План методической работы «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы "Разговор о правильном питании"»

2
1
Материал опубликован 21 May 2020 в группе

Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»

 

Пояснительная записка

Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек, обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной судьбы.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности учителя.

А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейших подсказок со стороны умел заботиться о своём здоровье? Конечно же, один из наиболее эффективных путей – внедрение специальных образовательных программ, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. И одной из таких программ является программа «Разговор о правильном питании», которая успешно реализовывается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Саратова с 2009 года.

Ведущая цель программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой «Разговор о правильном питании» - формирование у младших школьников основ рационального питания. Программа предполагает использование разнообразных форм и методов при проведении занятий в зависимости от возраста и возможностей детей.

Важным методом в формировании основ культуры питания может стать  чтение художественной литературы, которое поможет не только обогатить словарный запас детей и приобщить к фольклору, но и воспитать культуру питания.

Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своему здоровью. Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. не только приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа, но и дают уроки физической и нравственной чистоплотности. Рассказы и стихотворения помогают в изучении тем, связанных с культурой правильного питания.

Уже давно понятно, что всевозможные поучения взрослых о том, «как надо» и «как лучше» питаться, что «можно есть», а что «не нужно» ребенку неинтересны. То же самое касается и любых запретов. Зато, слушая интересный рассказ или стихотворение, ребёнок автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, учится на ошибках персонажа, стараясь выбрать правильный путь. Примеры героев произведения воспитывают сознательное отношение к своему здоровью, помогают в сохранении и укреплении здоровья.

Цели программы:

формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью;

формирование полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни путём использования литературных произведений.

Задачи:

формирование представления о ценности здоровья, значении правильного питания;

формирование представления об основных требованиях к режиму питания;

освоение детьми практических навыков рационального питания;

пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем,

расширение знаний об истории и культуры своего народа, а также знакомство с традициями в области питания других народов;

развитие творческих способностей, интереса к познавательной деятельности;

Формы обучения

фронтальная работа

групповая работа

парная работа

-индивидуальная работа

Методы обучения

творческие мастерские

ролевые игры

круглый стол (дискуссия)

метод проектов

интервью

инсценировка

использование ИКТ

технология критического мышления ( «синквейн», «верю-не верю». « корзина идей)

Личностные результаты изучения курса

Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие правила поведения;

Умение делать самостоятельный выбор в предложенных ситуациях;

Проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

Проявлять интерес к основам  культуры питания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать свои предположения, опираясь на иллюстративный ряд;

Учиться работать по предложенному учителем плану;

Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного выполненного;

Учиться оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Познавательные УУД:

С помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний;

Уметь работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;

Уметь находить ответы на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

Уметь оперировать полученной информацией: сравнивать и группировать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

Уметь отстаивать свою точку зрения, оформлять свою мысль в устной речи;

Слушать и понимать речь других;

Уметь правильно ставить вопросы;

Читать и пересказывать текст;

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Результатом изучения программы является презентация продукта творческой деятельности.

Не менее важным является и эффективное взаимодействие с родителями по теме ''Культура питания и ее важность для здоровья человека'', ведь , как показывает практика, многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания. А некоторые и вовсе не имеют ни малейшего представления о правильном детском питании.

Формы работы с родителями достаточно многообразны. Это могут быть не только родительские собрания в традиционной форме, но и проведение круглых столов с привлечением диетологов и медицинских работников, просмотр обучающих фильмов, проведение выставок, а также разнообразные творческие викторины, конкурсы. Особенное внимание при работе с родителями следует уделить совместным мероприятиям с детьми: это могут быть праздники, интерактивные игры и совместные проекты, в которых смогут принять участие не только родители, но и дети, что позволит не только помочь в разъяснительной работе , но и поможет в объединении и сплочении семьи.

 п/п

Тема занятия

Взаимодействие с родителями

1

Если хочешь быть здоров

Предварительное анкетирование родителей с целью выявления знаниями в области культуры питания

2

Самые полезные продукты

Родительское собрание «Правильное питание – залог здоровья»

3

Удивительные превращения пирожка

Своя игра «Путешествие по стране Здоровье»

4

Кто жить умеет по часам

Оформление фотоальбома «Я расту»

5

Вместе весело гулять

Фотоконкурс «Душа на месте, когда семья гуляет месте»

6

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной

Проект «Как делают кашу в разных странах мира»

7

Плох обед, если хлеба нет

Экскурсия в Хлебокомбинат, конкурс синквейнов на тему «Обед»

8

Время есть булочки

Круглый стол «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».

