План методической работы «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы "Разговор о правильном питании"»
Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании»
Пояснительная записка
Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек, обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной судьбы.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности учителя.
А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейших подсказок со стороны умел заботиться о своём здоровье? Конечно же, один из наиболее эффективных путей – внедрение специальных образовательных программ, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. И одной из таких программ является программа «Разговор о правильном питании», которая успешно реализовывается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102» г. Саратова с 2009 года.
Ведущая цель программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой «Разговор о правильном питании» - формирование у младших школьников основ рационального питания. Программа предполагает использование разнообразных форм и методов при проведении занятий в зависимости от возраста и возможностей детей.
Важным методом в формировании основ культуры питания может стать чтение художественной литературы, которое поможет не только обогатить словарный запас детей и приобщить к фольклору, но и воспитать культуру питания.
Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своему здоровью. Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. не только приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа, но и дают уроки физической и нравственной чистоплотности. Рассказы и стихотворения помогают в изучении тем, связанных с культурой правильного питания.
Уже давно понятно, что всевозможные поучения взрослых о том, «как надо» и «как лучше» питаться, что «можно есть», а что «не нужно» ребенку неинтересны. То же самое касается и любых запретов. Зато, слушая интересный рассказ или стихотворение, ребёнок автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, учится на ошибках персонажа, стараясь выбрать правильный путь. Примеры героев произведения воспитывают сознательное отношение к своему здоровью, помогают в сохранении и укреплении здоровья.
Цели программы:
формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью;
формирование полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни путём использования литературных произведений.
Задачи:
формирование представления о ценности здоровья, значении правильного питания;
формирование представления об основных требованиях к режиму питания;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем,
расширение знаний об истории и культуры своего народа, а также знакомство с традициями в области питания других народов;
развитие творческих способностей, интереса к познавательной деятельности;
Формы обучения
фронтальная работа
групповая работа
парная работа
-индивидуальная работа
Методы обучения
творческие мастерские
ролевые игры
круглый стол (дискуссия)
метод проектов
интервью
инсценировка
использование ИКТ
технология критического мышления ( «синквейн», «верю-не верю». « корзина идей)
Личностные результаты изучения курса
Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие правила поведения;
Умение делать самостоятельный выбор в предложенных ситуациях;
Проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
Проявлять интерес к основам культуры питания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учиться высказывать свои предположения, опираясь на иллюстративный ряд;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного выполненного;
Учиться оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Познавательные УУД:
С помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний;
Уметь работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;
Уметь находить ответы на поставленные вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Уметь оперировать полученной информацией: сравнивать и группировать и делать выводы
Коммуникативные УУД:
Уметь отстаивать свою точку зрения, оформлять свою мысль в устной речи;
Слушать и понимать речь других;
Уметь правильно ставить вопросы;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Результатом изучения программы является презентация продукта творческой деятельности.
Не менее важным является и эффективное взаимодействие с родителями по теме ''Культура питания и ее важность для здоровья человека'', ведь , как показывает практика, многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания. А некоторые и вовсе не имеют ни малейшего представления о правильном детском питании.
Формы работы с родителями достаточно многообразны. Это могут быть не только родительские собрания в традиционной форме, но и проведение круглых столов с привлечением диетологов и медицинских работников, просмотр обучающих фильмов, проведение выставок, а также разнообразные творческие викторины, конкурсы. Особенное внимание при работе с родителями следует уделить совместным мероприятиям с детьми: это могут быть праздники, интерактивные игры и совместные проекты, в которых смогут принять участие не только родители, но и дети, что позволит не только помочь в разъяснительной работе , но и поможет в объединении и сплочении семьи.
№ п/п |
Тема занятия |
Взаимодействие с родителями |
1 |
Если хочешь быть здоров |
Предварительное анкетирование родителей с целью выявления знаниями в области культуры питания |
2 |
Самые полезные продукты |
Родительское собрание «Правильное питание – залог здоровья» |
3 |
Удивительные превращения пирожка |
Своя игра «Путешествие по стране Здоровье» |
4 |
Кто жить умеет по часам |
Оформление фотоальбома «Я расту» |
5 |
Вместе весело гулять |
Фотоконкурс «Душа на месте, когда семья гуляет месте» |
6 |
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной |
Проект «Как делают кашу в разных странах мира» |
7 |
Плох обед, если хлеба нет |
Экскурсия в Хлебокомбинат, конкурс синквейнов на тему «Обед» |
8 |
Время есть булочки |
Круглый стол «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым». |
9 |
Пора ужинать |
Конкурс вредных советов «Много есть вредно, а мало - скучно». |
10 |
Веселые старты |
Конкурс плакатов «Моя семья–самая спортивная » |
11 |
На вкус и цвет товарищей нет |
Конкурс инсценированных костюмов «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». |
12 |
Как утолить жажду… |
Дегустационный зал «Чудо-напиток» |
13 |
Что помогает быть сильным и ловким |
Праздник Картошки |
14 |
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты |
Интерактивная игра «В день по яблоку съедать – век болезней не видать». |
15 |
Праздник здоровья |
Кулинарный поединок «В гостях у сказки» |
Оценка эффективности работы по данной методике.
