Материалы для подготовки к ЕГЭ «Литературная разминка»

6
1
Материал опубликован 13 April 2016 в группе

МАОУ «МСОШ №16»

Валеева Ф.Р.

Материалы для подготовки к ЕГЭ

I РАЗМИНКА

Определите стихотворный размер.

1. Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(А. Фет)

2. Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

(А. Блок)

3. Плачет старуха. А мне что за дело?

Что и жалеть, коли нечем помочь?..

Слабо мое изнуренное тело,

Время ко сну. Недолга моя ночь.

(Н. Некрасов)

4. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

(М. Лермонтов)

5. Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

(В. Жуковский)

 

Определите размер ( поэзия А.Фета)

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

 

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

 

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.

Густая крапива шумит под окном.
Зеленая ива нависла шатром.

 

Соотнесите литературный термин и определение.

1)ПЕРСОНАЖ

острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой.

2)ПЕЙЗАЖ

Система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

3)Композиция

Круг событий и явлений, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то о чём повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.

4)КОНФЛИКТ

Действующее лицо художественного произведения или сценического представления

5)СЮЖЕТ

Изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и художественной позиции писателя.

6)ТЕМА

Введение в действие, изложение сведений необходимое для понимания в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действия.

7)ЭКСПОЗИЦИЯ

Последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения, построение произведения в связи с его содержанием и жанровой формой.

По определению восстановите название литературного направления.

классицизм

Художественное авангардистское движение.

Основные признаки: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее и т.д.

сентиментализм

Литературное направление серебряного века. Основные принципы: отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определённое, точное значение; предметность и чёткость образов, отточенность деталей

романтизм

Направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

символизм

Одно из литературных направлений, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Главная цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности

акмеизм

Направление в европейской и американской культурах конца 18 века, первой половины 19, характеризующаяся исключительностью героев и обстоятельств. Этому направлению свойственна мечтательность и идеализация реальности. Основатель направления англичанин Байрон.

футуризм

Направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.

Назовите художественные средства, использованные в данных отрывках.

1.Виднелся лишь пепел седой и холодный

 

2.В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет

 

3.И грустный праздник вдруг случился

 

4.Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.

 

5.Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы

 

6. Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?

 

7.На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег

 

8.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

 

9.Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом…

 

10. И тогда уже – скомкав фонарей одеяла ….

 

РАЗНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕРМИНОВ

ЭПИТЕТ

Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы»)

 

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности (вихорь чёрный, песок горючий)

 

Укажите название традиционного для народной поэзии средства художественной изобразительности, представленного в песне( «доброму молодцу», «грозного судью», «тёмная ночь»)

 

Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого Лопахин выражает своё отношение к настоящей действительности («нескладная, несчастливая жизнь»)

   

МЕТАФОРА

Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие ( «Высоко бегут по карнизам//Улыбки, сказки и сны…»)

 

Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья»)

 

Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургеневым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»).

   

ЗВУКОПИСЬ

Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

аллитерация

Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных звуков в строке (« И слёзы слизывая с губ»)?

ассонанс

Как называется стилистический приём, основанные на повторении одинаковых гласных звуков в строке ( В мерцаньи красных лампад..»)

 

Какой фонетический приём использует поэт, добиваясь особого звучания строки: «Ненавидя, кляня и любя».

   

ПСИХОЛОГИЗМ

Реплики персонажей, их реакции на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевных движений. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?

 

В эпизоде автор описывает смятенное душевное состояние Гурова и Анны Сергеевны в момент их встречи в театре. Как называется изображение внутренней жизни персонажей в художественном произведении?

 

Слушая пение мятежников, герой испытывает «пиитический ужас». Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь?

   

ДЕТАЛЬ

Для создания образа «прошлого» мира А.А.Блок использует выразительные подробности, несущие особую смысловую нагрузку, например:»окрики пьяные», «пыль переулочная». Назовите это художественное средство.

 

Укажите термин, которым обозначают мелкую выразительную подробность, играющую важную роль в характеристике персонажа (леденец, который кладёт в рот Гаев, произносящий «высокие слова»)

 

Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя («правильный нос» героини)?

   

АФОРИЗМ

Как называются лаконичные, образные изречения, встречающиеся в речи героини («Где поётся, там и счастливится», «…где не будет лучше, там будет хуже…»

 

 

КОНФЛИКТ

Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов

 

Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде.

ГЕРОИ

ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

1. главные герои

2. Князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

2. второстепенные

3. Софья, Молчалин, Фамусов

3.эпизодические

4. Г.Д.- Г.Н.

4.образ-пародия

5. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

5.ГЕРОЙ- РЕЗОНЁР

6. Репетилов

6. внесценические персонажи

7.Чацкий - Молчалин

7. Герои, необходимые для связи сценического действия

 

Комментарии

Вы просто кладезь материалов)))) Спасибо!

12 August 2018