9

Пора ужинать

Конкурс вредных советов «Много есть вредно, а мало - скучно».

10

Веселые старты

Конкурс плакатов «Моя семья–самая спортивная »

11

На вкус и цвет товарищей нет

Конкурс инсценированных костюмов «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты».

12

Как утолить жажду…

Дегустационный зал «Чудо-напиток»

13

Что помогает быть сильным и ловким

Праздник Картошки

14

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Интерактивная игра «В день по яблоку съедать – век болезней не видать».

15

Праздник здоровья

Кулинарный поединок «В гостях у сказки»

 

Оценка эффективности работы по данной методике.

Можно много говорить о том, как нужно правильно питаться, и как этого делать не стоит. А можно пойти по более лёгкому пути и призвать на помощь литературу. Ведь именно герои литературных произведений вкупе с замечательной программой о правильном питании, разработанной М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой, помогут в лёгкой и доступной форме сформировать у детей представления об основных требованиях к режиму питания, помогут им освоить практические навыки рационального питания и пробудят интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.

Правильность данного утверждения подтверждает анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания, которое показывает не только повышение уровня знаний о правильном питании, но и

Практическое применение полученных знаний на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название темы

Литературные произведения

Итоговый продукт

1

Если хочешь быть здоров

А. Барто «Зарядка»,

И. Левченко «Зарядка»

В. Пахомов «Чтоб здоровым быть сполна»

А. Бах «Надо спортом заниматься»

А. Мальцев «Моя тренировка»

Составление комплекса

утренней зарядки.

Демонстрация комплекса.

2

Самые полезные продукты

С. Я. Маршак «Мороженое»

Л. Огурцова «Олежка-сладкоежка»

Н. Ю. Чуприна Кошка в гостях у свиньи»

Презентация « Мой поход

в магазин».

3

Удивительные превращения пирожка

М.Бородицкая «Булочная песенка»

Ю. Мориц «Пирожок»

Составление сказки «Язык-озорник».

4

Кто жить умеет по часам

Л. Зимина «Режим дня»

С. Лесникова «Кто жить умеет по часам»

С. Баруздин «Ведут часы секундам счёт»

Книжка-малышка «Один день из моей жизни».

5

Вместе весело гулять

И. Токмакова «Поиграем»

Д. Хармс «Игра», «Лыжная прогулка в лес»

С. Рагулина «Страна Играйка»

В. Вин «Прятки»

Проект

«Моя страна Игралочка».

6

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной

А. Прокофьев «Вечером»

Русская нар сказка «Каша из топора»

Е. Раннева «День варенья»

 

 

Доклад (презентация) «Приключения маленького зёрнышка».

7

Плох обед, если хлеба нет

О.Ребрикова «Мама на кухне готовит обед»

В. Орлов «Повар, повар, где обед?»

М. Халеева «Был и нету»

Создание афиши «Питайтесь правильно! Приходите к нам на обед!»

8

Время есть булочки

В. Донская «Почему мычишь, Корова

М. Бородицкая «Убежало молоко»

М. Парошин «Полдник»

Создание сказки «Приключения Пирожка и Булочки».

 

9

Пора ужинать

Н.Ю.Чуприна «Поросёночек Пончик»

М. Пляцковский «Кому что нравится»

Корзина идей

«Самый полезный и вкусный ужин».

10

Весёлые старты

В. Безладнов «Чтобы быть всегда здоровым»

«Чтоб здоровым быть сполна…»
 

Проект « Я люблю спорт».

11

На вкус и цвет товарищей нет

В. Драгунский «Что любит Мишка»

Создание кулинарного рецепта блюд с добавлением пряностей "Пряности добавляем – новый вкус получаем".

 

12

Как утолить жажду

Русская народная сказка «О живой воде и молодильных яблоках»

Создание авторского напитка и его презентация.

13

Что помогает быть сильным и ловким

Б. Заходер «Диета термита»

С. Миллиган «Обжора»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

 

Советы наоборот – что нужно сделать для того, чтобы не быть ловким и сильным.

14

Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты

Г. Граубин «Радуга в огороде»

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

 

Создание панно «Лукошко витаминов».

15

Праздник здоровья

А. Никулина «Быть здоровым-это модно»

Творческое эссе «Здоровым –быть модно!»

 

Литература:

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013, 79 с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013, 72 с.

Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

http://www.dityachi-zagadky.org.ua/categor

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А для какого класса предназначена эта программа: 1-2 класс или 3-4 классы?

22 May 2020

Похожие публикации