность деталей |
романтизм |
Направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. |
символизм |
Одно из литературных направлений, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Главная цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности |
акмеизм |
Направление в европейской и американской культурах конца 18 века, первой половины 19, характеризующаяся исключительностью героев и обстоятельств. Этому направлению свойственна мечтательность и идеализация реальности. Основатель направления англичанин Байрон. |
футуризм |
Направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. |
Назовите художественные средства, использованные в данных отрывках.
1.Виднелся лишь пепел седой и холодный |
|
2.В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет |
|
3.И грустный праздник вдруг случился |
|
4.Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. |
|
5.Твой ум глубок, что море, |
|
6. Увижу ль я твой светлый взор? |
|
7.На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег |
|
8.Не напрасно дули ветры, |
|
9.Полный месяц встал над лугом |
|
10. И тогда уже – скомкав фонарей одеяла …. |
РАЗНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕРМИНОВ
ЭПИТЕТ |
Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы») |
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности (вихорь чёрный, песок горючий) |
|
Укажите название традиционного для народной поэзии средства художественной изобразительности, представленного в песне( «доброму молодцу», «грозного судью», «тёмная ночь») |
|
Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого Лопахин выражает своё отношение к настоящей действительности («нескладная, несчастливая жизнь») |
|
МЕТАФОРА |
Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие ( «Высоко бегут по карнизам//Улыбки, сказки и сны…») |
Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья») |
|
Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургеневым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»). |
|
ЗВУКОПИСЬ |
Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек». |
аллитерация |
Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных звуков в строке (« И слёзы слизывая с губ»)? |
ассонанс |
Как называется стилистический приём, основанные на повторении одинаковых гласных звуков в строке ( В мерцаньи красных лампад..») |
Какой фонетический приём использует поэт, добиваясь особого звучания строки: «Ненавидя, кляня и любя». |
|
ПСИХОЛОГИЗМ |
Реплики персонажей, их реакции на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевных движений. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении? |
В эпизоде автор описывает смятенное душевное состояние Гурова и Анны Сергеевны в момент их встречи в театре. Как называется изображение внутренней жизни персонажей в художественном произведении? |
|
Слушая пение мятежников, герой испытывает «пиитический ужас». Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь? |
|
ДЕТАЛЬ |
Для создания образа «прошлого» мира А.А.Блок использует выразительные подробности, несущие особую смысловую нагрузку, например:»окрики пьяные», «пыль переулочная». Назовите это художественное средство. |
Укажите термин, которым обозначают мелкую выразительную подробность, играющую важную роль в характеристике персонажа (леденец, который кладёт в рот Гаев, произносящий «высокие слова») |
|
Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя («правильный нос» героини)? |
|
АФОРИЗМ |
Как называются лаконичные, образные изречения, встречающиеся в речи героини («Где поётся, там и счастливится», «…где не будет лучше, там будет хуже…» |
|
|
КОНФЛИКТ |
Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов |
Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде. |
ГЕРОИ
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова |
1. главные герои |
2. Князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович |
2. второстепенные |
3. Софья, Молчалин, Фамусов |
3.эпизодические |
4. Г.Д.- Г.Н. |
4.образ-пародия |
5. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич |
5.ГЕРОЙ- РЕЗОНЁР |
6. Репетилов |
6. внесценические персонажи |
7.Чацкий - Молчалин |
7. Герои, необходимые для связи сценического действия |
Светлана Александровна Максимова