Можно много говорить о том, как нужно правильно питаться, и как этого делать не стоит. А можно пойти по более лёгкому пути и призвать на помощь литературу. Ведь именно герои литературных произведений вкупе с замечательной программой о правильном питании, разработанной М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой, помогут в лёгкой и доступной форме сформировать у детей представления об основных требованиях к режиму питания, помогут им освоить практические навыки рационального питания и пробудят интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.
Правильность данного утверждения подтверждает анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания, которое показывает не только повышение уровня знаний о правильном питании, но и
Практическое применение полученных знаний на практике.
№ |
Название темы |
Литературные произведения |
Итоговый продукт |
1 |
Если хочешь быть здоров |
А. Барто «Зарядка», И. Левченко «Зарядка» В. Пахомов «Чтоб здоровым быть сполна» А. Бах «Надо спортом заниматься» А. Мальцев «Моя тренировка» |
Составление комплекса утренней зарядки. Демонстрация комплекса. |
2 |
Самые полезные продукты |
С. Я. Маршак «Мороженое» Л. Огурцова «Олежка-сладкоежка» Н. Ю. Чуприна Кошка в гостях у свиньи» |
Презентация « Мой поход в магазин». |
3 |
Удивительные превращения пирожка |
М.Бородицкая «Булочная песенка» Ю. Мориц «Пирожок» |
Составление сказки «Язык-озорник». |
4 |
Кто жить умеет по часам |
Л. Зимина «Режим дня» С. Лесникова «Кто жить умеет по часам» С. Баруздин «Ведут часы секундам счёт» |
Книжка-малышка «Один день из моей жизни». |
5 |
Вместе весело гулять |
И. Токмакова «Поиграем» Д. Хармс «Игра», «Лыжная прогулка в лес» С. Рагулина «Страна Играйка» В. Вин «Прятки» |
Проект «Моя страна Игралочка». |
6 |
Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной |
А. Прокофьев «Вечером» Русская нар сказка «Каша из топора» Е. Раннева «День варенья»
|
Доклад (презентация) «Приключения маленького зёрнышка». |
7 |
Плох обед, если хлеба нет |
О.Ребрикова «Мама на кухне готовит обед» В. Орлов «Повар, повар, где обед?» М. Халеева «Был и нету» |
Создание афиши «Питайтесь правильно! Приходите к нам на обед!» |
8 |
Время есть булочки |
В. Донская «Почему мычишь, Корова?» М. Бородицкая «Убежало молоко» М. Парошин «Полдник» |
Создание сказки «Приключения Пирожка и Булочки».
|
9 |
Пора ужинать |
Н.Ю.Чуприна «Поросёночек Пончик» М. Пляцковский «Кому что нравится» |
Корзина идей «Самый полезный и вкусный ужин». |
10 |
Весёлые старты |
В. Безладнов «Чтобы быть всегда здоровым» «Чтоб здоровым быть сполна…» |
Проект « Я люблю спорт». |
11 |
На вкус и цвет товарищей нет |
В. Драгунский «Что любит Мишка» |
Создание кулинарного рецепта блюд с добавлением пряностей "Пряности добавляем – новый вкус получаем".
|
12 |
Как утолить жажду |
Русская народная сказка «О живой воде и молодильных яблоках» |
Создание авторского напитка и его презентация. |
13 |
Что помогает быть сильным и ловким |
Б. Заходер «Диета термита» С. Миллиган «Обжора» С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
|
Советы наоборот – что нужно сделать для того, чтобы не быть ловким и сильным. |
14 |
Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты |
Г. Граубин «Радуга в огороде» Русская народная сказка «Вершки и корешки»
|
Создание панно «Лукошко витаминов». |
15 |
Праздник здоровья |
А. Никулина «Быть здоровым-это модно» |
Творческое эссе «Здоровым –быть модно!» |
Литература:
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013, 79 с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013, 72 с.
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
http://www.dityachi-zagadky.org.ua/categor
Голдина Лилия Вильевна