12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Валеева Дания Рашитовна1101 Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек. Россия, Челябинская обл., Миасс Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ» |
Литературная разминка
МАОУ «МСОШ №16»
Валеева Ф.Р.
Материалы для подготовки к ЕГЭ
I РАЗМИНКА
Определите стихотворный размер.
1. Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. (А. Фет) | 2. Запевающий сон, зацветающий цвет, (А. Блок) |
3. Плачет старуха. А мне что за дело? Что и жалеть, коли нечем помочь?.. Слабо мое изнуренное тело, Время ко сну. Недолга моя ночь. (Н. Некрасов) | 4. Как страшно жизни сей оковы (М. Лермонтов) |
5. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. (В. Жуковский) |
Определите размер ( поэзия А.Фета)
Какая ночь! На всем какая нега! | Это утро, радость эта, |
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. | Буря на небе вечернем, |
Густая крапива шумит под окном. |
Соотнесите литературный термин и определение.
1)ПЕРСОНАЖ | острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. |
2)ПЕЙЗАЖ | Система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. |
3)Композиция | Круг событий и явлений, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то о чём повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей. |
4)КОНФЛИКТ | Действующее лицо художественного произведения или сценического представления |
5)СЮЖЕТ | Изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя. |
6)ТЕМА | Введение в действие, изложение сведений необходимое для понимания в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действия. |
7)ЭКСПОЗИЦИЯ | Последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения, построение произведения в связи с его содержанием и жанровой формой. |
По определению восстановите название литературного направления.
классицизм | Художественное авангардистское движение. Основные признаки: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее и т.д. |
сентиментализм | Литературное направление серебряного века. Основные принципы: отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определённое, точное значение; предметность и чёткость образов, отточенность деталей |
романтизм | Направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. |
символизм | Одно из литературных направлений, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Главная цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности |
акмеизм | Направление в европейской и американской культурах конца 18 века, первой половины 19, характеризующаяся исключительностью героев и обстоятельств. Этому направлению свойственна мечтательность и идеализация реальности. Основатель направления англичанин Байрон. |
футуризм | Направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. |
Назовите художественные средства, использованные в данных отрывках.
1.Виднелся лишь пепел седой и холодный | |
2.В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет | |
3.И грустный праздник вдруг случился | |
4.Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. | |
5.Твой ум глубок, что море, | |
6. Увижу ль я твой светлый взор? | |
7.На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег | |
8.Не напрасно дули ветры, | |
9.Полный месяц встал над лугом | |
10. И тогда уже – скомкав фонарей одеяла …. |
РАЗНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕРМИНОВ
ЭПИТЕТ | Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы») |
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности (вихорь чёрный, песок горючий) | |
Укажите название традиционного для народной поэзии средства художественной изобразительности, представленного в песне( «доброму молодцу», «грозного судью», «тёмная ночь») | |
Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого Лопахин выражает своё отношение к настоящей действительности («нескладная, несчастливая жизнь») | |
МЕТАФОРА | Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие ( «Высоко бегут по карнизам//Улыбки, сказки и сны…») |
Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья») | |
Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургеневым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»). | |
ЗВУКОПИСЬ | Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек». |
аллитерация | Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных звуков в строке (« И слёзы слизывая с губ»)? |
ассонанс | Как называется стилистический приём, основанные на повторении одинаковых гласных звуков в строке ( В мерцаньи красных лампад..») |
Какой фонетический приём использует поэт, добиваясь особого звучания строки: «Ненавидя, кляня и любя». | |
ПСИХОЛОГИЗМ | Реплики персонажей, их реакции на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевных движений. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении? |
В эпизоде автор описывает смятенное душевное состояние Гурова и Анны Сергеевны в момент их встречи в театре. Как называется изображение внутренней жизни персонажей в художественном произведении? | |
Слушая пение мятежников, герой испытывает «пиитический ужас». Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь? | |
ДЕТАЛЬ | Для создания образа «прошлого» мира А.А.Блок использует выразительные подробности, несущие особую смысловую нагрузку, например:»окрики пьяные», «пыль переулочная». Назовите это художественное средство. |
Укажите термин, которым обозначают мелкую выразительную подробность, играющую важную роль в характеристике персонажа (леденец, который кладёт в рот Гаев, произносящий «высокие слова») | |
Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя («правильный нос» героини)? | |
АФОРИЗМ | Как называются лаконичные, образные изречения, встречающиеся в речи героини («Где поётся, там и счастливится», «…где не будет лучше, там будет хуже…» |
| |
КОНФЛИКТ | Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов |
Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде. |
ГЕРОИ
ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова | 1. главные герои |
2. Князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович | 2. второстепенные |
3. Софья, Молчалин, Фамусов | 3.эпизодические |
4. Г.Д.- Г.Н. | 4.образ-пародия |
5. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич | 5.ГЕРОЙ- РЕЗОНЁР |
6. Репетилов | 6. внесценические персонажи |
7.Чацкий - Молчалин | 7. Герои, необходимые для связи сценического действия |
Комментарии (1)
